Глава Бурятии Алексей Цыденов: чтобы поймать один изумруд, надо тонну руды перебрать
В 2018 году Бурятия вошла в состав Дальневосточного федерального округа, получив возможность применять условия территорий опережающего развития (ТОР) для бизнеса, программы "Дальневосточный гектар" и льготной ипотеки под 2%. Интегрировать дальневосточную повестку в жизнь региона выпало на долю нового политика, который приехал в Бурятию незадолго до этого.
7 февраля 2017 года президент РФ Владимир Путин назначил Алексея Цыденова временно исполняющим обязанности главы Республики Бурятия, а в сентябре того же года 41-летний Цыденов победил на выборах главы Бурятии, набрав 87% голосов. О том, что изменилось в регионе за три года, почему могут закрыться два крупных завода в Тункинском нацпарке, какой самолет будут производить в республике и почему буряты решили праздновать Новый год в конце февраля в Кремле, Алексей Цыденов рассказал в интервью ТАСС.
— В декабре 2019 года президент России Владимир Путин поручил до 31 января проработать создание дальневосточной авиакомпании. Актуален ли этот шаг для Бурятии?
— Идеология такой авиакомпании — в первую очередь межрегиональные, внутренние перевозки. Поскольку расстояния у нас здесь большие, плотность населения невысокая, платежеспособность не самая высокая, соответственно, какого-то особенно рентабельного бизнеса местных перевозок нет. Все местные перевозки — дотируемые региональными бюджетами. И, понятно, если субъект будет создавать одну маленькую компанию у себя, ничего хорошего не получится. Нужны объемы для эффективной работы: один тип воздушных судов, одна ремонтная база, одна система подготовки пилотов, технического персонала, одна система обслуживания, оптимизация расписания, направления. Такая компания на Дальнем Востоке, безусловно, даст эффект. Она не обойдется без господдержки и на стадии приобретения воздушного парка, и по поддержке лизинга, плюс останется вопрос субсидирования самой стоимости билетных перевозок. Но за счет масштаба эти все затраты будут минимизированы. Не обязательно эта авиакомпания должна быть создана с нуля, она может появиться на базе существующей — например, на базе "Якутии" или "Полярных авиалиний".
— На какой стадии сейчас проект создания легкомоторного многоцелевого самолета "Байкал"? Именно его пророчат в основные машины для межрегиональных авиаперевозок. Проект передан Улан-Удэнскому авиазаводу. Когда начнется производство?
— Сейчас заключен договор с Минпромторгом России по разработке непосредственно проекта самолета. Техническое задание немного отличается от того прототипа, который у нас уже есть. Работа продолжается. Мы уже получили заключение авиационных властей в области гражданской авиации, что под "Байкал" изменение летных правил не требуется, предложенные проекты соответствуют существующим нормам безопасности.
Нам в любом случае нужен региональный самолет для местных перевозок, никто от проекта не отказывается. Есть два проекта: самолет ТВС-2-ДТС Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) и самолет Уральского завода гражданской авиации
Дискуссия идет по его конфигурации, точка в выборе вариантов еще не поставлена.
— Когда примерно ожидается решение по проекту?
— В этом году. Думаю, к лету. Нам, по большому счету, все равно, какой будет самолет. Главное, что производство будет у нас, на Улан-Удэнском авиазаводе: это было озвучено Минпромторгом на совещании у президента. Нам требуется строительство дополнительных производственных мощностей, объем инвестиций под новые мощности — порядка 2,2 млрд рублей. Это мы планируем делать в рамках Технопарка. В проекте будет задействована группа инвесторов. Там и холдинг "Вертолеты России", и мы как субъект Федерации, есть также поручение вице-премьера Юрия Трутнева Фонду развития Дальнего Востока принять участие в этом проекте.
— На Улан-Удэнском авиазаводе также планируется производство нового вертолета VRT-500. Кто проявляет интерес к новой машине? Есть ли первые твердые контракты?
