15 декабря 2018, 13:00,
обновлено 15 декабря 2018, 13:00
Интервью

Валерий Лимаренко: я приехал в Сахалинскую область на 17 лет

Валерий Лимаренко. Сергей Красноухов/ ТАСС
Валерий Лимаренко
Врио губернатора Сахалинской области о том, на что необходимо обратить внимание при выстраивании отношений с Японией — в интервью ТАСС

Сахалинской области, больше двух месяцев остававшейся без руководителя региона, 10 декабря был представлен новый врио губернатора Валерий Лимаренко, до своего назначения возглавлявший группу компаний АСЭ (инжиниринговый дивизион госкорпорации "Росатом") и имеющий многолетний опыт государственной службы в правительстве Нижегородской области.

В 2015 году Сахалин оказался в центре внимания всей страны в связи с задержанием главы региона Александра Хорошавина. По версии следствия, в должности губернатора он при участии членов созданной им организованной группы в 2014 году получил более 10 крупных взяток за содействие в подготовке и ведению избирательных кампаний на выборах депутатов городской думы Южно-Сахалинска пятого созыва. После его громкой отставки в связи с утратой доверия область возглавил Олег Кожемяко, за которым закрепилась репутация эффективного антикризисного менеджера. Но после его назначения в конце сентября на пост врио губернатора Приморского края область оставалась без руководителя более 70 дней, и 29 ноября депутаты Сахалина приняли обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой скорейшего принятия решения о назначении врио. Без руководителя острова столкнулись с невозможностью принять бюджет на 2019 год и реализовать стоящие перед областью задачи. 7 декабря стало известно о том, что Путин назначил Лимаренко временно исполняющим обязанности губернатора Сахалинской области. 

О том, как полученный в "Росатоме" опыт работы в экстремальных условиях помогает на государственной службе, на что необходимо обратить внимание при выстраивании отношений с Японией и о возможности осуществления программы реновации в Южно-Сахалинске Валерий Лимаренко рассказал в интервью ТАСС.

— Валерий Игоревич, как дался переезд в Южно-Сахалинск и как отреагировала семья?

— Перелет из центра России на Сахалин, учитывая мой предыдущий опыт работы, — это не испытание и не экстремальная ситуация. Для меня такая неожиданная необходимость переезда не стала стрессом. Семья же… Вы знаете, сначала они растерялись, потом огорчились, но после моей первой недели вдали от них — мы не виделись со дня назначения еще — моя семья собралась вместе и решили, что главу семьи нужно поддержать. А семья у меня большая: жена, трое сыновей, две внучки, два внука, моя мама, теща с тестем. В ближайшее время планируют приехать.

— Разница во времени не мешает поддерживать связь с родными? Все-таки восемь часов — вы в Южно-Сахалинске, они в Нижнем Новгороде?

— Нет, я в шесть утра делаю утреннюю пробежку и в это время успеваю позвонить маме, узнать о самочувствии, поделиться с женой планами на день и узнать, как прошел ее день. Какого-то ощущения отрезанности от семьи и от "большой земли" после переезда не возникло. Напротив, стало понятно, что здесь Россия начинается. Когда над Сахалином встает солнце, мне хочется сказать тем, кто в Москве: "Дорогие друзья, все в порядке, солнце встало".

— Как вы узнали о своем назначении на пост врио главы Сахалинской области?

— О назначении я узнал просто — меня пригласил руководитель администрации президента и озвучил предложение, потому что моя фамилия была в кадровом резерве.

— То есть вы проходили курсы подготовки в РАНХиГС, через которые прошли многие главы регионов?

— Да, со мной работали специалисты, я прошел несколько интервью, ряд собеседований и таким образом попал в резерв.

— Экстремальные испытания пришлось проходить? Говорят, что некоторым претендентам в губернаторы приходилось ложиться под едущие бронетранспортеры, например, или прыжки с большой высоты проделывать.

— Знаете, я прошел больше испытаний, и они были посложнее, чем лечь между гусениц движущейся военной техники, потому что работал в "Росатоме" — в по-настоящему экстремальных условиях. Фактически жил в самолете, перелетал на расстояния в тысячи километров — Китай, Бангладеш, Индия — работал в невыносимой, страшной жаре… Я упоминал, что неожиданный перелет на Сахалин — это не стресс и не экстремальная ситуация для меня. Наоборот, здесь, на островах, прекрасные условия климатические, а расстояние от городов центральной России до Южно-Сахалинска, по моим меркам, совсем небольшое.

