Андрей Чибис: банк решений "Умного города" переведут на японский для инвесторов из Азии

Андрей Чибис. Станислав Красильников/ ТАСС
Андрей Чибис

Замглавы Минстроя рассказал ТАСС о том, как проект "Умный город" интегрирован в нацпроекты и каким образом органы Госжилинспекции будут контролировать "мусорную реформу"

Российский ресурс о лучших практиках в области цифровизации городского хозяйства "Умный город" будет переведен уже на четвертый — на этот раз японский — язык, чтобы удовлетворить интерес иностранных инвесторов к отечественным разработкам в этой области. Об этом, а также о том, как органы Госжилинспекции будут контролировать "мусорную реформу", в интервью ТАСС рассказал замглавы Минстроя, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.

— Андрей Владимирович, можно ли сказать, что нынешний Российский инвестиционный форум — первая крупная конгрессная площадка, где появился собственный стенд "Умного города"?

— Да, в прошлом году на Сочинском форуме мы проводили сессию "Умный город — новое качество жизни". И тогда мы только размышляли, как бы сделать так, чтобы и Россия начала активно заниматься темой Smart City. Сегодня, по истечении года, мы фиксируем результат: федеральный проект сформирован; что такое "Умный город" и как его построить в России, нам предельно понятно. Это уже не просто идеи — в каждом регионе подготовлены региональные паспорта проектов, и до конца февраля они будут утверждены, а собственно региональные программы будут утверждены в конце марта. У нас заработал банк решений "Умного города", и мы сами удивились количеству апробированных решений, которыми мы обладаем. В нем уже размещено более 200 решений, которые города реально попробовали. И чем больше мы об этом говорим, показываем практики, тем выше активность наполнения этого банка.

— Как межведомственный проект "Умный город" интегрирован в нацпроекты и как на его исполнение окажет влияние Стратегия пространственного развития?

— Проект "Умный город" отраслевой, реализуется в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" и также в рамках национальной программы "Цифровая экономика". Подход очень простой. Мы выделяем деньги на городскую среду, это очень серьезные ресурсы, обязанностью субъектов Федерации является не только реализация мероприятий, связанных с благоустройством, но и реализация мероприятий, связанных с цифровизацией городского хозяйства. Если эти мероприятия не реализованы, значит, соглашение о выделении субсидии не выполнено и следуют соответствующие штрафные санкции. То есть выполнение мероприятий по "Умному городу" будет учтено при выделении объема средств на следующий год. Второе — мы дадим субъектам право тратить средства из большой субсидии на горсреду, как раз на цифровую интеграцию — конечно, ограничив набор мероприятий и размер трат. Например, первый шаг, который, мы считаем, нужно сделать всем, — это внедрение цифровой платформы, направленной на вовлечение людей в принятие решений по вопросам городского хозяйства. Это мероприятие указано в наших базовых требованиях к "умным" городам, стандарте, который подготовлен, обсужден и в ближайшие дни будет утвержден. Необходимо, чтобы граждане могли обратить внимание властей на ключевые проблемы не в режиме письменной жалобы, а в режиме сигнала через смартфон или сайт.

— Будет ли использоваться опыт таких приложений, как "Добродел", "Активный гражданин"?

— Конечно. Более того, именно через подобную платформу должно проводиться рейтинговое голосование по проектам благоустройства. И самое главное, что внедрение этого всего позволит синхронизировать и обеспечить другой уровень эффективности работы городских служб. Что касается опыта, мы акцент делаем не на изобретении новых приложений (хотя не запрещаем и такой подход), а на тиражировании лучших практик, часть из них уже размещена в нашем банке решений "Умного города". Более того, тиражирование не просто экономит деньги, но и радикально сокращает время разработки.

Опыт показывает, что эту платформу можно внедрить за два-три месяца при активной работе. Согласно требованиям нацпроекта, такие платформы должны появиться в регионах уже до конца этого года, а до конца 2020 года должны работать в полном объеме и соответствовать всем функциональным требованиям. То есть мы специально даем два шага и уже даем на это деньги. Сейчас такие приложения есть уже почти в 50 субъектах — в том или ином виде, не везде в том формате, как это необходимо, но это важно, что наработки есть.

— Можно ли сказать, что решения "Умного города" будут применяться в реализации проекта в части формирования комфортной городской среды?