— VRT-500 — это двухвинтовой вертолет соосной схемы, его особенность — большая устойчивость, точное приземление. Это важно для городов, такую машину можно использовать как аэротакси. Мы его показывали на МАКСе, на авиасалоне в Арабских Эмиратах, вертолет вызвал большой интерес. Очень конкурентный на мировом рынке вертолет, на него большой спрос, и есть заинтересованность арабских стран: они вошли в долю "Вертолетов России" с учетом производства VRT-500. Интерес проявляет и Европа — Италия, Германия. Мы выйдем с этими вертолетами и на европейский рынок. Сейчас он в производстве, на 2022 год планируем продажи.
— Компания "Новапорт" — владелец аэропорта Улан-Удэ — объявила о намерениях построить новый терминал, однако пока видимых работ на площадке нет. Все идет по плану?
— Да. Сейчас идет проектирование, во втором квартале инвестор должен выйти с экспертизой проектных работ. В этом году начнется стройка, в 2021 году у нас будет новый терминал.
— Какую маршрутную сеть вы хотели бы видеть в аэропорту "Байкал", в том числе с учетом субсидируемых тарифов?
— Сейчас в субсидируемые тарифы включены Москва, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Благовещенск, есть межрегиональный рейс на остров Ольхон (Иркутская область). А вообще мы видим еще международку. Хотим, чтобы к нам летали Пекин, Сеул, Токио. Мы бы хотели весь мир (улыбается), но мы же реалисты и понимаем, что здесь вероятность больше с азиатскими странами.
В поисках "изумруда"
— Уже год, как регион включен в состав Дальневосточного федерального округа, и на жителей Бурятии стали распространяться дальневосточные преференции и программы — "Дальневосточный гектар", льготная ипотека под 2%, о которой заявил Владимир Путин. Есть спрос?
— Спрос есть, уже более 1200 гектаров одобрение получили, более 800 по факту оформлено. Но мы-то самый большой спрос пережили. У нас в Улан-Удэ тема самостроев и самозахвата земли стоит очень остро — люди из сел приезжали и просто строили в пригороде дома, не получая никаких разрешительных документов. Там уже и без дальневосточного гектара взяли — сейчас с этим разбираемся. В дальневосточных регионах бум был на территории, приближенные к городам, а у нас эти территории уже освоены. Но вместе с тем спрос большой, в первую очередь под сельское хозяйство, туризм.
— А по льготной ипотеке? Удовлетворяют ли существующие объемы строительства возможный спрос на новое жилье и будете ли вы как-то вмешиваться и регулировать цены?
— По ипотеке у нас с начала года большая работа идет, сейчас около 200 договоров подписано. Прямых законодательных норм по регулированию цены нет. Но находить способы влияния будем, поскольку сделать льготную ипотеку и повысить стоимость жилья — это убить на корню предложенную преференцию. Все равно никто ничего не продаст. Здесь и застройщики заинтересованы, чтобы больше продавать, а не строить и годами сидеть на непроданных активах. Работа идет через эскроу-счета, поэтому у застройщиков заинтересованность достроить и быстрее продать гораздо выше. Поэтому я думаю, что существенного роста цены не будет.
— Льготная ипотека приведет Бурятию к росту объемов строительства?
— Мы по нацпроекту должны строить 300 тыс. квадратов в год. Так что у нас задача увеличить жилищное строительство стоит в любом случае.
— Полпред Трутнев поручил властям Бурятии активизировать работу по привлечению туристов в ОЭЗ "Байкальская гавань". Что сделано и когда территория ОЭЗ будет расширена на гору Мамай?
— Нам нужно, чтобы в "Байкальскую гавань" заходили известные бренды. Делали предложения Mariott, Azimut, Swissotel и ряду других. Мы подписываем соглашения о намерениях со всеми, хотя понимаем, что большая часть из них не выстрелит никогда. Но чтобы поймать один изумруд, надо тонну руды порой перебрать. Сейчас пока один реальный инвестор, это Green Flow — компания, которая имеет опыт строительства отелей в Сочи. Уже идет проектирование отеля, в этом году они получают экспертизу и заходят на стройку. Что касается горы Мамай в части включения ее в особую экономическую зону, согласование Минэка есть, но есть вопрос, связанный со статусом защитных лесов. Ищем варианты — упираемся в Закон "Об охране озера Байкал". Непростой вопрос.
— Сколько инвесторов сейчас в ТОР "Бурятия"? Когда будут заходить новые?