— Надолго ли планируете оставаться в Сахалинской области, или уже есть карьерные планы, связанные с переездом?

— Я приехал надолго. Могу сказать с точностью до года — на 17 лет. Объясню почему: будучи молодым специалистом я прибыл в Саров в Нижегородской области и прожил там 17 лет. Потом меня пригласили в правительство региона, и я прожил в Нижнем [Новгороде] 17 лет. Теперь же для меня начинается новый жизненный этап, и я уверен, что это будут те же 17 лет. Кстати говоря, через 17 лет мне будет 75 — отличный возраст для мужчины, когда еще можно и трудиться, и продолжать заниматься спортом.

— Что касается кадров — имеющийся у вас опыт работы в крупной компании планируете как-то применять по отношению к членам правительства Сахалинской области? Может быть, есть отработанные управленческие механизмы, которые будут внедрены вами на острове?

— Что будет мной перенесено из работы в "Росатоме" в работу с правительством области? Многое, потому что это огромный, выверенный опыт, принадлежащий атомной отрасли и формировавшийся десятки лет. Он включает в себя уважение к безопасности и порядку, к дисциплине, к временным и финансовым затратам — это отдельная культура, которую мне и хотелось бы перенести на острова.

В целом могу сказать, что, если хочешь получить результат в каком бы то ни было процессе, то необходимо этот процесс выстроить, при условии, что сначала сформированы индикаторы эффективности. Нужно выделить главные задачи, определить, какие показатели должны быть достигнуты,— и выполнить задачу.

— Первые промежуточные итоги работы новых руководителей регионов принято подводить по прошествии 100 дней после их назначения. По мнению экспертов и жителей Сахалина и Курил, для вас основными задачами являются на данный момент принятие бюджета 2019 года и решение точечных социальных проблем. Вы это мнение разделяете или уже сформировали для себя несколько иные задачи и индикаторы эффективности своей работы?

— Наверное, не раскрою тайну, если расскажу, что на встрече с председателем правительства области уже дал поручение дать мне предложения — каких показателей и в каких сферах мы их должны добиться в ближайшие 100 дней. Жить без задач, без определенных целей невозможно, поэтому мы себе в самые кратчайшие сроки поставим. На данный момент для меня очевидно, что за эти 100 дней, во-первых, предстоит решить срочные проблемы людей, во-вторых, заложить стратегические задачи на период среднесрочной и долгосрочной перспективы, то есть на три года и на 10 лет.

— Разумеется, в первую очередь это будет социальная сфера?

— Совершенно верно. Но при этом нельзя забывать и о том, что перед регионом стоят очень важные геополитические задачи. Да, многим обывателям кажется, что Сахалинская область — это окраина России. На самом же деле острова находится в центре событий. Именно мы, Сахалинская область, находимся в центре очень большого и серьезного рынка, на котором присутствуют такие игроки как Китай, все страны АТР, США. Регион становится в течение последних 10 лет центром мира, и для того, чтобы в этом центре достойно были представлены интересы России, эта территория должна быть, с одной стороны, форпостом — с точки зрения оборонных задач, а с экономической точки зрения — флагманом. Должны быть созданы условия, при которых острова смогут выполнять эти важные функции, а они элементарны — должна быть отлажена работа жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, решены проблемы социально-культурных объектов, жилья и транспорта. Сейчас общемировая тенденция такова, что люди стремятся жить там, где экологически чистая среда. В этом отношении Сахалинская область — один из регионов-претендентов на то, чтобы стать неким "райским уголком".

— Вы упомянули о решении транспортных проблем. К развитию транспортной системы вы относите реализацию таких амбициозных проектов, как Сахалинский мост? Или его строительство может привести к наплыву на остров желающих жить, как вы сказали, в "райском уголке"? 

— Руководитель региона не может быть против масштабных строек на территории региона, потому что они способствуют развитию территории, помогают привлечь денежные средства, новых инвесторов, появляются строители, архитекторы — создается дополнительное движение. Но очевидно, на Сахалине должна быть создана такая экономическая база, чтобы вложения в мост были эффективны. Поэтому я считаю, что сначала должны быть достаточно быстро созданы такие условия жизни, чтобы людям не хотелось куда-либо уезжать, а было желание работать здесь, а уже после нужно строить мост.