— Один из показателей майского указа — это вовлечение не менее 30% жителей, достигших 14 лет, в принятие решений по городскому устройству. Понятно, что это должно происходить не только через урны для голосования, а, как я уже сказал, с помощью цифровых платформ и мобильных сервисов. И для многих это более удобная форма участия в процессах благоустройства.

— Вы также являетесь главным государственным жилинспектором. В связи с этим вопрос: следят ли органы Госжилинспекций за ситуацией в регионах в связи с изменением системы платежей за мусор?

— Следят. Задача Госжилинспекции — контролировать все, что связано с корректностью платежей. С одной стороны, идет четкий и внимательный мониторинг и разбирательства по каждой жалобе. С другой стороны — руководители жилищных инспекций проинструктированы на предмет того, что с учетом запуска "мусорной реформы", введения нового коммунального платежа должна быть проведена работа с региональными операторами по вывозу отходов, региональными и местными властями для того, чтобы платежи были корректны. Поэтому, безусловно, в эти месяцы это одна из ключевых задач наших коллег в регионах. Коллеги на местах достаточно профессиональны, в том числе с точки зрения методологии проверки корректности начислений.

— Какие решения по безопасности будут в рамках "Умного города?" Сколько будет стоить внедрение системы распознавания лиц?

— Главный приоритет — общественная безопасность, то есть безопасность на улицах и все, что с ней связано. Второй — экобезопасность, чтобы город был оснащен соответствующими датчиками для мониторинга среды и чтобы часть этих данных была открыта. Третий — предотвращение чрезвычайных ситуаций, а также управление ими в случае возникновения.

В плане общественной безопасности речь идет в первую очередь об "умном" видеонаблюдении: аналитика, распознавание лиц, распознавание критических ситуаций. Для этого нужен, во-первых, адекватный софт, программное обеспечение, во-вторых, сами камеры с соответствующим уровнем разрешения. Сколько это будет стоить, сейчас сказать невозможно, потому что текущий уровень оснащения этими камерами в разных городах разный. Конечно, очевидно, что некоторое время назад эти технологии были недоступны, но сейчас они сильно подешевели просто из-за другого уровня развития технологий и показали свою эффективность, например, во время чемпионата мира по футболу у нас, а также в других странах, например в Китае. Это радикально новый уровень безопасности, на котором выявляются правонарушители, которых разыскивают; можно найти пропавшего человека — просто проследить его путь. Это важно, потому что значительная часть людей пропадает в мегаполисах. Сейчас, даже если камеры есть, невозможно отследить все 80 тыс. камер без аналитики. Российские компании — одни из самых конкурентоспособных в этой сфере, те программные продукты, которые есть у наших разработчиков, продаются во всем мире, то есть нам не нужно покупать "не наше".

Вообще, история со смарт-решениями — это целый набор блоков. Например, коммунальное хозяйство. У нас в банке решений "Умного города" есть апробированная технология, которая позволяет системно сокращать сроки отключения горячей воды. Этот "пилот" был отработан в трех регионах. Системы за счет ускоренной замены оборудования и разумного планирования работ позволяют существенно ускорить работы. Более того, это выгодно и самим ресурсникам, потому что, когда люди не получают в квартиру горячую воду, они не платят за нее.

— Вы будете обсуждать вопросы налоговых льгот для российских IT-компаний, которые будут заниматься решением задач для "Умного города"?

— Это задача обсуждается в рамках программы "Цифровая экономика" не только для IT-компаний, которые занимаются IT-решениями для городов. Блок цифровизации городского хозяйства занимает важное место в контексте цифровой экономики. "Банк решений" уже работает на трех языках — русском, английском, французском, а в скором времени заработает и на японском, так как много решений стали интересны для наших партнеров, и западных, и из Азии. Это мостик, чтобы технологии экспортировать, а не как мы привыкли — импортировать.

— Что можно сказать о международном сотрудничестве по развитию городского хозяйства в целом?

— Мы ведем плотную работу с Европейской экономической комиссией ООН, с "ООН-Хабитат" — организацией, отвечающей за глобальное развитие городов. Более того, мы договорились с ЕЭК ООН, что Национальный центр компетенций "Умный город" станет центром компетенций умных городов и в рамках Европейской экономической комиссии. В ближайшем будущем планируется подписание соответствующего меморандума. На его базе также планируется запуск совместной программы обучения с Академией госслужбы. Программа в РАНХиГС по "Умному городу" уже в высокой степени готовности. Планируем в ближайшее время ее запустить. Информационная интервенция принципиально важна.

Беседовала Елена Мишина