11 декабря 2019, 07:00
Интервью

Эксперт АСИ: инвестиции на Северном Кавказе требуют личного контроля глав регионов

Максим Григорьев/ТАСС. Максим Григорьев/ ТАСС
Максим Григорьев/ТАСС

Инвестиционный климат — по стране в целом и в СКФО в частности — напрямую зависит от личного участия глав регионов в вопросах, связанных с созданием комфортных условий для инвестиций и дальнейшего ведения бизнеса. Такое мнение в интервью ТАСС высказал советник главы Агентства стратегических инициатив (АСИ) Анвар Гаджиев. Эксперт считает, что регионы Северного Кавказа обладают колоссальным инвестиционным потенциалом для реализации проектов в сфере туризма и АПК, при этом оба эти направления должны развиваться комплексно, реализуя кластерный подход.

В прошлом году подавляющее большинство регионов Северного Кавказа смогло улучшить свои позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности, который АСИ ежегодно представляет на Петербургском экономическом форуме. Каковы, на ваш взгляд, шансы регионов СКФО в этом году? Что сейчас наиболее заметно влияет на инвестиционную привлекательность округа в целом и каждого региона в отдельности?

— До официального опубликования рейтинга говорить о чьих-либо шансах как минимум некорректно. Но замечу, по факту рейтинг АСИ — это в первую очередь оценка предпринимательским сообществом тех усилий, которые предпринимаются или не предпринимаются руководством субъекта в направлении улучшения инвестиционного климата. И здесь очень важна позиция первого лица региона в этих вопросах, где он должен быть во главе команды изменений. Положительная динамика в части повышения инвестиционной привлекательности бывает в тех регионах, где есть личный контроль первого лица.

— А как же разнообразные региональные институты поддержки, организации, созданные с целью привлечения инвестиций?

— На мой взгляд, на инвестиционную привлекательность региона влияют две составляющие. Первая — это наличие условий для создания бизнеса: вопросы, связанные с выделением земли, упрощенным документооборотом, подключением к сетям и так далее, включая различные меры финансовой поддержки. А вторая — это сохранение созданного бизнеса, потому что есть много примеров, когда предприятие создается, начинает работать, появляются рабочие места, налоговые отчисления, а потом через некоторое время предприниматель сталкивается с избыточным давлением контрольно-надзорных органов, предвзятым отношением правоохранительных органов, увы, нередки случаи и рейдерских захватов.

Иными словами, нужно не только создавать условия для прихода инвестора в регион, но и сопровождать его в дальнейшем, оберегая от перечисленных выше рисков. И обеспечить это в полном объеме может только глава субъекта, возглавляя штаб по привлечению инвестиций, или инвестсовет, в который должны входить представители всех органов: исполнительной власти, контрольно-надзорных и правоохранительных и, главное, представители деловых объединений, к которым есть доверие у предпринимательского сообщества региона.

— Каких регионов на Северном Кавказе все-таки больше — с конструктивной позицией первого лица или наоборот?

— На Северном Кавказе большая часть глав постоянно держит вопросы инвестиционного климата на личном контроле. К сожалению, не могу сказать, что все, но большая часть.

— Недавно Счетная палата РФ опубликовала отчет, в котором отмечается недостаточное влияние субсидирования инвестпроектов в СКФО в рамках госпрограммы. Вы согласны с таким выводом? Как, на ваш взгляд, можно сделать господдержку более действенной?

— Во-первых, довольно сложно оценивать эффективность поддержки в формате 500 млн рублей на год. Если говорить о поддержке малого или среднего бизнеса — да, это важно, но для решения проблемы в сфере занятости и создания дополнительных рабочих мест это не те цифры, которые способны на это повлиять. Правильнее обеспечить максимальную прозрачность процедуры отбора проектов. Я искренне считаю, что если глава субъекта создаст необходимые условия для привлечения инвестиций, а инвестор будет уверен в их сохранности, то количество инвестиций в субъект в скором времени может возрасти кратно.

Иными словами — надо создавать условия, а меры господдержки и субсидии хоть и существенно, но только дополняют общую картину. Они, безусловно, важны, но при этом остаются лишь одной из составляющих в реализации любого проекта и не более. И если нет благоприятного инвестклимата, нет условий, то никакие субсидии ничего не решат.

— Насколько эффективно продвигать инвестиционный потенциал Северного Кавказа с помощью деловых форумов? Каких форм работы не хватает таким мероприятиям?

