14 декабря 2018, 09:00,
обновлено 14 декабря 2018, 09:00
Интервью

Юрий Николаев: не хочу возрождать ни "Утреннюю почту", ни "Утреннюю звезду"

Юрий Николаев . Артем Геодакян/ ТАСС
Юрий Николаев
Легенда отечественного телевидения — о юбилее, группе ABBA и рождении звезд

Без преувеличения человек-легенда отечественного телевидения, народный артист России Юрий Николаев 16 декабря отмечает 70-летие. В "Утренней почте" он воспитывал музыкальные вкусы советских людей, знакомил с западной культурой. Из его "Утренней звезды" в 1990-е вырос не один десяток звезд сцены. Кто-то помнит его в "Спокойной ночи, малыши!", а кто-то — в "Танцах со звездами".

В интервью ТАСС телеведущий рассказал, что не испытывает ностальгии по прошлым проектам, о юбилейном концерте в "Крокус Сити Холле", о худсоветах, которые могли бы бороться с нецензурной лексикой на сцене, и о том, поучаствует ли Алла Пугачева в его нынешнем проекте "Честное слово".

— Юрий Александрович, как готовитесь к юбилею? С какими мыслями подходите к нему?

— Нервно. Очень много вопросов, которые я должен решить. За такую долгую жизнь на телевидении, да и не только, главное, в чем мне повезло, — это огромное количество встреч с очень хорошими, удивительными людьми, которых я считаю своими учителями, хотя они об этом даже не знают. Кто-то из них в своих фразах, воспоминаниях что-то мне кидал, и это оставалось.

— Не думали оформить это в виде книги, мемуаров?

— Я почему-то считаю, что такие воспоминания — в книге — это подведение итогов. А я не хочу подводить никаких итогов. Я хочу отметить день рождения, пригласить друзей, поблагодарить их. Это будет в "Крокус Сити Холл".

Так или иначе, например, в интервью я же уже возвращаюсь на многие годы назад. Как писал Геннадий Шпаликов:

По несчастью или к счастью,

Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места.

Даже если пепелище

Выглядит вполне,

Не найти того, что ищем,

Ни тебе, ни мне.

Гениальные стихи. Возвращения в те любимые места, в те любимые ощущения всегда очень опасны, я уже проходил это.

Иногда приезжаешь в город, с которым связаны только хорошие воспоминания, встречаешься с человеком, который подарил тебе удивительные минуты или даже секунды общения, и ты ждешь от этого чего-то. Но, увы, время прошло, и город другой, и он или она другие, и я совершенно другой. И склеить свои прошлые ощущения с нынешними достаточно сложно

— На концерте в "Крокусе" какую роль отвели себе — привычное амплуа ведущего или как-то иначе все будет оформлено?

— Это будет оформлено иначе. Я считаю, что за 50 лет я уже столько наговорился и на сцене, и на телевизионном экране, что готов два с половиной часа просто послушать выступления. А они будут очень интересные: будут необычные дуэты, будут интересные тексты и будут все звезды. Я хочу, чтобы все прошло динамично и весело. Никакой грусти! Да, воспоминания наверняка будут, но я предупредил всех друзей, что диалога не будет и их фразы я не стану подхватывать. А то получится ток-шоу, это не интересно зрителю.

— Кому же доверите вести праздник?

— Музыкальная редакция предложила, а они согласились — "для Юрия Саныча — с удовольствием": Яна Чурикова, Сергей Лазарев, Максим Галкин и Валерия.

— Пригласили ли на юбилей кого-то из тех, кому вы и "Утренняя звезда" дали путевку на сцену?

— Конечно. Мало того, эти бывшие детишки, которые выступали в "Утренней звезде", выйдут со своими детьми и будут с ними петь. Например, Юлия Началова. И это не единственный необычный дуэт. Слава Добрынин выступит с Жасмин, Григорий Лепс кое с кем споет.

— Что называется, положа руку на сердце, слушая тогда еще детей, подростков, видели ли вы, что их ждет большое будущее на эстраде?

— Конечно, когда я увидел тех же Юлю Началову или Валерию, я сразу сказал: "Если с мозгами все будет хорошо, то это звезда". Пелагея тоже.

— Что вас в них цепляло?

— Прежде всего, искренность и органика исполнения — когда вот здесь (показывает на сердце) все совпадает с текстом и тем, что происходит на сцене. Это даже важнее, чем вокальные данные. Вот взять двух исполнителей. Один поет точно-точно, каждая нотка — в "десятку", двигается отлично. Но я вижу, что все это выстроено по сантиметрам. А другой поет иногда мимо нот, двигается явно не так, как ему говорил педагог, но в нем такая энергетика, такое внутреннее желание понравиться и показать, что он приготовил, что, конечно, я отдаю предпочтение ему.

Вообще я считаю, что ни один конкурс не может быть объективным. Не потому что там какие-то закулисные дела, а потому что у каждого в жюри свои критерии: кто-то нравится, а кто-то нет. И вне зависимости от того, какое место в нем занимает артист, это всегда только аванс.

