2 декабря 2019, 08:00
Интервью

Вице-губернатор Кубани: проблема №1 в регионе — нехватка школ, за десять лет мы ее решим

Анна Минькова. Пресс-служба администрации Краснодарского края
Анна Минькова
Анна Минькова — о том, почему Краснодарский край перестает быть "пожилым" регионом, какие сложности в социальном секторе из-за этого возникают и как власть планирует решать эти проблемы

Нехватка мест для детей в школах и детских садах — одна из основных проблем Краснодарского края, в который ежегодно переезжают десятки тысяч россиян. В регионе даже пересмотрели подход к формированию краевого бюджета, увеличив долю на развитие — на строительство социальных объектов. При этом на Кубани активизируют работу по поиску талантливых детей и их поддержке, развивают медицину, причем таким образом, что местные врачи могут конкурировать с коллегами из развитых западных стран.

О том, почему на Кубань едут лечиться американцы, почему Краснодарский край перестал быть регионом "доживания" и почему в местных школах интересно учиться, в интервью ТАСС рассказала вице-губернатор Краснодарского края Анна Минькова.

— Анна Алексеевна, совсем недавно на всю страну прогремела история девочки из США с новообразованием на лице, которую привезли на операцию в Краснодар. Почему за медицинской помощью на Кубань стали обращаться иностранцы, причем из стран, где, как принято считать, высокий уровень развития медицины?

 Мы недооцениваем себя. Вот если бы, наоборот, как чаще всего бывает, наша русская девочка в предраковом состоянии улетела бы на операцию в клинику в США, мы бы говорили, что там хорошие врачи, и это была бы типичная история. Но нужно помнить, что у истоков российского и мирового здравоохранения стояли и кубанские медики. Например, профессор Красовитов (в ХХ веке работал ведущим хирургом Краснодарского краевого госпиталя для инвалидов Отечественной войны — прим. ТАСС), открытия которого использует весь мир, и американцы по его методике лечат пациентов.

У нас есть специалисты очень высокого класса. У нас огромное количество частных клиник, в которых работают высококвалифицированные специалисты. Это еще раз говорит о том, что кубанские врачи — профессионалы и представляют серьезнейшую конкуренцию в мире.

— А насколько при этом доступна медицина для жителей края?

 Сейчас важна задача приближения медицинской помощи к населению. Ехать в больницу 30 км — это неправильно. Первую медпомощь человек должен получать рядом с домом — либо в офисе врача общей практики, либо в ФАПе, которые мы сейчас тоже строим. В 2019 году построены пять, в 2020 году откроются еще 25 ФАПов.

Еще до старта нацпроекта мы начали развивать сеть офисов врачей общей практики. На сегодня их в крае 268, в рамках реализации нацпроектов будет 300. Для повышения помощи онкобольным уже построено десять центров амбулаторной онкопомощи, всего их будет 17.

У нас в крае есть два аппарата da Vinci (робот для проведения дистанционных операций — прим. ТАСС), и это очень серьезное подспорье. Мы покупаем новые магнитно-резонансные томографы — это дорогостоящее оборудование, но оно дает правильные диагнозы и гарантирует назначение правильного лечения, это важно. Но за любым оборудованием стоит человек, врач. И если вы посмотрите на ситуацию в поликлинике Первой краевой больницы, вы увидите там ежедневно огромное количество людей, которые приезжают в основном из районов.

И конечно, в основном приезжают в Краснодар, потому что есть внутренняя уверенность, что здесь вылечат. Вот эту пропасть нужно ликвидировать. Все выстраивается с первичного звена. Человек должен знать своего лечащего врача, важно "привязать" каждого человека к терапевту.

И вообще, нужно менять сознание. Вовремя проходить диспансеризацию, чтобы на ранней стадии выявлять заболевания. Когда своевременно не выявляются такие заболевания, как сердечно-сосудистые, онкологические, проблемы с органами дыхания, в конечном итоге это приводит к сокращению продолжительности жизни.

Медицина на Кубани сегодня находится на самом высоком уровне. У специалистов, которые делают операции, золотые руки. У нас очень много специалистов, которые выбрали для работы именно Краснодарский край, а не московские клиники, не клиники Санкт-Петербурга. Их здесь все устраивает: и уровень зарплаты, и оборудование, они могут здесь реализовывать свои возможности, амбиции.

— Как власти региона делают медицину доступнее?