— Определение Сахалина как форпоста заставляет вспомнить о якобы включении в повестку переговоров по мирному договору с Японией вопроса о передачи части Курильских островов. Действительно ли рассматривается такой вариант?

— Я не слышал, чтобы руководство страны хоть раз упоминало о возможной передаче Курильских островов. Такого просто не было. Япония предлагает диалог на основе договора от 1956 года. Зачем отказываться от этого разговора?

Россия — и это постоянно подчеркивает наш президент — открыта для диалога, мы готовы общаться по любым вопросам, что и происходит сейчас

Россия — и это постоянно подчеркивает наш президент — открыта для диалога, мы готовы общаться по любым вопросам, что и происходит сейчас. Думаю, вместо ведения жарких дискуссий лучше спокойно продолжать работать над улучшением качества жизни на Сахалине и Курилах, развитие которых — задача государственного уровня, над ее решением совместно работают федеральные и региональные власти. Нужно продолжать работать над развитием экономического сотрудничества, и при этом использовать все преимущества региона для того, чтобы, возможно, в чем-то обойти соседей.

— В каких отраслях это возможно?

— Вы же знаете, что мы стоим на пороге четвертой промышленной революции, и мы должны готовиться к этому явлению. Поэтому мы должны быть на первой линии цифровизации и понимать, что именно цифровая культура станет основой развития экономики в ближайшие годы.

— Сейчас Сахалин готов к цифровому порыву?

— Считаю, что потенциал островов в сфере развития цифровой экономики ничем не ограничен. Другое дело, что сейчас нужно мобилизовать работу таким образом, чтобы создать условия, при которых составляющие цифровой экономики правильно развивать, но, если сравнивать с другими территориями, Сахалинская область к этому готова. Мы должны создавать необходимую инфраструктуру инвесторам, которые занимаются цифровыми технологиями, чтобы они как можно быстрее пришли к нам. Конечно, предстоит пройти большой путь, но под лежачий камень, как известно, вода не течет.

— Возвращаясь к бюджету и к вопросу кадров, вы на рассмотрении бюджета в правительстве региона заявляли о том, что у региона есть деньги, но они не осваиваются эффективно. В этой связи не планируете провести кадровые перестановки в правительстве области?

— Нет, я бы хотел, чтобы максимальное количество людей, которые работают в правительстве, остались на занимаемых ими должностях, потому что должна быть преемственность. Более того, хочется опираться именно на тех людей, для которых эта земля — родная, и свою жизнь они связывают именно с Сахалином и Курилами. Но мой жизненный опыт подсказывает, что когда начинается действительно активная работа, то выясняется, что не хватает каких-то компетенций, знаний, и в связи с этим возникает необходимость назначений. При назначении предпочтение будет отдаваться местным кадрам.

— А что с бюджетом на 2019 год в Сахалинской области?

— Закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, мы еще успеваем выслушать все предложения жителей и депутатов, общественных представителей и внести необходимые корректировки. Все действующие соцпрограммы, само собой, будут сохранены — мы это отдельно проговорили и на публичных слушаниях бюджета, и на заседании думы.

Первое, что хочу отметить: такой проблемы, как нехватка денег, в принимаемом сейчас бюджете Сахалинской области нет

Первое, что хочу отметить: такой проблемы, как нехватка денег, в принимаемом сейчас бюджете Сахалинской области нет. В 2019 году собственные доходы региона составят 130,6 млрд рублей, что на 17,6 млрд рублей больше, чем в этом году, еще порядка 30 млрд планируем получить от федерального центра. Ожидается рост поступлений по нефтегазовому проекту "Сахалин-1" и других доходов, не связанных с шельфовыми проектами.

На 2019 год заложено более 85 млрд рублей — это примерно половина бюджета — на социальную сферу (образование, здравоохранение, соцполитика, культура, спорт), в том числе на расширение и введение новых мер поддержки. С нового года планируется на 20% поднять зарплаты всем работникам бюджетной сферы.

Около четверти средств региона — это бюджет развития, ситуация с исполнением которого пока оставляет желать лучшего, но если мы научимся тратить эффективно деньги и рачительно, то можем бюджет развития увеличить в два раза.

— Сколько времени может уйти на то, чтобы эффективно и рачительно осваивать эти средства?

