23 АПР, 10:30

"С эмпатии на цифру". Как создавать платья будущего, переходя на искусственный интеллект

Дизайнер женской одежды из Санкт-Петербурга Виктория Тишина рассказала ТАСС, зачем модным домам дружба с искусственным разумом, как миллениалы задают тренды на стиль и что такое одежда без возраста.

— Виктория, вы больше предприниматель или творческая личность?

— Лаконично сложно ответить. Я по образованию клинический психолог (специалист, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями — прим. ТАСС). Мои предки были предпринимателями, брали у государства подряды на строительство железных дорог. На мой взгляд, генетически я унаследовала от них "предпринимательскую жилку", а как психолог всегда мыслила такими понятиями, как эмпатия (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания — прим. ТАСС). Так вот одежда эти две мои составляющие органично объединяет. Очень многое можно сказать о женщине по ее одежде, через нее она доносит этому миру свое внутреннее состояние души.

— Как модельер полностью состоялись или чего-то не хватает?

— Хочется ответить словами "еще не волшебник, только учусь". Но не буду лукавить. По истечении многих лет я считаю, что кратно выросла, но мир так быстро меняется, что ты постоянно учишься. Свои первые шаги я начинала еще в 90-х годах, сначала была розничная сеть магазинов в зоне большого гипермаркета, где вещи приобретались по принципу "случайной покупки". Потом через несколько лет случился кризис. Но лично для меня он ознаменовался созданием моего уже полноценного собственного проекта — запуск мини-фабрики по созданию экспериментальной одежды.

— Какие были сложности на первом этапе запуска?

— Банально не хватало денег. Не хватало знаний. Никаких обучающих площадок, тем более бесплатных, по типу нынешнего "Бизнес-навигатора МСП" (электронный онлайн-сервис поддержки малого бизнеса — разработка "Корпорации МСП" — прим. ТАСС), не было. Я все ответы на предпринимательские вопросы в лучшем случае находила за два-три дня. Так что современным поколениям предпринимателей очень повезло, что есть такой навигатор: в нем можно и бесплатную юридическую помощь получить, и сразу понять, куда идти за льготным кредитом. И даже есть раздел "Жизненные ситуации", где есть очень много готовых решений по различным ситуациям, начиная от финансовых показателей и заканчивая инвестициями в бизнес.

— Бизнес-модель в столбик просчитывали?

— Да, в 90-х я наступала на эти грабли. Дам начинающим предпринимателям большой совет: сначала проработайте бизнес-модель, а потом берите деньги. Если вам консалтинговая компания прорабатывает модель, высчитывая цифры в столбик без сдвига ячеек, рекомендую прощаться с таким агентством сразу. Любая бизнес-модель должна быть со сдвигом во времени. Так-то.

— Давайте из мира столбиков обратно в мир моды. Какой вы ее видите сейчас? Как людям выглядеть модно?

— Мода сейчас не так отделена от жизни, как раньше. Для меня мода — это то, что диктует среда. Вот, к примеру, миллениалы носят костюмы с кроссовками — выглядит круто. Меняется парадигма жизни, меняется восприятие одежды, меняется все нереальными темпами. Одежда должна быть максимально комфортной, но при этом с индивидуальной чертой. Поэтому я думаю, что за домами моды, которые зарождаются в нынешнюю эпоху цифровых технологий, стоит будущее.

— Поясните.

— Вот раньше как делался анализ? Есть целевая аудитория, есть сегментирование рынка, от этого делалась выборка, что нужно каждому сегменту. Сейчас так не происходит. В нынешней смене парадигм  сегодня нельзя делать выборку по социальному уровню. Тут надо внедрять искусственный интеллект, который будет анализировать, по какой ветке метро ты ездишь, какая там реклама, какие книги ты читаешь и даже в какие бары или рестораны ты ходишь. Сейчас именно от этого складывается выборка клиентуры, на которую ты должен ориентироваться, это так называемые эмиссары среды. Именно они уже очень скоро будут диктовать дизайнерам, какие платья надо создавать.

 — То есть вы не знаете, какой конкретно тип людей покупает вашу одежду?

— Сегодня я действую вслепую, ориентируясь на свою эмпатию. Я понимаю, что хочу делать и создавать одежду для успешных женщин. Но. Сегодня я получаю от онлайн-платформ сухие цифры: сколько юбок, сколько платьев было продано. Но я не могу проанализировать, какой клиент покупает мой товар. Я понимаю, что двигаюсь в правильном направлении, когда вижу позитивные отклики на сайтах, вижу на улицах людей, которые по нескольку лет носят мою коллекцию вещей. Мне очень приятно. Очень. Но я хочу большего. И буду к этому стремиться. А пока все в таком вот ручном режиме.

— Вы командный человек или в большей степени дизайнер-одиночка?