 Проблемы в медицине есть и были всегда, и наверное, в течение ближайших десяти лет сохранятся, но мы их стараемся оперативно решать. Я считаю, что нацпроекты должны нам помочь. В рамках нацпроектов выделено достаточно денег, наш регион активно участвует в федеральных программах.

У нас есть особенности: мы третий регион по числу населения в стране (около 6,5 млн человек — прим. ТАСС). Второе — мы регион все-таки "пожилой": у нас очень много пенсионеров и людей преклонного возраста, около 1,6 млн пенсионеров. Третье — около 50% населения проживает в сельской местности, там тоже есть свои нюансы.

Сегодня выстраивается новая модель системы здравоохранения. Губернатором края было принято решение о создании мощного медицинского кластера в Краснодаре. Там будут новый краевой онкоцентр с поликлиникой и дневным стационаром, больница скорой медицинской помощи со 150 круглосуточными бригадами скорой помощи. Кроме того, в медкластер войдут наркологический диспансер с поликлиникой и центром реабилитации, а также инфекционная больница для взрослых и детей. В существующей катастрофически не хватает мест, отсюда большое количество жалоб, что наших детей кладут в коридорах, например. Но проблема эта возникает только в пик, летом — как последствие морского отдыха и зимой — в сезон простуды и гриппа. Ну и, конечно, с учетом миграционных потоков.

Появится в медкластере и перинатальный центр. Построены учреждения будут к 2030 году. В течение трех лет будем строить детскую больницу на территории Детской краевой больницы, огромный комплекс на 46 тыс. кв. метров, который наконец позволит решить проблему операций, которые мы не делали в Краснодарском крае. Также мы начинаем строительство второй очереди Краевой больницы №1.

— В Краснодарский край в последние годы переезжают очень много людей на постоянное место жительства. Какие проблемы в социальном секторе это влечет за собой?

 Миграция и проблемы в социальной сфере — это взаимосвязанные вещи. Когда человек приезжает в регион на постоянное место жительства один, то возникает вопрос только трудоустройства. А когда люди переезжают семьями, с детьми, то возникает совсем другая категория проблем, связанных с устройством детей в детский сад, школу, постановка на учет для получения медицинских услуг в ближайшей поликлинике. Безусловно, прирост населения в Краснодарском крае произошел именно из-за миграции, и мы одномоментно получили вал проблем в социальной сфере. Хотя это и наше счастье — это хорошо, что к нам приезжают люди.

Но мы должны успевать отвечать на запросы, которые есть у общества. Так, число приезжих только за прошлый год составило 62 тыс. человек, они проживают в основном в таких крупных городах, как город Сочи, Армавир, Новороссийск, Анапа, Краснодар и крупных пригородах. В Краснодарский край переезжали на постоянное место жительства всегда, но не в таких количествах, также поменялась очень серьезно возрастная структура прибывающих. Раньше к нам приезжали люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые уже закончили свою трудовую деятельность и принимали решение здесь комфортно встречать старость, в большей степени это было связано с хорошими климатическими условиями. И если раньше Краснодарский край называли регионом доживания, то сегодня люди переезжают сюда жить, руководствуясь другими принципами.

Теперь преимущественно это люди трудоспособного возраста, они переезжают с семьями. Поэтому задачи по решению социально значимых проблем выглядят сегодня настолько масштабными. Мы понимаем, что из этих 62 тыс. человек треть — дети. Допустим, что половина из них — это школьники. Получатся, что только для их обучения необходимо 13 огромных школ на 1 тыс. мест каждая. Так получилось, что существующая инфраструктура была не готова к такому притоку населения. Тема №1 — это нехватка школ.

— Как решается эта проблема?

 У нас четко обозначено, какие проблемы являются первоочередными, а в решении которых возможна отсрочка. Так вот, школы и детские сады ждать не могут. С приходом губернатора Вениамина Кондратьева мы начали беспрецедентное строительство в образовании — с 2015 года построили 36 школ.

Поменялся и подход к формированию бюджета. Раньше говорилось, что бюджет края социально ориентированный, но никто не думал, что это означает. Бюджет в первую очередь складывается из фонда заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджет и должен быть социально ориентированным в любом государстве, в любом регионе. Вопрос в том, что в этом бюджете нужна более серьезная прослойка в виде бюджета развития — это средства на строительство инфраструктурных объектов: школ, детских садов, больниц, поликлиник, дорог, тротуаров. Это все очень важно.

Бюджет развития всегда был очень тонкой прослойкой в бюджете Краснодарского края за исключением последних трех лет. Мы поняли, что если мы бюджет развития не увеличим и не направим государственные инвестиции именно в создание новых инфраструктурных объектов, то тогда мы не справимся с проблемой.

