Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота в интервью ТАСС рассказал о планах по совместному празднованию 75-летия Победы, экономических проектах, сроках отмены роуминга, а также поделился оценкой перспектив разрешения противоречий, которые возникли между Москвой и Минском.
— Для народов Белоруссии и России, как и других государств на постсоветском пространстве, предстоящее 75-летие Победы в Великой Отечественной войне — важнейшая, священная дата. Какие мероприятия в честь юбилея Великой Победы запланированы по линии Союзного государства?
— У нас два ключевых проекта — это Брестский и Ржевский мемориалы. Есть также проект в рамках сотрудничества музеев, которые занимаются вопросами исторической памяти о Великой Отечественной войне, включая Музей Победы на Поклонной горе и Музей Победы в Минске, запланированы многие другие встречи и конференции. Это обширный план, который мы приняли и будем выполнять. Я назвал просто ключевые вещи, которые будут на слуху.
— Вы упомянули про Ржевский мемориал. Запланированный бюджет реализации проекта был порядка 650 млн рублей, из которых 200 млн предоставляет Союзное государство. Удалось ли собрать остальные средства и возникали ли какие-то трудности?
— Финансовых трудностей не возникало. 200 млн рублей Союзное государство предоставило сразу же. Остальные деньги собирались методом, так сказать, народных пожертвований, этим занималось Военно-историческое общество. По последним данным, они укладываются. Тех сумм, которые удалось собрать, вполне хватит для того, чтобы завершить строительство мемориала.
— Как, по вашему мнению, на развитие Союзного государства могут повлиять противоречия между Москвой и Минском в нефтегазовой отрасли, которые обострились в конце прошлого года?
— Этого я прогнозировать не могу. Конечно, ничего хорошего в этом нет. Всякое противоречие осложняет жизнь, это понятно, но интенсивно ведутся переговоры — недавно встречались главы правительств, они эти темы обсуждают. Я результатов не знаю, но уверен, что ни у российской, ни у белорусской стороны нет желания как-то обойти молчанием эти проблемы и не найти решение. Очень хочется верить, что оно будет найдено.
— А в целом текущую атмосферу в Союзном государстве, взаимоотношения сторон вы бы как сейчас охарактеризовали?
— Как обычно, все нормально. У нас состоялось множество разных встреч, мероприятий, совещаний, прошла совместная коллегия министерств сельского хозяйства, также проходят встречи по линии силовых структур. Сейчас работаем в том режиме, которого требует эпидемиологическая обстановка в мире.
— Существуют ли проблемы с формированием бюджета Союзного государства, учитывая, что не состоялось заседание Высшего государственного совета?
— У нас есть такой инструмент — принять бюджет в рабочем порядке. Мы его приняли и уже работаем в рамках бюджета.
— На какой стадии находится проработка соединения Москвы и Минска высокоскоростной магистралью, а также идеи по сопряжению Санкт-Петербурга, Москвы и Минска с Варшавой, Берлином и Гамбургом?
— Сама идея проработана, если считать конечным результатом готовность стран в той или иной степени участвовать в этом проекте. Теперь дело за его практической реализацией, но прежде, чем приступать к ней, должно быть проведено технико-экономическое обоснование. Этим должны заниматься те люди и организации, которые будут непосредственно участвовать в реализации этого проекта, если он будет одобрен руководством России и Беларуси. Поэтому сейчас идут интенсивные консультации в наших правительственных ведомствах о том, что делать дальше.
— То есть дело за техническими моментами?
— Организационными прежде всего политическими решениями, организационными мероприятиями. Дальше — просчет всех параметров проекта, чтобы можно было окончательно определиться, насколько это все целесообразно.
— Сейчас разрабатываются концепции четырех перспективных союзных программ в сферах здравоохранения, природопользования, геологоразведки и животноводства. Когда можно ожидать начала их реализации и какие конкретные проекты в их рамках планируется осуществить?
— Если речь идет о концепциях программ, все будет зависеть от того, когда они будут приняты. Я сейчас не могу прогнозировать, просто надо иметь достаточно много материала перед собой. Но полагаю, что мы с этим определимся уже в ближайшее время и также с тем, быть этим программам или нет. Я думаю, что если не все, то большая часть этих программ будет принята, и мы их реализуем, у нас опыт в этом есть.
— Представители министерств связи Белоруссии и России обещали, что уже осенью этого года может быть решен вопрос отмены роуминга в Союзном государстве. Как вы полагаете, возникшие между сторонами противоречия в подготовке интеграционных дорожных карт могут затормозить процесс отмены роуминга?
— Я не вижу тут никаких противоречий. Идет системная работа двух министерств связи. Запланированные сроки пока остаются в силе. Сбои, конечно, могут быть, как в любом деле, но принципиальных изменений позиций в готовности довести это дело до конца нет.
— Судя по всему, стороны отказались от интеграционных проектов, предусматривающих слияние и обмен активами между крупными компаниями: МАЗ — КамАЗ, МЗКТ — Ростехнологии, "Пеленг" — Роскосмос. Как вы считаете, возможна ли промышленная кооперация между этими и другими предприятиями без поглощения одного другим?
— Такая кооперация существует. Без поглощений она прекрасно себе живет. Поэтому это необязательно. Идея была продиктована необходимостью или, во всяком случае, желанием усилить эффективность производства дублирующихся видов продукции. Не получилось в силу разных обстоятельств. Видимо, у глав предприятий, которые должны были быть вовлечены в это дело, не было достаточной экономической мотивации. Поэтому пока все остается на своих местах. Но никакого ущерба их деятельности не нанесено. Желали как лучше, но оставили как есть.
— По вашему мнению, удастся ли до конца года договориться по оставшимся дорожным картам по интеграции?
— Не знаю. Я в их составлении участия не принимал, поэтому не могу ничего сказать.
Беседовал Андрей Берец