Председатель комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский уверен, что уже сейчас в России следует внедрять новые методы борьбы с интернет-пиратством. Какие механизмы и платформы стоит задействовать, как защитить свои патенты в "инфраструктуре доверия", а также о том, благодаря каким международным инструментам пираты вскоре могут остаться без рекламных доходов, Кричевский рассказал в интервью ТАСС.
— Андрей Борисович, благодаря вашим усилиям понятие защиты интеллектуальной собственности в России вышло на новый уровень. Недавно в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) появился профильный комитет, который вы возглавили. Сегодня мы видим не просто колоссальный актив, который требует деликатного обращения и защиты, но то, как формируется рынок для сделок на этом поле. Как оцениваете ситуацию на рынке интеллектуальной собственности? Насколько здоровой вам представляется существующая экосистема?
— Вы очень точно подметили важный концептуальный шаг, который мы сделали, — переосмысление интеллектуальной собственности в терминах бизнеса. Нам с самого начала было важно показать, что интеллектуальная собственность — это не просто хрупкое растение, которое нужно исключительно защищать, а полноценный актив, которым можно торговать, который можно использовать в качестве залога, в который можно инвестировать. Именно такое представление об интеллектуальной собственности должно главенствовать на рынке, именно такого взгляда на ИС мы придерживаемся в РСПП.
Рынок интеллектуальной собственности в России пока недостаточно развит, увы, это обусловлено исторически. Тому много причин — и упущенные в советские годы возможности, и высокий уровень пиратства, и недостаточный уровень предпринимательской культуры, особенно в части коммерциализации продуктов творческого труда. Для сферы инноваций и интеллектуальной собственности абсолютно губительны революции, любые общественные потрясения. При этом войны между государствами, наоборот, зачастую становятся стимулами для развития промышленности, что подтверждает, к примеру, бурное развитие техники в период Первой и Второй мировых войн. В определенном смысле мы до сих пор расхлебываем последствия октября 1917 года, когда произошел слом исторически сложившихся социальных, в том числе рыночных и правовых, институтов.
Впрочем, не стоит идеализировать и Российскую империю. Первый полноценный закон об интеллектуальной собственности появился в нашей стране в 1812 году. До этого патенты выдавались лишь особым распоряжением государя и были в буквальном смысле привилегией — как во Флоренции XV века. Патенты были необычайно дороги, процесс регистрации занимал несколько лет, а выдавались они на крайне короткий срок. Кое-что поменялось в лучшую сторону в начале ХХ века, но свои коррективы быстро внес Октябрьский переворот.
Свою лепту в торможение развития интеллектуальной собственности вносит ограничение конкуренции за счет большой государственной доли в экономике. У авторов сравнительно мало возможностей для реализации их изобретений или идей — если секторальный государственный игрок не реализует разработку, то возникает ситуация, когда дальше "бежать" попросту некуда. Безусловно, сейчас, особенно с учетом рыночной экономики и глобализации, ситуация является менее острой, чем в СССР, но для России в целом это все же остается проблемой.
Однако сейчас формационные изменения переживает вся экономика. Цифровизация, уберизация, платформенная экономика действительно коренным образом меняют нашу повседневность. И Россия уже достигла серьезных успехов. Банк России посчитал, что за прошлый год доля пользователей интернет- и мобильного банкинга достигла 45,1%. А по данным Deloitte, объем рынка финансовых технологий в России составляет 54 млрд рублей.
То же самое вполне достижимо в сфере интеллектуальной собственности. Формирование нового цифрового рынка — реальная возможность не просто вскочить на подножку уходящего поезда, но даже оказаться в числе фаворитов. Мы рассчитываем, что наша цифровая экосистема станет трамплином для инновационного бизнеса, творческих индустрий, да и для традиционной промышленности, где с каждым годом растет доля нематериальных активов. Например, согласно исследованию агентства InterMedia, оборот рынка креативных индустрий России за 2018 год составил 2 трлн рублей, из которых более 60% пришлось на онлайн-сегмент.
— Давайте поговорим о работе возглавляемого вами комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям. На новом посту вы уже сделали несколько значимых для индустрии заявлений, в числе которых замечания к готовящемуся антипиратскому законопроекту. Расскажите, пожалуйста, о целях и первоочередных задачах комитета.
