Все новости

Глава ГИБДД: стремимся к нулевой смертности на российских дорогах к 2030 году

Михаил Черников ГИБДД России
Описание
Михаил Черников
© ГИБДД России

Какие нововведения ожидают водителей на дорогах России, как обсуждается законопроект, объединяющий "площадку" и "город" при сдаче экзаменов на права и зачем нужна дополнительная, "полицейская", маркировка автомобилей — в интервью ТАСС рассказал глава Госавтоинспекции России Михаил Черников.

— Михаил Юрьевич, вы уже год как возглавляете одно из самых крупных подразделений МВД России. Чего удалось достичь за это время?

— Главным считаю, что за это время удалось не допустить снижения темпов в работе по сохранению жизней наших граждан от последствий дорожно-транспортных происшествий. Отмечу, что в настоящее время последовательно изменяются подходы к работе Госавтоинспекции, а именно утвержден административный регламент по дорожно-патрульной службе, воссозданы контрольно-профилактические подразделения Госавтоинспекции, оптимизируются процессы в области регистрации транспортных средств и выдачи водительских удостоверений.

В целом отмечу, что дороги страны становятся безопаснее.

Основные показатели аварийности сокращаются

При этом президентом России поставлены новые очень ответственные задачи. Фактически сейчас совместно с другими министерствами и ведомствами в рамках работы над национальным проектом "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и Стратегией безопасности, создается механизм, который будет работать на достижение цели — снижения к 2024 году смертности населения от дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза и стремления к нулевому показателю смертности в дорожных авариях к 2030 году.

— По данным страховщиков, с каждым месяцем увеличивается число автомобилистов, которые оформляют ДТП без участия сотрудников полиции. В чем вы видите плюсы европротокола для Госавтоинспекции?

— Необходимо отметить, что доля водителей, оформлявших ДТП по европротоколу, то есть без вызова сотрудников полиции, в целом по России с начала года составила более 42%. Годом ранее она была на уровне 36%.

За девять месяцев 2018 года европротоколом при оформлении ДТП воспользовались более 484 тыс. автовладельцев. Число водителей, обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков при оформлении ДТП по европротоколу, в России выросло на 25,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Мероприятия по популяризации европротокола среди населения проводятся в настоящее время во всех субъектах России. Вместе с тем нами разработан порядок действий сотрудников Госавтоинспекции при поступлении информации о ДТП, подпадающих под условия европротокола, а также схема возможных действий водителей в случае ДТП. Кроме того, на официальном сайте Госавтоинспекции создан сервис с алгоритмами действий участников ДТП в зависимости от конкретных условий происшествия.

Госавтоинспекция активно поддерживает дальнейшее совершенствование процедуры европротокола, чье развитие способствует увеличению количества самостоятельно оформленных гражданами ДТП. Это позволяет значительно уменьшить количество заторов, неизбежно возникающих в результате практически любых, даже самых незначительных дорожно-транспортных происшествий. Эти обстоятельства к тому же соответствуют целям и задачам Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации, рассчитанной на 2018–2024 годы.

— Госавтоинспекция представила на общественное обсуждение проект поправок в правила приема экзаменов на право управления автомобилем и выдачи водительских удостоверений. Много ли предложений поступило от общественности?

— Необходимость изменения подходов к проверке навыков управления автомобилями у кандидатов в водители обусловлена в первую очередь результатами анализа причин совершения ДТП по вине молодых водителей. Основные причины их совершения — несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушение правил проезда пешеходного перехода, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушение требования расположения транспортного средства на проезжей части.

Несомненно, проблема качества подготовки водителей должна решаться комплексно, и предложенный проект поправок в правила проведения экзаменов является одним из шагов на пути к сокращению негативных последствий от недостаточных навыков управления автомобилем на дорогах.

Основные причины ДТП по вине молодых водителей — несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушение правил проезда пешеходного перехода, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушение требования расположения транспортного средства на проезжей части

Предложенные изменения получили широкий отклик со стороны граждан, профессионального и экспертного сообщества. Только по результатам общественного обсуждения поступило более 800 отзывов и предложений. Их анализ свидетельствует о диаметрально противоположных точках зрения на проект, при этом значительная их часть характеризует его позитивно и поддерживающе, с конкретными конструктивными предложениями.

