Основательница "Винзавода": современное искусство — не всегда провокация

Софья Троценко. Юлия Ермилова/ ТАСС
Софья Троценко
Софья Троценко рассказала ТАСС, как живопись меняет взгляды на жизнь

Софья Троценко, основавшая центр современного искусства "Винзавод", рассказала ТАСС, как живопись меняет взгляды на жизнь, зачем выходить за рамки обыденного и что из себя представляет поколение Z.

— Софья, современное искусство — это провокация?

— Современное искусство — не всегда провокация. Провокацией можно назвать художественное высказывание отдельно взятого художника, но обобщать не стоит. Современное искусство, как любое другое искусство, — форма самовыражения, особенный художественный язык, способ донести свою точку зрения на происходящие в мире процессы.

—  Когда 12 лет назад вы создали арт-кластер и начали заниматься современным искусством, у вас было понимание, что это станет востребовано для города? Что таких "мест притяжения" Москве нужно будет больше и больше?

— С начала истории "Винзавода" мы поставили задачу развивать пространство комплексно — как центр современного искусства — и тем самым создать пространство для активных участников культурного процесса. Поначалу мы не думали о "Винзаводе" как общегородском пространстве, а развивали место для диалога галеристов, кураторов, художников и покупателей. Тогда не было понимания, что "мест притяжения" должно быть больше, — это сейчас очевидно, что они меняют облик города, качество досуга и несут только положительные изменения.

—  У вас было понимание, что представляет из себя современное искусство в России на тот момент?

— Нет, представления не было, но не только у меня. В стране тогда были отдельные галереи и художники, и это не складывалось в единую картину, не было представления о масштабе в целом. Мы объединили самых активных на тот момент участников художественного процесса, чтобы хотя бы в первоначальном виде определить общую картину.

—  Как быстро "Винзавод" заполнился резидентами? И кто они — российские компании или иностранные? 

— В первый год работы. Мы сделали ставку на то, что контент будут во многом создавать наши резиденты, в основном российские, ведь мы с самого начала решили, что "Винзавод" — про поддержку российского искусства. Но этого оказалось недостаточно — запрос аудитории был в разы выше. Так мы начали формировать программу и контент самостоятельно — собственные проекты, выставки, лекции, конференции, концерты и другие мероприятия.

— Какой курс развития "Винзавода" был выбран?

— С его основания мы стали делать место, где будет возможно развитие современного искусства, а также поддержка участников культурного процесса. Иначе ничего не получилось бы. Мало объединить галереи в одном пространстве. Мы поняли, что есть огромный пласт потребностей у профессионального сообщества, начиная от молодых художников, которые не знают, как начать свою карьеру, до профессиональных дискуссий, ретроспективных выставок, конференций, форумов и тематических фестивалей. 

Мы сразу поняли, что на 20 тыс. кв. метров не разместить исключительно галереи, и начали приглашать другие проекты, связанные с культурой и искусством. Книжные и художественные магазины, кафе, звукозаписывающие студии и студии видеопродакшена, фотографов, дизайнеров и проч., — так образовалось пространство, интересное не только узкому кругу профессионалов. "Винзавод" сохранил свою миссию и расширил аудиторию. 

— Какие шаги были предприняты для достижения цели?

Тут важно понимать, что такое "Винзавод". Это площадка, творческий кластер, но в первую очередь — институция, в этом наше главное отличие от коллег. Мы не только оперируем площадками по профильному принципу, но в первую очередь занимаемся системой поддержки современного российского искусства. Мы начали развивать проекты, которые обеспечивают рост профессиональных связей и компетенций. К сожалению, и тогда, и сейчас — у нас есть разрыв между тем, что предлагает образование, и тем, что требуется на самом деле.

— В чем обстоит проблема с российской системой искусства?

У нас в минимальном количестве присутствуют звенья профессиональной цепи — фонды, ярмарки, нет профессиональных СМИ, не считая нескольких ресурсов — порядка трех профессиональных изданий и парочки художественных журналов, которые выходят два раза в год. Почти полностью отсутствуют институты кураторства и критики.

— Но мы же не сдаемся?

— Не сдаемся — мы и наши коллеги из разных областей культуры развиваем каждое из тех направлений, с которыми работаем. На "Винзаводе" у нас два основных направления. В рамках первого, "Новые имена", нацеленного на поддержку начинающих художников, работают проекты "Старт", "Открытые студии" и "Стена". В рамках этого направления художники получают возможность сделать свою первую выставку, получить мастерскую — прибавьте к этому пиар-поддержку, знакомство с ключевыми лицами арт-сообщества и международную резиденцию. В рамках второго направления — "Образование" — у нас появились "Лаборатория художественной критики" и "Лаборатория журналистики", "Винзавод.Open" и "Программа стажировок Generation Art". Эти проекты созданы для популяризации образовательных инициатив в сфере искусства ("Винзавод.Open"), использования современных подходов в просвещении ("Лаборатории"), а также на закрытие пробелов ряда профессиональных компетенций в системе искусства ("Программа Generation Art").

— Можно ли сказать, что "Винзавод" является профессиональным "лифтом" для творческой молодежи?

— Мы начинаем работать с художниками в начале их карьеры и сопровождаем в дальнейшем. Начиная от организации первой персональной выставки, получения грантов на дальнейшее развитие и заканчивая возможностью наладить связи за рубежом.

— В рамках "Программы Generation Art" мы даем возможность развития начинающим специалистам в сфере искусства — дизайнерам, менеджерам, пиарщикам. Они приобретают навыки работы в команде, знакомятся с "внутренней кухней" культурной институции и учатся от начала и до конца собирать и запускать проект. Мы учим их работать в сфере искусства — недостаточно просто быть креативными, надо уметь мыслить проектно.

— Сегодня на арену начинает выходить поколение Z. Что вы можете о нем сказать?

— Это digital поколение. Это люди, у которых очень высока потребность в самореализации. Они не так инфантильны, как их предшественники, мотивированы и думают об окружающем мире так же, как и о себе. Вспомните Грету Тунберг из Швеции — номинатку на Нобелевскую премию мира, которая вышла с одиночным пикетом к зданию парламента и отказалась ходить школу — до тех пор, пока политики не начнут соблюдать условия Парижского соглашения по климату. Они не ждут какого-то возраста, чтобы начать действовать, — фразы "ты еще маленький" для них не существует. 

— Важно ли для вас понимать поколение Z? Работаете с ними?

— Понимать поколение Z важно, за ними будущее. Они не боятся современного искусства, как предыдущее поколение. Не скажу, что я смогу понять их на все 100%, полного взаимопонимания между поколениями достичь сложно.

Самое главное, чтобы поколение Z понимали люди, которые работают у нас в команде, так как они находятся с ним в постоянном рабочем контакте и при этом сами же являются его частью.

— На ваш взгляд, в каком возрасте стоит приобщаться к современному искусству?

— Как и к любому другому искусству — чем раньше, тем лучше. Современное искусство — это актуальное искусство. Оно меняет взгляды на жизнь, поднимает важные вопросы, учит принятию, эмпатии и в целом выходит за рамки обыденных вещей.

Беседовала Юлия Ермилова