— Я действительно не раз высказывался по поводу законопроекта, который сейчас находится на рассмотрении в одном из думских комитетов. Он написан на основе Антипиратского меморандума, который российские медиакомпании в ноябре 2018 года заключили с поисковыми системами "Яндексом", Mail.ru и Rambler и предполагает ровно те же механизмы борьбы с пиратством — судебные и экстренные внесудебные блокировки нелегального контента по запросу правообладателя. Мы предлагаем принципиально иной подход. Мы убеждены, что правообладатели не должны тратить огромные ресурсы на поиск пиратских ссылок и бумажную волокиту, как будто это они что-то нарушили, а не у них украли их контент. Сегодня решить вопрос с пиратством можно с помощью технических средств. Для этого необходимо ввести в правовое поле понятие "белых списков" — реестра сайтов и сервисов, которым правообладатель разрешил использовать контент. Все остальные ссылки, которые не получали от правообладателей таких разрешений, должны в автоматическом режиме удаляться из поисковой выдачи. Безусловно, реализация такого подхода потребует немало усилий, так как он затрагивает поисковые сервисы "за живое" — доход от рекламного трафика. Конечно же, поисковикам невыгодны "белые списки", потому что поиск пиратского контента — один из главных источников большого по объемам трафика. Но мне кажется, с поисковыми системами нужно разговаривать на языке бизнеса, а не принуждения или увещевания. Уверен, есть экономические модели, которые помогут поисковикам смириться с потерей соответствующих доходов.
— Что еще намерены делать?
— В любом случае, вода камень точит, особенно в контексте активных действий правообладателей — у всех на слуху "крестовые походы" издательства "Эксмо", Rambler, кинопроизводителей против крупных дистрибьюторов и агрегаторов контента. Конечно, мы и дальше будем продвигать эту идею, в том числе через РСПП. Сейчас наша ключевая задача — консолидация делового сообщества, заинтересованного в формировании современных механизмов рынка интеллектуальной собственности, в развитии соответствующей инфраструктуры, в первую очередь цифровых сервисов.
— Что еще в работе?
— На повестке дня много других вопросов, в частности разработка новых методик оценки интеллектуальной собственности. Уверен, в этом нам помогут эксперты из Финансового университета при правительстве, с которым Ассоциация IPChain и Федерация интеллектуальной собственности в этом году заключили соглашение о сотрудничестве.
Вообще, для меня интеллектуальная собственность неразрывно связана с предпринимательством, хотя бы потому, что бескорыстных инноваторов в человеческой истории было весьма немного. В стремлении к материальному успеху нет ничего предосудительного, и совершенно естественно, что художественное и техническое творчество наиболее бурно развивается там, где интеллектуальные права защищены законом, а продукты творческого труда свободно оборачиваются, позволяя людям зарабатывать.
— Давайте еще немного поговорим о возможностях ваших платформ по защите от пиратства. Какие механизмы предполагается применять?
— Сервис n’RIS Antipiracy на базе инфраструктуры IPChain уже достойно себя зарекомендовал. Главная его особенность — полностью автоматизированный процесс мониторинга интернета на предмет нелегального использования контента (Google, Yandex, VK, YouTube, OK, Mail.ru и прочие), проверки на уникальность, полное или частичное заимствование с применением технологии AI (искусственного интеллекта) и нейросетей, автоматической рассылки претензии и блокировки пиратских ресурсов и/или удаления из поисковой выдачи. Сервис производит сравнение на плагиат 5 тыс. секунд аудиозаписей за одну секунду и 4,5 тыс. секунд видеозаписи — за одну минуту. В течение одного цикла проверки обрабатывается около 50 тыс. ссылок. n'RIS Antipiracy позволяет искать пиратский контент на любых ресурсах, в том числе торрент-трекерах, а также распознавать контент, включая экранные копии и модифицированные произведения. Сервис предлагает защиту любых видов аудиовизуального контента (кино- и ТВ-премьеры, сериалы, web-сериалы, мультфильмы и т.д.), музыки, текстов и изображений. Этот инструмент уже активно используют индустриальные игроки. Насколько мне известно, например, по фильму "Война Анны" сервис сгенерировал около 4 тыс. досудебных претензий. Также планируется к запуску новая услуга по поиску и защите товарных знаков в цифровой среде.
— Андрей Борисович, а сколько средств теряют производители контента из-за пиратской активности? Что делают сейчас пираты, чтобы обходить защиту?