Большая часть из всех поступивших отзывов уже проработана с представителями профессионального сообщества, с которыми детально обсуждались предложенные новации и возможные механизмы оценки навыков будущих водителей.

— В августе президент подписал закон о регистрации транспортных средств, который вступит в силу уже через год. Путь его принятия был очень длинным. Чем этот закон будет полезен и что Госавтоинспекция ждет от его реализации? Что за новые организации в нем прописаны?

— Хочу отметить, что Госавтоинспекция остается основным органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств. Учитывая, что закон позволяет уполномоченным организациям участвовать в процессе регистрации, ГИБДД будет осуществлять контроль за их деятельностью, что позволит исключить возможные нарушения прав граждан с их стороны.

Из наиболее значимых изменений, установленных законом, следует отметить создание института специализированных торгующих организаций, которые будут участвовать в регистрации транспортных средств. На них, в частности, будут возложены полномочия по подготовке комплекта документов от имени заявителя, идентификации транспортного средства и заявителя, а также подача заявления и документов от имени заявителя непосредственно в регистрационное подразделение Госавтоинспекции.

Законом, в частности, исключается выдача государственных регистрационных знаков подразделениями Госавтоинспекции. Так, после прохождения всех необходимых административных процедур, связанных с регистрацией транспортного средства, подразделение Госавтоинспекции будет присваивать транспортному средству лишь государственный регистрационный номер и выдавать свидетельство о регистрации транспортного средства. Что же касается государственного регистрационного знака, то есть самих пластин, владелец транспортного средства будет их изготавливать самостоятельно в уполномоченной организации.

Также законом предусмотрено нанесение на автомобили дополнительной, так называемой полицейской маркировки

Это позволит защитить права граждан, автомобили которых утратили маркировку в результате уничтожения коррозией или из-за проведенного ремонта, либо подделки, сокрытия, изменения или уничтожения вследствие противоправных действий третьих лиц.

В настоящее время нами ведется разработка пакета нормативно-правовых актов, необходимых для реализации норм данного закона.

— Какие законопроекты в области дорожной безопасности находятся на рассмотрении депутатов? Чего ждать водителям?

— Разработан законопроект, который предусматривает изменения в КоАП в части установления административной ответственности за опасное вождение, запрет на которое в 2016 году был введен в Правила дорожного движения. Предполагаемая административная ответственность — штраф в размере 5 тыс. рублей. Разработан еще один законопроект, касающийся также внесения изменений в КоАП в связи с передачей части полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, которые были зафиксированы автоматическими комплексами фото- и видеофиксации органам исполнительной власти субъектов по всей России. Также хочется отметить, что в настоящее время прорабатывается законопроект, предусматривающий административное наказание за нарушения ПДД без составления протокола, если данное нарушение зафиксировано посредством гаджетов, в которых имеется видеокамера, иначе мы его называем "Народный инспектор".

— ГИБДД выступает соразработчиком каких-либо законопроектов?

— Да, в настоящее время в Госдуму внесены законопроекты, разработанные другими ведомствами, но затрагивающие безопасность дорожного движения. Например, это законопроект, разработанный Минстрансом, об усилении административной ответственности за нарушение правил движения через железнодорожные пути: предлагается увеличить штраф за это нарушение до 5 тыс. рублей. Также Минтранс разработал проект закона, касающийся установления ответственности перевозчика за нарушение режима труда и отдыха водителей. Здесь устанавливается возможность привлечения к ответственности должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц согласно статье 11.23 КоАП РФ.

Хочу еще отметить, что Минтрансом разработан законопроект, предусматривающий залог за задержанное транспортное средство. Если водитель обнаружен за рулем в состоянии опьянения, то предполагается задерживать транспортное средство либо до уплаты административного штрафа в размере 30 тыс. рублей, либо до внесения залога, равного сумме штрафа, который будет назначен нарушителю. Указанная мера должна сыграть превентивную роль и сократить число правонарушений.