— Обычно на форумах мы много говорим про потенциал Северного Кавказа, достигнутые успехи и результаты, но нужно поднимать и болезненные вопросы административного давления на бизнес. Потенциальный инвестор должен видеть реальную картину, понимать, что здесь никто не лукавит, что есть проблемы и одновременно есть понятные пути решения проблем, над которыми регионы работают.

Кроме того, хотелось бы по итогам деловых форумов иметь некую резолютивную часть, где были бы зафиксированы основные проблемы и предложения возможного решения. Тогда на следующий год можно будет вернуться к этому документу и посмотреть — что произошло за год, как реализованы предложения, решены ли вопросы. Мне кажется, вообще должны быть некие KPI подобных мероприятий, индикаторы — иначе можно собираться каждый год и обсуждать одни и те же вопросы, ничего не меняя.

— Если все же вернуться к инвестиционному потенциалу Северного Кавказа — как вы его оцениваете и какие направления будут в ближайшие годы наиболее привлекательными и интересными для инвестора?

— Потенциал Северо-Кавказского округа колоссальный — прежде всего в области АПК, туризма, создания полноценной пищевой промышленности. Эти отрасли недооценены инвесторами, но развиваться они должны кластерно, причем главная привлекательность — это экологическая чистота продукции, которую сегодня может предложить потребителям Северный Кавказ, и уникальные природные условия для развития всех видов туризма, за исключением космического.

— Турпоток на Северный Кавказ в последние годы постоянно растет, однако развитие туриндустрии как таковой в округе пока находится в начальной стадии. Как можно ликвидировать этот дисбаланс?

— Повторюсь про дефицит мест размещения и сетевых мировых операторов в регионе, но отдельно хочу обратить внимание на необходимость появления единой цифровой платформы — это некий туристический Uber, куда будущий гость СКФО сможет зайти, увидеть весь имеющийся потенциал округа как туристического кластера, выбрать для себя одно или несколько направлений, забронировать гостиницу и так далее. При этом он должен быть уверен, что получит именно тот сервис и то качество услуг, которое было обозначено на сайте, а не приобретет кота в мешке, когда на картинке одно, а в реальности нечто совсем другое. Там же должна быть возможность подобрать, например, сертифицированного гида-экскурсовода, инструктора по горным лыжам и так далее.

— В сельском хозяйстве сейчас практически все регионы Северного Кавказа показывают рост объемов производства, появляются новые проекты, многие пытаются работать на экспорт. Есть идея по продвижению сельхозпродукции СКФО под единым брендом. Насколько она, на ваш взгляд, перспективна?

— Сегодня есть четкое понимание того, что заниматься позиционированием продукции как сделанной в Дагестане или, например, в Карачаево-Черкесии практически бесполезно. Потому что — и это подтверждается соответствующими замерами — у большей части аудитории есть представление о том, что такое Северный Кавказ, но нет представления о каждом из регионов в отдельности. К тому же яблоки, выращенные, например, в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае, мало чем отличаются друг от друга — просто потому, что они все одинаково хороши. Поэтому совершенно обосновано появление зонтичного бренда "Сделано на Кавказе", в котором будет сделан акцент именно на экологической чистоте продуктов.

— У такого бренда есть экспортный потенциал?

— При правильном подходе — однозначно есть. Потому что мировой запрос на экологически чистое питание — это не временное явление, он будет постоянно расти. При этом количество регионов, которые смогут поставлять такую продукцию с подтвержденной экологической чистотой, становится все меньше. И очень важно сохранить эту уникальную экосоставляющую регионов Северного Кавказа.

— На Северном Кавказе более 50% площади приходится на горные территории. Как вы считаете, поможет развитию бизнеса и улучшению инвестиционного климата в таких районах принятие специального закона о развитии горных территорий?

— Речь идет о законопроекте, который регулировал бы и регламентировал особый режим для работы в горных территориях. Сейчас происходит их стремительное "опустынивание", отток населения в города, и, если не предпринять решительных действий, последствия могут сложиться плачевные. Федеральный закон призван решать эту проблему, включая обеспечение налоговых режимов и иных преференций с точки зрения ведения предпринимательской деятельности в горных территориях. Этот закон должен объединить и систематизировать в том числе все уже существующие меры поддержки, которые определяются разными нормативно-правовыми актами, касающимися сельского хозяйства, образования, медицины и так далее. То есть речь идет о том, что должна быть создана единая нормативно-правовая база в формате федерального закона, который бы учитывал все исчерпывающие меры поддержки — финансовые и не только.

Беседовала Елена Гриценко