— В этом году наметилась позитивная тенденция. Впервые за пять лет объем рынка пиратского контента снизился на 27%. За период с начала 2019 года он составил $63,5 млн. Это произошло главным образом благодаря закрытию трех крупнейших CDN — распределенных сетей серверов, обеспечивающих доставку пиратского контента. Эта инфраструктура снабжала нелегальным контентом около 90 онлайн-кинотеатров России и СНГ. А ведь с 2015 года рынок пиратства только рос. Так, если в 2015 году он составлял $32 млн, то в 2018-м достиг $87 млн. Свою роль в улучшении ситуации сыграли меры ФНС, направленные на борьбу с букмекерами — главными рекламодателями пиратских сайтов. Разумеется, позитивно сказались развитие механизма досудебных блокировок и определенные шаги навстречу правообладателям, предпринятые поисковиками. Но пиратство — это высокотехнологичный бизнес. Социальные сети, торренты, CDN — пираты постоянно находят новые способы обойти закон. Поэтому главный вклад в искоренение этого зла будет за специалистами по кибербезопасности и новыми экономическими моделями.
— Минкультуры предлагает в корне пересмотреть механизм защиты авторских прав. Ведомство полагает, что контент должен удаляться моментально без суда, а в суд должны ходить представители площадок, а не правообладатели. Как думаете, насколько такое решение перспективно для внедрения в России?
— Само стремление защитить правообладателей можно только приветствовать. Мы давно говорим о том, что ситуация, при которой производители контента вынуждены обивать пороги судов из-за каждой пиратской ссылки, абсолютно ненормальна. Однако надо очень тонко регулировать баланс интересов общества и правообладателей, а также предусматривать возможные случаи злоупотребления правом. Ведь в таких ситуациях возникает совершенно конкретный материальный ущерб у добросовестных пользователей. И это очевидно играет не на пользу экономике контента.
— В прошлых беседах вы рассказывали о строящейся биржевой платформе интеллектуальной собственности. Расскажите, пожалуйста, о ее работе.
— Точнее говоря, речь идет о двух платформах — IPEX и Co-Fi. Первая представляет собой платформу для осуществления сделок любой сложности с объектами интеллектуальной собственности. В ее рамках мы создаем магазин юрисдикций — jurisdiction shop. Он дает возможность совершать сделки с учетом особенностей различных правовых и налоговых систем. Этот продукт позволит исключить посредничество и лишнюю волокиту при сделках с интеллектуальными правами. Например, режиссер или продюсер сможет легко выбрать музыку для фильма на любой вкус и бюджет, а очистка прав не будет головной болью. Со стороны музыкальных издательств и рекорд-компаний по IPEX есть сформулированный спрос, особенно в контексте лицензирования "синхронизации" — выдачи разрешений для использования произведений и фонограмм в кино, ТВ-программах, а также для переработки.
Вторая — краудлендинговая платформа Сo-Fi — позволяет привлечь финансирование под залог объекта интеллектуальных прав. Например, предложить инвесторам права на первый альбом в залог для финансирования нового. Многие демонстрируют интерес к сервису уже сегодня — особенно в музыкальной индустрии.
Обе платформы сейчас в стадии подготовки к запуску, который планируется в первом квартале 2020 года. Отмечу, что это сложнейшие в методологическом и техническом отношении продукты.
— Недавно в Россию приезжал глава ВОИС, он сообщил о совместной работе с Россией над созданием новой технологии по защите от пиратов, которая направлена на пресечение получения пиратами доходов от рекламы. Могли бы вы рассказать про эту технологию (WIPO ALERT Database) поподробнее? В чем ее преимущества, какой эффект сможет получить креативная индустрия?
— Речь идет об онлайн-платформе, доступ к которой будут иметь уполномоченные от каждой страны — члена WIPO, а также представители рекламного бизнеса. На этом ресурсе будет обновляемая база сайтов, нарушающих авторское право. Таким образом, у рекламодателей всегда будет под рукой черный список ресурсов, с которыми не стоит иметь дело хотя бы потому, что это вредит репутации. Отсечение рекламных доходов — важный инструмент борьбы с пиратами. Правда, в России дело осложняется тем, что рекламу на пиратских площадках финансируют не менее теневые нелегальные бизнесы — например, онлайн-казино и букмекеры.
— Глава Роспатента во время встречи с главой ВОИС, где вы также присутствовали, рассказал об объемах рынка патентов в России, назвав их ценнейшим активом и возможностью оценивать объемы развития экономики на многие годы вперед. Не могли бы дать такую оценку рынку ИС в России? О каких суммах идет речь?
— Как раз в области промышленной собственности в России предстоит много работы. Регистрируется около 40 тыс. патентов в год, тогда как в Китае — 1,3 млн. Патентный рынок активно развивается там, где есть высокая конкуренция или в ситуации экспансии на новые рынки. Российские производители, к сожалению, сконцентрированы исключительно на выпуске самой продукции и очень редко воспринимают идеи как ценный нематериальный актив. Впрочем, сфера интеллектуальной собственности — это не только патенты. Это и авторское право, которое связано с растущим сегментом креативных индустрий, и оживленный рынок средств индивидуализации, к примеру в пищевой промышленности.