Пока могу сказать о таких законопроектах.

— Вы активно включились в работу на международном уровне, о каких наших достижениях можете рассказать?

— Россия прочно заняла лидирующие позиции во взаимодействии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения среди государств — членов ООН. Кроме того, наша страна традиционно становится автором специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по тематике дорожной безопасности, которые принимаются каждые два года. Последняя была представлена первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником полиции Александром Горовым на заседании в апреле 2018 года. Россия внесла вклад в подготовку Целей устойчивого развития — программного документа ООН на период до 2030 года, обеспечив поддержку включения в них вопросов безопасности на дорогах.

Кроме того, по тематике безопасности дорожного движения мы активно взаимодействуем с региональными комиссиями ООН, Всемирной организацией здравоохранения, другими международными организациями и иностранными партнерами. В частности, в сентябре мы приняли участие в семинаре, посвященном разработке и реализации стратегии "Vision Zero" в Швеции. Эта стратегия ориентирована на то, чтобы полностью исключить гибель людей на дорогах. Опыт наших европейских коллег оказался нам весьма полезен и актуален с учетом того, что в этом году президентом и правительством МВД были поставлены амбициозные цели сокращения смертности в ДТП, включая стремление к "нулевой смертности" к 2030 году. Мы продолжим работу в этой сфере, что будет способствовать в том числе укреплению авторитета нашей страны в международном сообществе.

— Одна из проблем — детский травматизм на дорогах. Как вы ее решаете?

— Несмотря на проводимую нами работу со взрослыми участниками дорожного движения, более половины, а если быть точным — 62% детей погибли в качестве пассажиров транспортных средств. Беспечность взрослых, которые ответственны за поведение детей на дорогах, приводит к непоправимым последствиям. Так, за восемь месяцев этого года зарегистрировано более 13 тыс. ДТП с участием детей, в которых 432 ребенка погибли и свыше 14,2 тыс. получили травмы.

Хочу здесь сказать, что правительством России в этом году утверждена Стратегия безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы, которая является основой для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на всех уровнях. Одно из важных направлений стратегии — изменение поведения участников дорожного движения. И здесь без последовательного усиления совместной деятельности по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении не обойтись. Я здесь имею в виду, что эффективность обучения детей основам безопасного поведения на дорогах, осуществляемого в детских садах и школах, возрастает, если в нем принимают активное участие родители. Второе, не менее важное направление стратегии — повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения — детей и пешеходов. Отмечу, что каждый второй ребенок-пешеход, пострадавший от наезда автомобиля в темное время суток, не имел при себе световозвращающие элементы, а каждый седьмой ребенок-пассажир пострадал в ДТП из-за нарушений водителями правил перевозки пассажиров. Таких данных можно привести достаточно много, но практически каждое происшествие — это оплошность взрослых.

Также хочу обратить внимание, что нам еще предстоит проработать вопрос о популяризации ЮИДовского движения (Юные инспекторы движения России — прим. ТАСС) и дальнейшего вовлечения его участников в образовательный процесс на базе детско-юношеских автошкол. От эффективности выстроенной непрерывной системы воспитания и обучения детей основам безопасного поведения в транспортной среде в целом зависит безопасность на дорогах нашей страны.

— В чем, на ваш взгляд, сегодня заключается роль сотрудника Госавтоинспекции на дороге?

— Сотрудники Госавтоинспекции, действуя в строгом соответствии с законом, должны быть гарантом безопасного и комфортного движения по нашим дорогам, создавать у дисциплинированных водителей и пешеходов чувство взаимного уважения, спокойствия, уверенности и защищенности от дорожно-транспортных происшествий, беспредела и хамства на дороге. А злостные нарушители должны, наоборот, быть уверены в неотвратимости наказания.

А если отвечать на ваш вопрос не словами закона, то, на мой взгляд, сотрудник ДПС должен выполнять роль "Рыцаря дорог" или роль "Дорожного ангела", который всегда стоит за спиной и оберегает законопослушных участников дорожного движения.

Беседовала Ирина Вельматова