Гендиректор ЦКБ имени Алексеева: по морям России пойдут "Циклоны"
Скоростные суда на подводных крыльях (СПК) — поистине уникальные технические объекты. Благодаря своей конструкции их корпуса приподнимаются над поверхностью воды, что позволяет развивать скорость, втрое превышающую скорости обычных водоизмещающих судов. Разветвленная сеть рек в нашей стране, наличие больших озер и водохранилищ обеспечивает развитие пассажирских перевозок на этом уникальном типе транспорта.
Более того, суда на подводных крыльях скоро вернутся и на море — на прошедшем Гидроавиасалоне глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил о том, что в России будут созданы высокоскоростные суда на подводных крыльях для морских перевозок. Проект СПК получил название "Циклон".
О разработке и строительстве СПК нового поколения в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева Сергей Итальянцев.
— Сергей Анатольевич, какие проекты судов на подводных крыльях создает сегодня ваше конструкторское бюро?
— Суда на подводных крыльях являются нашей ключевой компетенцией. На самом деле это до сих пор очень востребованный вид продукции на реках нашей страны и за рубежом. Прежде всего это знаменитые "Метеоры". Имея озерный класс Российского речного регистра, они эксплуатируются и на реках, и на водохранилищах. До сих пор "Метеоры" являются единственным безальтернативным видом транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока — там, где слабо развита сеть автомобильных дорог.
Есть несколько маршрутов, на которых перевозку пассажиров выполняют только СПК проекта "Метеор", так как судам других проектов или не хватает дальности хода, или же они более тихоходны, а там очень большие расстояния и за световой день нужно преодолеть около 600 км.
Мы сейчас разработали и строим серийно речное пассажирское судно проекта "Валдай-45Р", предназначенное для внутриобластных речных маршрутов на линиях протяженностью до 400 км. Вместе с тем для судоходных компаний также необходимо судно для магистральных маршрутов, которое сможет преодолевать водохранилища и обеспечить скоростную перевозку пассажиров по Волге из Нижнего Новгорода в Казань, Кострому, Ярославль.
И сейчас мы приступили к проработке нового проекта "Метеор V2". Рассчитываем, что к 2020−2021 году будет построен опытный образец судна. Название "Метеор" мы сохранили, потому что оно действительно знаковое. Надеемся, что новый "Метеор V2" будет востребован не только на Волге, но и в Петербурге, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. У СПК нового поколения — большое будущее.
— Что делаете для морских маршрутов?
— Помимо судов речного и озерного класса мы занимаемся созданием новых морских пассажирских СПК. В советское время морские СПК пользовались большой популярностью — даже, может быть, больше за границей, чем у нас. Это, например, пассажирские СПК "Комета 120М", которые серийно строятся по нашему проекту. Летом этого года головное СПК проекта "Комета 120М" приступило к эксплуатации вдоль Черноморского побережья по маршруту Севастополь — Ялта — Севастополь. Торжественная презентация "Кометы" в Севастополе прошла с участием премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Построив вместе с заводом "Вымпел" головную "Комету 120М", ЦКБ участвует в строительстве второго и третьего СПК.
— В какой срок планируете их сдать?
— В следующем году должны быть сданы оба судна, поэтому работа ЦКБ с заводом сейчас очень напряженная. Сейчас мы разрабатываем линейку судов на подводных крыльях нового поколения, что обеспечит развитие скоростных перевозок пассажиров по внутриобластным и межрегиональным маршрутам, а также перевозки вдоль морского и океанского побережий.
— Океанские СПК — это как раз "Циклоны", о которых говорил Денис Мантуров?
— Да, океанский проект — это двухпалубный "Циклон-М" нового поколения. По сравнению с СПК проекта "Комета", у которой дальность плавания 300 миль, а пассажировместимость 120 человек, СПК "Циклон" нового поколения сможет брать на борт до 300 пассажиров при дальности плавания 700 миль. Это будет новое, современное и красивое судно.
Нужно сказать, что в 1980-е годы по проекту ЦКБ был построен одноименный газотурбоход, который был востребован пассажирами и много лет успешно эксплуатировался на Балтийском и Средиземном морях. Однако в то время "Циклон" так и остался в единственном экземпляре.
— При наличии заказчика сколько потребуется времени для строительства головного образца?
— Три-четыре года.
— Вопрос передачи прав на строительство не рассматриваете?
— Почему же, рассматривается любая кооперация, любые совместные работы по созданию СПК нового поколения.
— Что нового будет в "Циклоне" по сравнению с проектом 80-х годов прошлого века?