— Вы руководите Ассоциацией IPChain, которая разработала свою платформу для хранения патентов и вывода их на рынок. Какие перспективы у механизма? Есть ли уже примеры сделок?
— Инфраструктура IPChain позволяет работать с любыми результатами интеллектуальной деятельности вне зависимости от того, охраняются они патентами или авторским правом. Один из узлов нашей экосистемы — LegalTech-стартап "Онлайн-патент" — цифровой сервис для управления патентами и товарными знаками, он позволяет в значительной мере автоматизировать процесс регистрации и управления объектами промышленной собственности и средствами индивидуализации. Проект I3D предназначен для управления трехмерными моделями, которые традиционно проходят по разряду промышленных образцов. Наконец, есть ФУЧА-ФИЧА, помогающая управлять служебными изобретениями, полезными моделями и ноу-хау. Важно понимать, что выбор модели охраны сегодня во многом диктуется именно бизнес-логикой. Так, к примеру, чертежи можно охранять и как промышленный образец, и как ноу-хау, и даже как произведение искусства.
Что касается объема российского цифрового контента (музыка, кино и другие виды медиа), то он сейчас составляет около $1 млрд. Ежегодная выручка участников сектора креативной экономики — около $100 млрд.
— Недавно Роскосмос заключил соглашение с IPChain о сотрудничестве. Расскажите, пожалуйста, о совместных планах. Насколько патенты организации могут оказаться востребованными на бирже?
— Космическая промышленность как необычайно наукоемкая отрасль использует множество результатов интеллектуального труда. Для того чтобы провести успешный запуск летательного аппарата, необходимы сотни, если не тысячи технических решений, в том числе в смежных областях. Проблема в том, что исторически Роскосмос, в отличие от того же NASA, развивался вне рыночной среды. Критерием успеха всегда был сам запуск, а промежуточные результаты практически не выявлялись и не коммерциализировались. Мы рассчитываем помочь госкорпорации повысить эффективность работы с IP с помощью современных инструментов выявления, инвентаризации, монетизации и защиты научно-технических результатов. Уверен, что, будучи пионером космических технологий, Россия вправе рассчитывать не только на строчку в учебнике, но и на коммерческий успех.
— Могли бы сказать несколько слов о защите сведений, доверенных платформе?
— Корпоративный блокчейн, лежащий в основе IPChain, гарантирует сохранность и неизменность данных, фиксирует точные дату и время размещения объекта. Именно поэтому на сегодняшний день это лучший способ фиксации прав интеллектуальной собственности. Особенность технологии глобального блокчейн-консорциума Hyperledger, созданного Apache Foundation для продвижения кросс-индустриальных блокчейн-технологий, состоит в том, что чувствительная коммерческая информация видна только тем узлам сети, которым вы — правообладатель — это разрешили. В этом смысле распределенный реестр как деловой инструмент вполне оправдывает звание "инфраструктуры доверия".
— Расскажите, пожалуйста, о планах профильного комитета РСПП на будущий год. Какие амбиции планируете реализовать?
— В первую очередь, мы планируем налаживать сотрудничество между креативными индустриями, инновационными отраслями и традиционной, в том числе добывающей и обрабатывающей, промышленностью на базе общего представления об интеллектуальной собственности как о нематериальном активе. Будем добиваться распространения лучших практик масштабирования продукции, выхода на новые рынки, формирования активной общественно-профессиональной среды, заинтересованной в развитии института интеллектуальной собственности, причем не только в России. Разумеется, будем готовить предложения по точечной корректировке права, будь то антипиратское законодательство, налогообложение нематериальных активов или нормы, призванные совершенствовать процедуру патентной экспертизы.
Из наиболее амбициозных задач — подготовка проекта стратегии развития креативных индустрий и формализация этого сегмента как самостоятельной отрасли экономики.
И пожалуй, стоит отметить планы по реформированию сферы коллективного управления авторскими и смежными правами. Уже почти год мы работаем над проектом новой модели для этой сферы, задачей которой является создание законодательной основы для эффективного индивидуального управления правами, а также урегулирование оборота так называемых сиротских произведений. Проделана большая работа, проведено несколько научных исследований, изучен международный опыт. Как результат — есть формализованный подход, позволяющий, с одной стороны, дать активным правообладателям возможность самостоятельно управлять своими интеллектуальными правами в сегменте массового потребления (в частности, публичное исполнение, ТВ и радио), а с другой — облегчить жизнь пользователей и обеспечить им доступ к большому массиву "сиротских" объектов авторских и смежных прав.