— Как раз в течение 100 первых дней необходимо разобраться, что является помехой, и принять соответствующие решения. Но мне кажется, есть простые и действенные механизмы решения. Например, муниципалитетам областные власти могут помочь в строительстве социальных объектов, взяв на себя специфические составляющие работы — заказ проектов строительства, то есть выполнять функции технического заказчика. Я глубоко убежден, что необходимо разрабатывать уникальные объекты строительства для Южно-Сахалинска — областному центру необходимо свое, узнаваемое лицо, а в ряде территорий — речь не только о столице региона — можно прибегать к типовым проектам при строительстве объектов культуры, спорта, соцучреждений.

Если уже намеченную нами трехлетнюю программу развития региона мы сможем выполнить за два года, я буду считать это большим успехом. Этот успех достижим при условии, что главы муниципалитетов проявят смекалку, заинтересуют всех местных жителей в том, чтобы объединиться и благоустроить свой город, определиться с потребностями в сфере медицины, образования, а деньгами мы их поддержим.

— Вы озвучили интересную мысль о строительстве уникальных объектов в Южно-Сахалинске и создании неповторимого облика города. Значит ли это, что столицу региона может в будущем ожидать масштабная программа реновации?

— Мне бы действительно хотелось, чтобы Южно-Сахалинск был красивым и узнаваемым, и руководство города эту идею поддерживает. Нам нужно приглашать хороших архитекторов, вовлекать население, чтобы вместе найти решения и разработать проект развития города.

Что касается реновации, я не исключаю, что часть объектов на застроенных территориях можно снести, чтобы строить новое жилье вместе с объектами социальной инфраструктуры, а собственникам жилья предоставлять соответствующее жилье в новостройках, то есть идти по тому же пути, что и Москва. В области для этого потребуется принять ряд решений и внести изменения в законодательство.

При этом не стоит думать, что я предлагаю вообще снести город и отстроить заново — при разработке плана развития города нужно обязательно учитывать существующие объекты. Но необходимо деликатно убирать старое и некомфортное жилье, увеличивая в фонде региона долю арендного, муниципального, служебного и ипотечного жилья. На данный момент учреждения здравоохранения почти на 40% неукомплектованы кадрами, а служебное жилье поможет привлечь специалистов. 

— Вы утверждаете, что необходимо строить как можно больше новых объектов, но при этом стоимость стройматериалов на островах в несколько раз выше, чем на материке, что сказывается и на стоимости жилья. Есть уже понимание того, как эту проблему решить без ущерба для бюджета области, муниципалитетов и для самих сахалинцев?

— Думаю, что надо создавать конкурентную среду, нужно вовлекать крупных игроков на рынок, конкурсные процедуры перестраивать таким образом, чтобы возникли ограничения для ненадежных компаний, которые иначе как "Рога и копыта" не назовешь.

С другой стороны, должна быть создана квалифицированная служба заказчика, потому что я уже почувствовал, что существуют нарекания в сфере строительства, во многом из-за низкого качества объектов, построенных в массовом порядке. Кто-то говорит, что это зависит от строителей, но я считаю, что это зависит от заказчика и только от него. Мы работаем в рыночных условиях, строителей много, и вопрос не только в отборе подрядчика, но и в требованиях, которые формируют заказчик, — они играют решающую роль. Нельзя принимать некачественную работу, нужно привлекать недобросовестного подрядчика к ответственности.

— То есть, если выстроить правильную систему формирования заказа и проведения конкурсных процедур, то стоимость материалов не станет помехой для создания необходимого количества качественного жилья?

— Более того, я думаю, что это приведет к значительному снижению их стоимости, а, как вы знаете, именно затраты на стройматериалы составляют до 70% общей стоимости капитального сооружения.

— Вы уже говорили, что хотели бы пойти на выборы в 2019 году как самовыдвиженец. Чем обусловлена такая позиция?

Мне бы не хотелось, чтобы выборы превращались в конкуренцию политических партий, это должна быть конкуренция программ, идей по развитию островного края

— Я глубоко убежден, что выборы, которые будут проходить в Сахалинской области, должны быть нацелены не на партийные интересы, а на государственные. Мне бы не хотелось, чтобы выборы превращались в конкуренцию политических партий, это должна быть конкуренция программ, идей по развитию островного края. Губернатор должен представлять всех жителей Сахалинской области, сотрудничать со всеми политическими партиями и конструктивными общественными силами. Поэтому самовыдвижение мне кажется правильным и честным шагом.

Беседовали Галина Полоскова и Анна Ом