Советник губернатора Коган: в Подмосковье оказалось меньше мусора, чем мы ожидали
Почему вывоз мусора для жителей Подмосковья подорожает, появятся ли штрафы за неразделенные отходы, о нехватке знаний для реализации общероссийской мусорной реформы и о том, что Москва и область должны одновременно начинать разделять мусор, — рассказал в интервью ТАСС советник губернатора Подмосковья в ранге министра, эксперт тематической площадки ОНФ "Экология", экс-министр экологии региона Александр Коган.
— Московская область первой из субъектов РФ переходит на раздельный сбор мусора. Жителей Подмосковья предупредили, что новый подход позволит сократить долю сваливаемых в кучи отходов с 94% до 44% к 2030 году. Однако он потребует сил и денег: стоимость вывоза мусора 1 января вырастет, по ранее озвученным оценкам, в 1,5–2 раза с нынешних 4,79 рубля за 1 кв. м в среднем по области. Разъясните, почему?
— На сегодняшний день инвестиционные программы мусоровывозящих компаний утверждены, тарифы для них по кластерам определены. С 1 января стоимость услуги по вывозу мусора для жителей будет выделена в отдельную строку в квитанции, соответственно, на ее размер уменьшается жилищный платеж.
Пессимистичные прогнозы экспертов о существенном росте тарифа не оправдались. С учетом удорожания утилизации отходов суммарный платеж за ЖКУ в месяц вырастет в пределах 2%. Сейчас в Подмосковье цена за вывоз мусора в составе жилищного платежа варьируется от 1,5 рубля до 11 рублей за 1 кв. м. С 1 января средняя цена тарифа составит 8 рублей за 1 кв. м, и тариф будет одинаков для всего кластера. Житель Московской области будет платить примерно 432 рубля на квартиру 54 кв. м.
Прорабатывается предоставление льгот людям, живущим вблизи объектов по обращению с отходами. Тариф для них будет озвучен в ближайшее время.
— Почему рост тарифа для жителей неизбежен?
— Хочу обратить внимание на следующее. Создавать полигоны в том виде, в котором они были, Подмосковье больше не будет. Точка. Московская область планирует построить 12 мусороперерабатывающих заводов и четыре завода по термическому обезвреживанию. То есть 16 объектов по обращению с отходами, новых, абсолютно экологически чистых, должны появиться. По нашим оценкам, это привлечет 150–160 млрд рублей в эту отрасль. По сути, строится совершенно новая отрасль.
Такие вложения не могут не повлечь рост платежей для населения. Чтобы снизить нагрузку на потребителя, окупаемость строящихся объектов отрасли специально растянули на десять лет. Основную часть затрат на создание и запуск новой системы возьмет на себя бизнес.
К тому же вырастут расходы на эксплуатацию инфраструктуры. Так, вместо прямой дороги на свалку отходы теперь будут вывозиться двумя разными мусоровозами для перерабатываемых и неперерабатываемых фракций на мусоросортировочные комплексы, затем транспортироваться на перерабатывающие предприятия. Непригодные для повторного использования бытовые отходы будут отвозить на заводы термического обезвреживания.
Однако колоссального роста платежей мы избежали. Прежде всего за счет принципа "зеленого тарифа", который будет заложен при работе заводов термического обезвреживания. Он означает, что электростанции, работающие на энергии солнца, ветра, воды и сжигания бытовых отходов, имеют право продавать дороже вырабатываемое электричество в оптовую сеть относительно выработанного за счет классических энергоносителей. Причем на 70–80% разница тарифа распределяется между промпредприятиями. То есть за счет "зеленого тарифа" такие заводы смогут частично нивелировать свои затраты на утилизацию мусора, и в итоге рост платы для населения это сдержит.
— Допустим, некоторых жителей не устроит новый тариф. Поскольку услуга за вывоз мусора будет выделена в отдельную строку, они могут не захотеть за нее платить. Когда накопится дебиторская задолженность, могут ли "полететь с рынка" новые мусорные операторы и возникнуть очередной кризис в отрасли?
— Я кризис прогнозировать не хочу. Я позитивно настроен. Мусорная реформа не имеет права на провал и однозначно запрограммирована на успех. Я понимаю, что, возможно, "гладко на бумаге, но забыли про овраги". Но выбора вообще никакого нет, кроме как двигаться в рамках принятых планов.
Реформа также может столкнуться с саботажем прежних участников рынка, работавших, как правило, по черным или серым схемам. Мусорный бизнес будет обеляться по всем субъектам РФ, это многим будет не нравиться. К этому надо готовиться сейчас.