— Есть два инвестпроекта — по таможенно-логистическому терминалу "Наушки", по птицефабрике "Ноябрьскпродсервис". Резиденты ведут работу, проектируют. Инвестпроект не начинается сразу с лопаты в землю. Проекты большие. Есть заявка еще по восьми потенциальным инвесторам, она на рассмотрении в Минвостокразвития. Думаю, что до лета 2020 года зайдут новые компании.
Байкал и экология
— В составе нацпроекта "Экология" есть федеральный проект "Сохранение озера Байкал". Как оцениваете проект, удастся ли с помощью него решить все экологические проблемы озера?
— В проекте "Экология" есть целый перечень мероприятий, но это не все, что требуется, он на определенные вопросы отвечает, но не все ответы есть.
Там есть ликвидация свалок, но только в городах, но нет мусороперерабатывающего завода, нет дамбы
И есть сейчас отдельное поручение президента: правительство должно сформировать план мероприятий отдельно по Байкалу. Мы все свои предложения дали по всем свалкам, по всем очистным, то есть все, что не было учтено в рамках нацпроекта, мы предложили. Сейчас работа ведется, но после смены правительства есть определенная сдвижка. Я надеюсь, что дело будет доведено до конца, и поручение находится на контроле у президента.
— Есть еще проблема с увеличением численности популяции байкальской нерпы. Как вы считаете, нужно разрешить добычу?
— Да. Там риск в том, что бесконтрольный рост популяции может привести к тому, что будет естественное регулирование, животные просто массово заболеют и погибнут. Вопрос в разрешении промысла нерпы с воды. Дело в том, что промысел разрешен был всегда, но со льда, то есть дело в способе. Со льда квоту в 3 тыс. голов не выбирают — потому что сложно. То есть вопрос был изменения способа. И я бы решение поддержал. Иначе может произойти эпизоотия, такое уже было в 1980-х годах. Плюс это вопрос занятости для представителей коренных малочисленных народов Севера.
— Есть еще проблемный вопрос для Бурятии — это необходимость исключения населенных пунктов из границ Тункинского нацпарка. Когда это будет сделано?
— Это очень острая проблема.
Например, в марте заканчиваются лицензии на добычу полезных ископаемых, минеральной воды у двух крупных заводов — в Аршане и в Ниловой пустыни. Новые лицензии они уже получить не смогут из-за статуса нацпарка. И в результате два градообразующих предприятия в марте просто могут закрыться
Решаем. Я докладывал о проблеме новому вице-премьеру Виктории Абрамченко. Надеюсь, закроем этот вопрос.
— А что сделать нужно?
— Поменять границы нацпарка, исключить из его территории населенные пункты. Это должно быть утверждено постановлением правительства РФ. Текст постановления в правительство должно внести Минприроды. У нас есть поручение президента по этому поводу — решить правовой статус населенных пунктов, находящихся на особо охраняемой природной территории. Если понадобится, пойду к президенту еще раз.
— Алексей Самбуевич, вы три года являетесь главой Бурятии. Что удалось сделать из того, что вы запланировали на старте? Может, изменился и ваш взгляд на те или иные проблемы?
— Что-то удалось, что-то не удалось. Часть системных вопросов удалось решить.
На 25% у нас снизилась стоимость электроэнергии. Мы сейчас по стоимости электроэнергии для населения девятые в стране, по стоимости электроэнергии для бизнеса мы 21-е. А были чуть ли не самыми дорогими
Было принято решение, правительство включило нас в отдельный перечень, куда входят республики Северного Кавказа, Тыва и Бурятия. Для нас предусмотрено субсидирование стоимости электроэнергии. Второе — вопросы строительства дорог: мы подошли к тому, что существенно увеличены объемы дорожных работ. Третье — третьей смены в школах у нас не будет. Это была большая проблема. Мы в этом году достраиваем школы, у нас останется только одна, переходящая на 2021 год. Плюс мы сдвинули с мертвой точки вопрос по очередям в детские сады: вдвое сокращаем очередь. К тому же есть принципиальное решение правительства о том, что надо довести эту очередь до нуля.
— В какой период примерно?
— Полностью — это 2024 год.