Никакой гарантии карьеры ни один конкурс не дает, и примеров тому огромное количество

Кстати, изначально я не задумывал "Утреннюю звезду" как конкурс. Я взял конкурсную основу для сюжета, для интриги, чтобы зритель начал сопереживать. Но уже через год-полтора передачу стали воспринимать в полной мере как конкурс, я видел афиши: "Лауреат конкурса "Утренняя звезда".

— Как вы оцениваете сегодняшнее музыкальное телевидение? Смотрите программы "Голос", "Песни"?

— Да. "Голос" и "Голос. Дети" — шикарные программы.

— Все ниши в этом сегменте закрыты? Может быть, вам как профессионалу видно, что еще можно придумать в музыкальном телеэфире?

— Наверное, неправильно, что на одной сцене, в одном конкурсе идут рэп и классические вещи. По уму, надо сделать конкурс специально для рэпа, конкурс специально для джаза, для рока и, конечно, обязательно для фольклора, этнического пения. Сейчас я сижу в жюри шоу телеканала "Звезда", они взяли по одному исполнителю из всех округов. Меня так подкупает гортанное пение! Когда это сделано с современной мелодией, мне это очень интересно.

— А поступали ли вам предложения возродить "Утреннюю звезду"?

— Поступали, но я не вижу смысла. Предлагали возродить даже "Утреннюю почту"!

— Поверили бы сейчас телезрители, что концерт составлен по их заявкам?

— Уже тогда не верили, когда я придумывал фамилии тех, кто "нам пишет". Изначально, да, программа состояла из заявок телезрителей, но это было скучно — сидеть и говорить, что по заявке Иванова поет Петров. Поэтому мы придумывали шутки, хулиганили. Конечно, все ждали последнего номера — иностранного исполнителя. Поначалу это был соцлагерь: Карел Готт, Эмил Димитров, "Фридрихштадтпалас". Но "степ бай степ" мы начали приглашать других.

— Была ведь совместная серия программ со шведами.

— Да, это была эпохальная программа для телевидения — 1986 год, "Утренняя почта" в гостях у "Лестницы Якоба". Там были и ABBA, и Род Стюарт.

— Насколько сложно было это сделать на советском ТВ?

— Это было уже начало перестройки. ABBA уже была популярна в Советском Союзе, была легальна. По каким-то мне не понятным критериям что-то было можно, а что-то нельзя. Например, итальянцев, французов и шведов допускали. А что касается американских и английских групп, это проходило с большими трудностями.

— И как же пустили британца Рода Стюарта?

— Его приглашали шведы. Это был почти прямой эфир, мы называли это "хоккейный вариант": днем снимали, а вечером уже был эфир. В 1986 году было потепление, все уже было нормально.

Но я обалдел, когда мне сказали, что надо будет вести диалог с Родом Стюартом. Я выучил несколько фраз, построил маленькое интервью. А он сказал: "Да бросьте. Давайте я лучше пару футбольных финтов покажу?" Он же бывший футболист. Сразу снял напряжение

У меня остались его сольные диски, которые он подарил — один мне, а другой моей супруге. Я ему сказал: "Вы так нравитесь моей супруге!" А он и говорит: "А почему ты не взял ее с собой?" Решил не объяснять ему во время эфира, что в те времена мужа с женой старались в командировку не отправлять — видимо, думали, что останутся. Во-вторых, я сам проходил столько комиссий, чтоб поехать в Швецию! Эта программа очень многое сделала не только для музыкальной редакции Центрального телевидения, но для всего нашего телевидения.

— Какие еще встречи вам так запомнились?

— Их огромное количество! Джек Николсон, Марчелло Мастроянни… С Марчелло была неприятная для меня история. Это было в Ленинграде, он снимался у Никиты Михалкова, и Никита Сергеевич предложил нам пойти погулять, потрепаться. Мой английский позволял. Мы идем по набережной, и вдруг из-за угла выбегают тинейджеры, лет по 14–15. "Юрий Николаев, Юрий Николаев", — и дают мне какие-то бумажки, чтобы я подписал. А я стою с легендой мирового кино. Пишу дрожащей рукой какие-то там автографы, а Марчелло Мастроянни стоит и наблюдает за этой сценой. Пацаны и девчонки на него вообще ноль внимания, а я синий, фиолетовый, желтый, зеленый… Постарался поскорее их отправить, и Марчелло говорит: "Что ты хочешь? Это другое поколение, они смотрят телевизор, а не кино". Точно как сейчас, когда все используют компьютеры и не смотрят телевизоры.

— То есть он не обиделся?

— Наоборот, он успокаивал меня, мол "не дергайся, это закономерно". У меня же сейчас тоже бывают случаи, когда 12–13-летние подходят к современным исполнителям, а ко мне так: "Здрасьте!" Я с пониманием отношусь. То же самое, когда ко мне подходят за автографами те, кому лет 30: они не интересуются молодыми исполнителями. Это закономерно.

 И все же почему вы против возрождения "Утренней почты" или "Утренней звезды"? Мы живем в эпоху ностальгии, вероятно, это было бы востребовано.