Принято решение, что Московская область будет формировать свой автопарк мусоровозов, закупать контейнеры для раздельного сбора отходов, чтобы в случае возникновения проблем у регоператора власть могла вовремя среагировать, вмешаться и исключить негативные последствия для жителей.
В этой ситуации необходимо анализировать каждого регионального оператора и иметь некую электронную систему учета и контроля обращения с мусором.
— Откуда жители узнают, что вся мусорная реформа — не профанация, что отходы действительно будут отправляться на сортировку, а не прямиком на свалки?
— Любой человек сможет зайти на сайт либо посмотреть видео с камеры на комплексе переработки или захоронения мусора. Он сможет понять, в какие часы и дни у него будут вывозиться отходы, когда грузовик забрал отходы и довезет ли он их куда положено.
Все мусоровозы будут подключены к системе контроля передвижения — ГЛОНАСС. Есть соответствующий указ президента. Сейчас в Московской области в качестве пилотного проекта к системе подключены уже 400 машин. Помимо этого, в Подмосковье на мусоровозах будут датчики наклона стрелы. Они будут передавать в систему информацию о загрузке или отгрузке отходов. Система отслеживает, чтобы машина шла по заданной траектории, и, если она уходит с нее, подается сигнал. Потом водитель должен будет объяснить, почему он изменил маршрут. Если он поехал по маршруту, то система каждый раз при въезде и выезде со станции перегрузки, сортировки или полигона проверит принадлежность мусоровоза, вес и состав отходов.
В дальнейшем полноценная система будет работать так, что надзорные органы смогут контролировать весь маршрут машин от мусорного бачка до конечной точки, все потоки отходов. Такая государственная информационная система позволит отслеживать, как выполняются территориальные схемы в регионах РФ. Как быстро можно построить такую систему? Если все будут действовать слаженно и нормативные документы будут приняты быстро, то за год такую систему реально построить на федеральном уровне.
Все инструменты для контроля сейчас есть, ими надо правильно воспользоваться, чтобы создать максимально прозрачную систему. Тогда реформа и любые изменения будут восприниматься проще.
Взаимодействие Москвы и Подмосковья
— Как сейчас складывается взаимодействие Москвы и Подмосковья? Продолжит ли столица сгружать отходы в область?
— Нужно отдать должное, руководители Москвы и Московской области взаимодействуют очень конструктивно и стараются выполнять все договоренности. Кризисный этап, когда существующая в Подмосковье инфраструктура переполнялась, а на смену ничего не приходило, пройдет. В 2018 году начали активно строиться заводы по переработке мусора без и с термическим обезвреживанием на территории Московской области.
Но есть четкий план строительства современной инфраструктуры для столичного мусора за пределами Московской области, и Сергей Семенович (Собянин, мэр Москвы — прим. ТАСС) уже об этом говорил несколько раз. Также он говорил, что объемы обращения отходов из Москвы на территории Московской области будут снижаться, совершенствуются уже имеющиеся в Москве объекты. В отношении четырех заводов по термическому обезвреживанию в Подмосковье план принят, что 50% мусора будет поступать из Москвы и 50% — из Московской области.
Какими темпами будут снижаться объемы захоронения столичного мусора в Подмосковье, я не уполномочен говорить. Об этом должны говорить представители Москвы.
— Москва только начинает выстраивать систему раздельного сбора отходов. Сможет ли в этом случае столица отправлять отходы на мусоросжигательные заводы в Подмосковье, учитывая, что пока это будет несортированный мусор?
— Первые два МСЗ в Подмосковье введут в эксплуатацию в 2021 году, другие два — в 2022 году. Поэтому у Москвы для формирования системы раздельного сбора отходов есть три-четыре года, чтобы потом направить на заводы термического обезвреживания свой мусор.
— Как вы считаете, когда в Подмосковье может появиться штраф для жителей за неразделение мусора?
— В первый, 2019 год нет смысла вводить штраф. Когда через год поработали с людьми, рассказали, показали и все объяснили, по логике было бы правильно ввести штраф — это примерно в 2020 году.
— Когда такой штраф может появиться в Москве?
— Все процессы, которые происходят на территории Москвы и Московской области, должны быть гармонизированы. Это надо делать одновременно. Я считаю, что с 1 января 2019 года Москва тоже должна начинать вводить стандарты раздельного сбора отходов, поэтапно.
И ответственность в Москве и в Московской области должна быть гармонизирована. Москва и Московская область связаны одной экосистемой (воздухом, водой, отходами), дорогами, пробками. Даже дачники нас связывают.