— Сколько школ и детсадов необходимо построить в регионе? В каких городах и районах наиболее острая ситуация?

 Мы посчитали, что с учетом прироста населения на ближайшие десять лет потребуется 160 больших школ на 1100 мест и 249 детских садов на 300 мест. Самая кричащая ситуация в Краснодаре, Сочи, Анапе, Новороссийске и Динском районе. Сегодня в Сочи и в Краснодаре, например, вы не найдете школ, которые работают в одну смену.

Мы находимся на первом месте в России по количеству детей, учащихся во вторую смену. Все школы работают в полные две смены, в них переполненные классы. Чтобы построить одну школу, от начала проектирования и до сдачи в эксплуатацию необходимо хотя бы два года. Никаких бюджетов на такое масштабное строительство не хватит, потому что цена одного такого объекта на 1100 мест с учетом строительства и оборудования — в среднем 1 млрд рублей, и краю необходимо 160 млрд рублей только на школы.

Кроме того, строительство любой школы — это не только снятие остроты имеющейся проблемы — по инфраструктуре, но и возникновение новых: заработная плата педагогическому составу, содержание здания. В итоге содержание большой новой школы обходится бюджету края более чем в 100 млн рублей ежегодно. Мы сразу должны понимать, что эти деньги нужно закладывать в бюджет, чтобы новые объекты функционировали.

Сейчас мы строим школы в основном за счет средств краевого бюджета, такие деньги не выделялись никогда. Эти деньги в бюджете четко зафиксированы, это неприкасаемая статья расходов. Мы будем продолжать строительство, так, например, до конца следующего года будет возведено еще 14 школ. Край очень активно участвует во всех федеральных программах, в том числе по развитию образования. Но в них предусмотрен определенный порядок: одному субъекту РФ независимо от его демографических показателей предусмотрено оказание содействия на строительство одной школы. Нам бы хотелось, чтобы эту позицию пересмотрели и все-таки исходили из того, в каких регионах РФ самая большая проблема по демографии. Если мы пойдем по пути, обозначенному губернатором, и будем строить по 15 школ в год, то за десять лет проблему со школами в регионе мы решим.

Ситуация с детскими садами также напряженная, особенно в крупных городах. Вместе с тем мы построили с 2015 года 48 детских садов и 46 пристроек к детским садам. Эта работа будет продолжена.

— В связи с увеличением количества школ и детсадов потребуется больше преподавательского состава. Не возникнет ли дефицит кадров?

 У нас сегодня уже наблюдается нехватка специалистов и в детских садах, и в школах, и в учреждениях дополнительного образования. Нужно 1,6 тыс. специалистов, которые учили бы наших детей.

Сейчас набор в педагогические вузы и ссузы хороший. Наша задача — создать для будущих специалистов качественные условия работы. Недавно я во время рабочей поездки в Сочи посетила школу, там в начальных классах работает молодой педагог, которая переехала из Челябинска. Приехала — и сразу устроилась работать учителем. Это хорошо! Мы стараемся всех, кто к нам переезжает, максимально вовлекать в региональные процессы, находить среди них те кадры, которые нужны нашему краю.

— А как обстоит ситуация на Кубани с качеством образования на селе?

 В селах школы есть, они учат детей в одну смену, но качество этих школ, их физический износ говорит о том, что и там необходимы обновления. Необходимо менять школы, построенные 100 лет назад, на современные, на новые, чтобы дети учились в комфортных условиях.

Эти школы возводились методом народной стройки, иногда не учитывалась необходимость оборудования актовых залов, спортивного ядра. Сегодня эти школы не соответствуют никаким образовательным стандартам, а дети должны получать образование, соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам. У них должны быть лаборатории химии и физики, полноценные уроки труда.

Всего в Краснодарском крае работают больше тысячи школ, 600–700 из них нуждаются в капитальном ремонте: замене ограждений, окон. Губернатор принял решение выделить 500 млн рублей для всех муниципальных образований, у нас 180 школ вошли в программу по ремонту и реконструкции. Достаточно серьезное прошло обновление. В этом вопросе мы также рассчитываем на программу развития сельских территорий, которая в том числе предусматривает строительство школ в селах.

По кадрам также есть сложности: в село учителя едут менее охотно. Мы рассчитываем, что в решении этой проблемы со следующего года поможет федеральная программа "Земский учитель". Сейчас на Кубани работают муниципальные программы поддержки учителей. В первом полугодии этого года земельные участки получили 13 педагогов в Анапе, Новороссийске, Каневском и Красноармейском районах.