— Полностью переработанная энергетическая установка. В старом проекте были вопросы по эксплуатации силовой установки, так как она состояла из главного и вспомогательного двигателей. На новом СПК предусматривается установка двух главных двигателей — газотурбинных агрегатов М70ФРУ производства рыбинского завода "Сатурн".
Для обеспечения комфортных условий для пассажиров и экипажа предусмотрена установка современных кресел авиационного типа, система кондиционирования судового исполнения, наличие возможности подключения интернета и подзарядки гаджетов. Это будет комфортабельное современное судно с дизайном, соответствующим последним тенденциям мирового быстроходного судостроения.
То же самое и с крыльевой системой. Гидродинамическая компоновка СПК обеспечит максимальный комфорт пассажиров при любом допустимом волнении. С этой целью на СПК будет применена система "Шторм", которая обеспечит автоматическую перекладку закрылков для уменьшения качки и перегрузки.
— Оно будет композитным?
— Корпус и надстройка будут выполнены из коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава, а рулевая рубка, двери и многие элементы отделки — из композитных материалов.
— Какова емкость собственного производства ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева?
— ЦКБ сейчас на своем производстве может строить четыре-шесть судов проекта "Валдай 45Р" в год. Производство постоянно расширяется и по мере поступления новых заказов оснащается современным оборудованием и станками. Наша стратегическая задача — выстроить работу нашего предприятия на основе полного инжиниринга, "от бумаги до железа". В настоящий момент мы проводим насыщение производственных мощностей под серийное строительство нескольких проектов судов на подводных крыльях.
— В интервью ТАСС глава компании "Радар ммс" Иван Анцев рассказывал про идею создать убирающиеся подводные крылья…
— Это очень важная тема. Суда на подводных крыльях востребованы в регионах, где нет никакой инфраструктуры, в том числе причалов. Поэтому необходимо обеспечить подход судна к необорудованному берегу, что невозможно выполнить судну с обычными подводными крыльями.
Поэтому ЦКБ рассматривает в будущем возможность оборудовать СПК речных проектов убирающимися или складывающимися носовыми подводными крыльями. Самое главное — придумать и отработать саму принципиальную схему подъема крыла.
— Насколько вы продвинулись в создании этой технологии? Когда ее можно будет внедрять в жизнь?
— ЦКБ разработало несколько вариантов схемы подъема носового крыла. Мы планируем в 2019 году отработать эти схемы на действующем макете и через год построить вариант СПК "Валдай 45Р" с подъемным носовым крылом.
— А где можно использовать гражданский экраноплан "Чайка", который вы также разрабатываете?
— Пассажирские экранопланы "Чайка" могут быть востребованы на больших морских расстояниях например между островами в Юго-Восточной Азии. Скоростное преодоление больших расстояний покажет их эффективность. Вместе с тем нужно понимать, что экраноплан по стоимости значительно превышает стоимость любого судна. Это все-таки больше самолет с точки зрения технического насыщения и оборудования. И нужно точно знать, где его использовать, чтобы получить максимальную эффективность. Сейчас интерес есть у инозаказчиков. В России надо посмотреть маршруты у нас на Дальнем Востоке. Перспективы у этого вида транспорта однозначно есть, потому что в наше время скорость решает все.
— В какой степени проработки находится "Чайка"?
— В рамках технического проекта. Мы, в принципе, уже полностью готовы разговаривать с потенциальным заказчиком.
— А на Севморпути экранопланы нельзя использовать? Торосы им не помеха?
— Торосы не помеха, экраноплан перелетит их, сможет сесть на ледовый аэродром. По применению экранопланов на Севморпути надо отталкиваться от транспортных потребностей в регионе и модели использования: необходимо проработать много вопросов, в том числе места взлета и посадки, порт базирования. Севморпуть — это все-таки не гладкая дорога.
Кроме того, для Севморпути ЦКБ сейчас прорабатывает возможность создания транспортных платформ на воздушной подушке.
— Про них расскажите, пожалуйста.
— Во время перестройки ЦКБ по СПК построило первый образец 25-тонного судна на воздушной подушке "Сибирь". Это было грузовое транспортное судно. Подобные платформы и сейчас очень востребованы в районах Крайнего Севера, для северного завоза и других подобных задач. В наших планах — возобновить этот проект.
— Где такие суда будут проходить обслуживание и ремонт?
— Мы готовы обучать судоходные компании обслуживанию наших судов, а также обучать судоводителей. Например, наш судоводитель-инструктор будет ходить какое-то время вместе с обучаемым на пробных рейсах в местах эксплуатации, показывать ему все нюансы, учить, как правильно использовать все возможности скоростных судов.
— Какое будущее у всех этих видов транспорта?
— Будущее за скоростными судами. Скорость доставки людей и грузов будет все решать.
Беседовала Анна Юдина