Если у Москвы будет иная, отличная от Подмосковной система сбора мусора или мусор будет поступать несортированный, то возрастет нагрузка на нашу инфраструктуру. Придется создавать еще сортировки, рассчитанные на московские отходы. Это приведет к росту расходов и снижению качества вторичного сырья. Чтобы этого избежать, мы должны синхронизировать наши программы, создать общую, понятную для жителей систему.
— Летом 2018 года в Подмосковье в пилотном режиме запустили систему тотального контроля захоронения мусора на полигонах региона. Может быть, первые данные этой системы дали вам понять, насколько изменились объемы вывоза столичного мусора в область?
— Раньше мы были уверены, что совокупно на территории Московской области 9–9,6 млн тонн бытового мусора захоранивались. После внедрения тотальной системы мы пришли к выводу, что эта цифра где-то на миллион-полтора меньше — в районе 8 млн тонн. Это прогноз объема отходов, которые будут захоронены на территории Подмосковья по итогам 2018 года с учетом данных на сегодня. Можно сделать вывод, что достаточно большая часть отходов ушла на переработку и за пределы Московской агломерации, потому что свалить где-то несанкционированно 1,5 млн тонн мусора невозможно.
Но пока мы контролируем только то, что приходит на полигоны, поскольку не все мусоровозы подключены к системе ГЛОНАСС. В контракте с региональными операторами у Московской области указано, что грузовики должны быть оборудованы системой спутникового слежения. Это произойдет в течение 2019 года, и тогда мы будем тотально контролировать перемещение отходов по территории области.
— Как будет сокращаться объем складируемого на полигонах Подмосковья мусора в 2019 году с учетом ввода в эксплуатацию новых перерабатывающих мощностей?
— Уже открыты три мусороперерабатывающих завода: Рошаль, Солопово (Зарайский городской округ) и Серебряные Пруды. Сейчас идет отладка этих заводов, но к концу 2018 года мы планируем, что эти предприятия выйдут на полную мощность. Их совокупная мощность составит около 1 млн тонн отходов.
Я думаю, в 2019 году объем вывозимых на полигоны Подмосковья отходов снизится до 6,5–7 млн тонн. Во-первых, у Москвы есть свои мусоросортировочные предприятия и предприятия по обезвреживанию отходов. Во-вторых, у Москвы есть план по работе с иными регионами. В Подмосковье в 2019 году будут запускаться еще четыре перерабатывающих завода. Совокупная мощность инфраструктуры семи новых КПО составит около 3 млн тонн отходов в год.
— Подмосковье двигается к тому, чтобы московский мусор приезжал только на заводы по термическому обезвреживанию?
— Это будет решать Москва. Сергей Семенович всегда и везде подчеркивает, что операторы отобраны в рамках конкурса, и заключение коммерческих договоров на вывоз отходов — это их полномочия. Они повезут туда, где будет интереснее, дешевле и логистика проще. К концу 2019 года уже будет понятно, куда Москва повезет отходы, потому что в этом уже будут заинтересованы строящиеся в Подмосковье перерабатывающие комплексы.
Чем больше такой комплекс будет загружен, тем быстрее он будет окупаться, тем мягче будет формироваться тариф для жителей.
В регионах дефицит знаний об отрасли
— Подмосковье по объективным обстоятельствам получило импульс к переходу на новую систему обращения с мусором в сложных событиях 2017–2018 годов. Как вы считаете, хватит ли импульса у федеральной и региональной власти для того, чтобы провести мусорную реформу по всей стране?
— Я думаю, что все импульсы уже заданы. Они определены в указе президента и прописаны в нацпроекте "Экология". Институтом создания и развития новой отрасли переработки отходов должна стать создаваемая публично-правовая компания, так называемый федеральный оператор по обращению с отходами. Вопрос теперь в практической реализации реформы.
Проблема с мусором давно есть во многих регионах России. Возьмем, например, курортный город Сочи, куда очень много людей приезжают отдыхать. Или Калининград: абсолютно очевидно, что там отходы никуда не уйдут, кроме как в Калининградскую область из-за территориальной обособленности от остальной части России. Можно попробовать экспортировать мусор, но пока его не ждут иностранные государства. Они говорят, что готовы принять отходы, но ставят такой тариф на их прием, что это невыгодно, проще построить свой мусороперерабатывающий завод.