— На Кубани активно строятся центры для одаренных детей. Как работает эта система? Какие новые программы выявления и поддержки талантливых детей могут появиться в регионе?

 У нас работают и востребованы образовательные программы для малышей в детсадах: это занятия по робототехнике, конструированию, разработке мультфильмов, ритмопластике, шахматы.

Что касается школ, то Краснодарский край в числе 32 регионов принимает участие в пилотном проекте по созданию базовых школ РАН. В него вошли четыре школы: три в Краснодаре и одна в Сочи. Активно сотрудничаем с центром "Сириус". В этом году в нем прошли обучение порядка 1 тыс. кубанских детей и 500 учителей. Также в рамках нацпроекта "Образование" запланировано создание регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Один из главных вопросов — как выявить талант и кто должен это сделать? Педагог. Был прецедент: ученик в одном из отдаленных районов набрал по ЕГЭ 200 баллов (по 100 баллов по двум предметам — прим. ТАСС). А ведь в школе никто даже не догадывался, что этот ребенок настолько талантливый. В итоге он поступил учиться в один из московских вузов и показывает хорошие результаты. Вопрос: почему мы не видим талантливых детей и где были наши глаза? Основная задача — разглядеть их вовремя.

Мы сегодня ориентируем на это систему образования, просим педагогов не ждать, когда родители приведут своего ребенка на допобразование. Для этого по поручению губернатора также строится школа "Поколение". Это будет школа-интернат, где 600 детей смогут проживать. Она будет неким таким фильтром, грубо сказано, но будет выполнять эту важную функцию — искать таланты во всех муниципальных образованиях. Дети смогут поступать в эту школу после четвертого класса.

Нам нужно перестраиваться под наших детей, а не просто идти по стандартам. Хотя сегодня система образования меняется, мы начинаем слышать, чего хотят дети. Они технически развиты, быстро мастерят, лучше находят что-то в интернете, придумывают новые интересные вещи. И нужно им дать такую возможность, причем ее должна дать и обычная школа. Недавно мы открыли 153 "Точки роста" в сельских школах — это новые лаборатории, новое оборудование, которое позволит ребятам создавать проекты.

Запускаются новые проекты, они на самом деле классные: мы запустили "Кванториум" в Краснодаре, туда уже стоит очередь из желающих. Приобрели два передвижных "Кванториума" — это симпатичные машины, внутри обустроенные всем необходимым. Такие машины будут ездить по разным школам, проводить выездные уроки. Мы сегодня вводим новые, очень интересные проекты для детей, которые должны простимулировать их желание учиться. В школах должно быть интересно!

— Краснодарский край всегда был и остается детской здравницей России, в этом году завершается очередная оздоровительная кампания детей. Какие новшества в этой отрасли?

 В этом году летом у нас отдохнули 665 тыс. детей, почти 150 тыс. — из других регионов и государств, их принимали 1739 оздоровительных организаций. Бюджет оздоровительной кампании в этом году увеличен более чем на 200 млн рублей и составил 2 млрд 200 млн рублей. Мы развиваем сеть детских лагерей: открыли после капитального ремонта краевой лагерь "Юниор" в Анапе, который не работал почти 25 лет. За лето в нем отдохнули 400 ребят. Также вернули в муниципальную собственность Новороссийска детский лагерь "Глобус", где отдохнули более 2 тыс. детей. В целом на поддержку муниципальных лагерей в этом году направлено 40 млн рублей, это позволило дополнительно охватить 5,5 тыс. детей.

В управление был принят детский оздоровительный центр в Кабардинке, в следующем году в лагере запланирован капитальный ремонт. Мы хотим, чтобы каждый ребенок летом смог отдохнуть и оздоровиться, поэтому в этом году было дополнительно выделено 170 млн рублей на приобретение путевок для детей в трудной жизненной ситуации, всего это порядка 23 тыс. путевок. В крае предусмотрены компенсации родителям, которые покупают путевки за свой счет. Такой поддержкой воспользовались 3,5 тыс. семей, общая сумма выплаченных средств составила 34 млн рублей.

Мы стремимся сохранить свои позиции, всю систему детского оздоровления. Сейчас мы делаем ставку на качество. Нам важно, чтобы каждый родитель понимал — в здравницах Краснодарского края его ребенку будет обеспечен интересный, разнообразный отдых, комфорт и безопасность.

Беседовала Елена Задворная