— Аналогичные программы уже существуют. А телезрители — я благодарен им — помнят ту "Утреннюю почту", помнят даже песню, которую я пел, и цитируют какие-то фразы из программы. Мне это приятно. Но сейчас возвращаться… Люди же будут сравнивать — меня с тем Николаевым и в целом с огромным количеством других программ. Не хочу возрождать ни "Утреннюю почту", ни "Утреннюю звезду". И так достаточно воспитанников благодарны мне, говорят об этом. Нет смысла, нельзя войти дважды в одну реку.

— Не могу не поговорить с вами, человеком, близким к музыкальной индустрии, об истории вокруг отмены рэп-концертов в регионах. Одна из претензий к исполнителям  нецензурная лексика. На ваш взгляд, допустим ли мат на сцене?

— Я, как человек из другого поколения, не могу слышать мат ни со сцены, ни с телевизионного экрана. Я считаю это неправильным.

Помню, как еще давно во время концерта один очень известный человек, рассказывая анекдот, произнес крепкое слово. Моя челюсть оказалась на уровне колен, и зал тоже выдержал паузу — все повернулись в сторону одной ложи, где сидело начальство. Когда там засмеялись (анекдот был очень смешной, правда), тогда весь зал стал аплодировать.

— Уже звучали предложения штрафовать исполнителей, которые строят свое творчество на интересе публики к брани. Вы такое приветствуете?

— Я не думал ни о каких наказаниях, но, считаю, должен быть художественный совет из людей, которым мы доверяем, которые прошли большой путь на телевидении или сцене.

— А что они будут оценивать?

— Тексты. Но и когда на сцене раздеваются, это, наверное, тоже неуместно, это для ночных клубов.

— То есть цензурировать только официальные концерты, которые показывают потом по телевидению?

— Если вводить художественный совет, то надо его вводить вообще на все концерты. А что касается телевидения, то частные каналы, наверное, могут делать что хотят. Но и такой канал может включить ребенок, который станет воспринимать это как нормальное актерское поведение.

— Федеральные каналы тоже не всегда успевают отфильтровать или хотя бы "запикать" мат в прямом эфире. Нужны ли здесь какие-то санкции, может, по отношению к гостям эфира, которые это допускают в своей речи?

— Это переизбыток жажды пиариться. И если этого человека наказать, то пресса тут же подхватит, и мы получим обратный эффект — он добьется того, чего хотел.

Почему и я никогда не оспариваю сплетни и небылицы о себе. Сначала я горячился, обращался к знакомым юристам, чтобы подать в суд. А они мне отвечали: "Ну выиграем мы 20 тысяч рублей, а рекламу дадим этому изданию на 20 тысяч долларов. Они только этого и ждут". Написали — и написали. Умный человек в это никогда не поверит.

— Давайте поговорим о вашем сегодняшнем проекте — "Честное слово".

— Программа, которая мне нравится и которую смотрели. Почему говорю "смотрели"? В зимний период ее не будет.

— Холодно сидеть на даче? (Программа стилизована под дружеские встречи ведущего и известных людей на даче — прим. ТАСС)

— Да, хотелось бы солнышка. Не хочется просто на кухне снимать. Будет возрождение этой передачи. Мне нравится эта программа, я чувствовал себя в ней свободно. Я приходил к друзьям, и мы говорили на такие темы, на которые хозяин не стал бы говорить с кем-то, кого не знает. А у нас очень много точек соприкосновения, взятых не из интернета, а из нашей жизни. Они рассказывают много того, чего я не знал. И у нас собралась хорошая съемочная команда, с которой комфортно работать, несмотря на разницу поколений.

— Есть ли кто-то, кого зовете в программу, но человек отказывается?

— Еще в самом начале, в прошлом году, я пригласил Аллу [Пугачеву], с которой у нас прекрасные взаимоотношения, я ее обожаю и считаю талантливейшей и мудрейшей из женщин. Она отказала, и я не стал настаивать, это было бы неправильно с моей стороны. У нее свои соображения по поводу появления на телевизионном экране, она стратегически все это выстраивает, тем более сейчас, в преддверии следующего года (в апреле 2019-го Пугачева отметит юбилей — прим. ТАСС).

Кстати в декабре исполняется ровно 30 лет, как Алла Борисовна Пугачева показала нам свой очередной успешный проект — "Рождественские встречи". И именно 16 декабря. Там вообще получилась интересная история. Я вел "Встречи", а 16 декабря — мой день рождения. Я заказал ресторан на вечер. "Рождественские встречи" идут долго, и я сказал: "Алла, отпусти меня пораньше, я поеду в ресторан, все проверю". Когда она приехала в ресторан, объявила, что меня поздравил весь "Олимпийский". Оказывается, она в конце вечера, представляя всех участников, рассказала, что отпустила меня проверять, правильно ли накрыт стол, что мне исполнилось 40 лет. Была телесъемка, я был уверен, что потом это вырежут, уберут поздравления, а они оставили, и еще два месяца люди меня поздравляли с днем рождения. Такой очень трогательный, искренний подарок мне сделала Алла Борисовна.

Беседовала Анастасия Силкина