Для Новосибирска тема обращения с отходами последние два года тоже была очень актуальна. Теперь там принимаются решения по строительству новых объектов, но это населением не приветствуется. Недостаточно ведется пропаганда в этом вопросе, и понятно, что появление федерального оператора упростит эту ситуацию.
Крым — очень сложный субъект Федерации, потому что там замкнутое пространство. Объекты инфраструктуры нужно строить на территории республики, потому что на Украину не увезешь, а через мост эшелонами не навозишь мусор.
В любом регионе, где начинается строительство новых объектов по обращению с отходами, есть сложность в том, чтобы донести до людей важность и безопасность новых объектов. Но этого не стоит опасаться, надо просто не бояться открытого диалога с обществом. Именно те регионы, которые не испугались и построили новые современные объекты, первыми системно решат все вопросы по обращению с отходами.
— Вслед за Московской областью какие регионы ближе всех сейчас к тому, чтобы оптимально перейти на новую схему утилизации мусора?
— Главная задача — это подготовить территориальные схемы регионов по обращению с мусором, проанализировать, показать, где будет строительство новых объектов, и принять региональные программы. На 80% территории России сегодня эта работа проведена.
Наиболее подготовленные — это, к примеру, Нижний Новгород, Новосибирск и Сочи. В Иванове большая работа проведена с точки зрения внедрения регионального оператора, хотя до строительства современной инфраструктуры пока очень далеко. Много делается на Дальнем Востоке, там есть предложения из соседних государств по переработке отходов, в том числе пластика, который они готовы там забирать себе.
Перспективы экспорта вторичного сырья
— Предложения из Китая поступают?
— Япония и Китай готовы забирать с Дальнего Востока переработанный пластик или предварительно подготовленный к переработке. Они готовы даже создавать условия для строительства инфраструктуры по отбору бумаги, пластика, железа и забирать потом сырье.
— Иностранные инвесторы готовы вкладываться не просто в сортировочные пункты, а именно в инфраструктуру по сбору мусора от домов?
— В инфраструктуру по сбору и предварительной переработке, например, пластика до гранул. В конечный продукт они готовы перерабатывать на своей территории. Китайцы и японцы предлагают перерабатывать пластик до гранул на территории России, чтобы оптимизировать логистику и снизить себестоимость продукции.
Корейцы очень сильно заинтересованы в этой области бизнеса. Они идут не только на Дальний Восток, но и в Центральную Россию. Минпромторг РФ недавно заключил с корейцами соглашение по строительству перерабатывающего завода в Центральном округе.
Я знаю, что сейчас полигон "Тимохово" в Богородском городском округе Подмосковья ведет переговоры с корейцами о строительстве аналогичного завода. Там не будет термического обезвреживания, только переработка. Проект очень интересный, я его видел.
Новые технологии утилизации требуют консолидации усилий
— Расскажите про термическое обезвреживание (полное сжигание без сортировки, пиролиз) отходов. Ведутся ли поиски новых безопасных технологий сжигания мусора в РФ?
— Нам нужно сейчас максимально консолидировать все институты и ученых России, чтобы начинать придумывать менее затратную схему термического обезвреживания бытового мусора. Скорее всего, это нужно сделать на базе федерального оператора. Этим нужно заниматься системно, надо ставить конкретную задачу с выходом на результат, не абстрактное "давайте попробуем, может, что-то получится".
Если взять за единицу весь объем отходов, которые образуются в Подмосковье, то примерно 20% — это пригодные для переработки ценные фракции, 30% — это органика и еще около 50% — хвосты (непригодные для рециклинга материалы). Они будут направляться на заводы по термическому обезвреживанию. Из этого объема где-то 20–25% будет оставаться в виде золошлаков. То есть при такой схеме от всего объема образующегося в Московской области мусора золошлаков будет образовываться около 12%. Их можно будет использовать в промышленности или бережно захоранивать.
По итогам 2017 года мы захоранивали 94% всех бытовых отходов, которые образовывались в Московском регионе. По всей Российской Федерации в лучшем случае перерабатывается 3–4% мусора.
Нам нужно придумать технологию, чтобы золошлаков образовывалось минимальное количество и чтобы это была доступная технология, на порядок дешевле западных вариантов. На сегодня себестоимость термического обезвреживания, какой бы технологией мы ни пользовались, составляет от 10 до 12 тыс. рублей за тонну мусора. Это очень много. Это миллиарды рублей. Не исключено, что Российская Федерация может стать первым государством, которое начнет внедрять новую технологию по термическому обезвреживанию отходов, и это станет драйвером развития всей отрасли.
Беседовали Александра Рыжкова и Надежда Геращенко