— В принципе я всегда работала командно. У меня все-таки промышленный дизайн. Своих сотрудников я воспринимаю как бизнес-семью. Лицемеры у нас не задерживаются. Я спокойно готова к критике, если она уважительна и объективна. В таких спорах рождаются хорошие идеи. У меня сегодня в команде дизайнеры, швеи. Со мной до сих пор люди, с которыми я работаю порядка десяти лет. Мы постоянно учимся, мы постоянно в движении, мы постоянно друг друга вдохновляем. И еще мне очень помогает муж, он тоже мой идейный вдохновитель. Это колоссальная поддержка дает энергию и жизненные силы на многие годы вперед.

— Как вы придумываете одежду?

— Я стараюсь постоянно окунаться в среду, полностью отличную от бизнеса, от моды, в сторону людей, занимающихся внутренним развитием. Мне это дает мощный толчок вперед. После этого начинаешь по-другому все видеть. Также вдохновляет семья, еще люблю гулять по центру города, в парках и смотреть на то, как одеваются женщины, как они улыбаются, насколько им комфортно в этой одежде и так далее. Потом где-то выстреливает какая-нибудь деталь, и на нее вешаются другие вещи. Через два-три дня мне начинает сниться коллекция. Подсознание постоянно прокручивает какие-то детали. Потом с дизайнерами обсуждаем мои и их идеи, одобряем все это у модельера-конструктора, так может повторяться не один раз. В среднем на создание коллекции уходит 2–2,5 месяца. К слову, от 20 моделей в коллекции мы перешли к 50.

— Можете вспомнить самый тяжелый момент в бизнесе?

— Мы зарегистрировали торговую марку, но каким-то образом потом оказалось, что она зарегистрирована на стороннюю фирму. Был судебный процесс. Из-за недоработки закона мы попали в не очень приятную ситуацию, тогда еще не было интеллектуальных судов. В итоге на нас подали иск на очень крупную сумму за использование интеллектуальной собственности. У нас и оборотов таких не было в 90-х годах. Мы судились, но однажды я решила, что отдам эти деньги. Да, для меня они были точно не лишними, но я поняла, что все мои силы и творчество уйдут на выяснение этих отношений. А если я отдам, то мне будет приз от вселенной. Так и получилось. Из бесконечного мытарства нужно выходить. Появится новый благоприятный круг.

— Вам проще отойти в сторону, даже будучи правой?

— Я не завидую, не предъявляю претензий. По моему мнению, это тупиковый путь развития. Это не моя карма. Это карма других людей. Это было предательство. Но у меня есть семья, любимое дело, наработанные связи, хорошее имя в городе.

Значит, была где-то моя ошибка. Мы не можем бороться против жизненных законов мироздания. Лучше отпускать и создавать свое позитивное будущее в моменте сейчас.

На что нацелены сейчас?

— У меня сегодня в Санкт-Петербурге работает порядка пяти магазинов. Кроме того, я реализую свои коллекции еще и через различные электронные маркет-плейсы одежды. Мой ежемесячный оборот превышает 5 млн рублей, но у меня нет понятия прибыли или активов фирмы. Я понимаю, что могу сейчас купить квартиру мечты, но тогда не смогу реализовать свой любимый проект по "цифре", по смене управления. Сегодня я хочу полностью выйти на анализ от искусственного интеллекта. Кроме того, я хочу создать команду из  молодых ребят, которые ориентируются в новой среде и обладают потенциалом знаний, превышающим мой. Вместе мы должны попробовать сделать цифровой анализ рынка сбыта, чтобы минимизировать затраты на ненужное, что рынок потреблять не будет.

— Что для этого уже сделано?

— Мы освоили проекты так называемых цифровых платформ. Они, конечно, дорогостоящие, на них нужно было 5 млн рублей. Но главное — они помогают просчитать КПД (коэффициент полезного действия — прим.) своего производства: сколько единиц товара в месяц можно выпустить, посчитают среднюю себестоимость продукции, финансовые вложения в людей, сырье, оборудование, обучение сотрудников, логистику и так далее.

— Технологии — это прекрасно. Но в чем сегодня философия вашей одежды?

— У нас одежда без возраста. Это самое универсальное. Как-то правительство вывозило нас на выставку в Париже под названием Who is next, мы прошли отбор. Я обратила внимание, что там женщины-европейки одеты так, что возраст не определить. Молодая девчонка и женщина одеты одинаково органично. Мы задумались над тем, что нужно делать одежду без возраста. Собственно, только так и делаем теперь. Наша целевая аудитория не имеет возраста. Деловой костюм, туфли и бант — вам за 30, наденьте кроссовки и рубашку — 25. Главное, чтобы все отлично сидело.

— Пока у вас нет данных от искусственного интеллекта, какими вы видите ваших успешных женщин?

— Это женщины постоянно образовывающиеся, желающие чего-то достичь, неважно — в карьере или построить семью, воспитать детей. Это женщина, стремящаяся к новым вершинам. Не люблю женщин, которые останавливаются, мне это не органично.

Беседовала Юлия Ермилова

Читать на tass.ru