Мы сейчас 23 детских сада строим по нацпроекту "Демография" для детей от полутора до трех лет
И в рамках отдельного решения по Республике Бурятия идет строительство детсада для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В 2018 году построено и выкуплено два детских сада по 240 мест каждый в Улан-Удэ. Суммарно это 25 детских садов. Но чтобы ликвидировать очередь, нам нужно еще 25 детских садов. Чтобы ускорять процесс, давать возможность родителям своих детей в сады устраивать, мы впервые ввели такую практику, как субсидирование стоимости в частных детских садах. По 10 тыс. рублей компенсируем садам за каждого ребенка в месяц. Тем самым мы уравняли родительскую плату за частный детский сад и муниципальный.
— А как изменились экономические показатели в регионе за эти три года?
— До 2016 года мы шли вниз, сейчас выправились. Три года как идем вверх — идет стабильный рост вложений в основной капитал, рост промышленного производства: семь-восемь процентов в год стабильно. У нас сейчас пик: 55 млрд рублей инвестиций в основной капитал. В 2016-м было 43 миллиарда.
— За счет каких секторов экономики рост?
— Добыча полезных ископаемых, промышленность, обрабатывающая промышленность. На Эгитинском месторождении началась добыча флюоритов, инвестор зашел на Озерный ГОК — там 77 млрд рублей внебюджетных инвестиций планируется. В Окинском районе добыча кварцитов — тоже на месторождение зашел инвестор. По Улан-Удэнскому авиазаводу — подписан экспортный контракт на 1,9 млрд долларов на вертолеты Ми-171А2, по линии Рособоронэкспорта. Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод сейчас тысячу секций выпускает в год. А в лучший советский период они делали 65 секций в месяц, и это были их рекорды, а сейчас — 85. Локомотивы на ремонт в Улан-Удэ идут из разных городов — от Воронежа до Владивостока. Улан-Удэнское приборостроительное объединение диверсифицировало производство продукции: по соглашению с Россетями предприятие производит интеллектуальные приборы учета электроэнергии.
— Когда вы пришли в регион и начали формировать кабмин, министров вы решили выбирать на конкурсной основе. Считаете ли вы успешным этот путь? С учетом того, что два министра свои посты уже покинули.
— Считаю успешным такой опыт. Когда я пришел в регион, никого не знал — ни людей, ни потенциал. И этот вариант был наиболее оптимальный. Работа каждого зависит от эффективности — люди приходят, уходят, меняются. Нет предела совершенству. Но в целом процедура конкурса себя оправдала.
— В последнее время работа региональной власти подвергается критике — и ваша, и правительства. Критика со стороны регионального отделения КПРФ и [верховного иерарха Буддийской традиционной Сангхи России] Хамбо-ламы. Влияет ли она на ваши решения?
— Объективно всегда есть проблемы, которые так или иначе либо не решаются, либо решаются медленнее, чем хотелось бы. Поэтому критика в любом случае будет. К критике прислушиваюсь и при расстановке приоритетов в решении тех или иных проблем обращаю внимание на то, что является наиболее острым. Мы живем в открытом обществе.
Новый год в феврале
— 25 февраля Бурятия будет отмечать Новый год по лунному календарю — Сагаалган. Впервые большой праздничный концерт состоится в Кремле. Готовитесь?
— Да, мы планируем 25 и 26 февраля провести большой концерт в Кремлевском дворце, на главной сцене страны. Мы хотим показать всей стране, что такое Бурятия. Мало кто в стране знает про Бурятию, и хотелось бы донести, что такая жемчужина в России есть, рядом с Байкалом. Бурятия — это больше, чем Байкал, это удивительная культура бурят, русская культура, старообрядческая культура. У нас есть что показать, нам есть о чем рассказать — о том, чего в России больше нигде нет. Мы хотим, чтобы вся Россия о нас знала, чтобы туристы захотели к нам приехать. В концерте будут задействованы все лучшие коллективы республики. Привезем наших эмчи-лам (буддийские священнослужители-лекари — прим. ТАСС), лам- астрологов. Будут наши знаменитые бурятские художники, представим их работы — это Даши Намдаков, Зоригто Доржиев. Будет очень классно, приходите!
Беседовали Наталья Еговкина, Эльвира Балганова