Глава департамента промполитики Москвы: выгода города от офсетных контрактов — налицо

Глава департамента промполитики Москвы Александр Прохоров. Владимир Гердо/ ТАСС
Глава департамента промполитики Москвы Александр Прохоров

Москва первая из всех городов России начала заключать офсетные контракты в жизненно важных отраслях. На данный момент город заключил уже три контракта и объявил конкурс на четвертый в области пищевой промышленности. О том, почему столице выгодно заключать такие контракты и какую пользу они приносят населению, в интервью ТАСС рассказал глава столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.

— Офсетный контракт — новый и пока еще сложный для понимания инструмент. Разъясните, пожалуйста, простыми словами, в чем его принципиальные отличия от других видов инвестиционных контрактов?

 Офсетный контракт — это форма закупки товаров государством (в нашем случае — в лице города), когда частный инвестор берет на себя обязательства по локализации производства этой самой продукции, которую он планирует поставлять государству. Офсетный контракт можно заключить только по конкурсу. То есть претендовать на заключение офсета могут несколько компаний, но город выберет только одного поставщика, который будет удовлетворять всем условиям и предложит самую низкую цену.

Участвовать в офсете выгодно обеим сторонам. Инвестор получает, во-первых, надежного и платежеспособного покупателя, которому предприятие гарантированно будет поставлять свою продукцию. Во-вторых, длительную загрузку своих мощностей: офсетный контракт заключается на срок до десяти лет. Компания также попадает в реестр единственных поставщиков.

Почему это выгодно Москве? Мы получаем необходимую городу продукцию, новое высокотехнологичное производство на территории столицы, а значит, и импортозамещение в социально значимых сферах, увеличение налогооблагаемой базы. Офсеты привлекают значительные инвестиции в город: их минимальный объем по закону — 1 млрд рублей. Очень важно, что на предприятиях создаются новые рабочие места для горожан.

Кроме того, город экономит бюджетные средства на закупку, так как в результате конкурсных процедур цена закупаемой продукции, как правило, снижается.

— Москва заключила уже три таких контракта, собирается заключить четвертый. Уже можно судить о том, насколько инструмент оказался выгодным?

 Действующие в Москве офсеты уже показали эффективность с точки зрения экономии бюджетных средств. Их начальные цены в результате конкурсных процедур были снижены в совокупности на 31,6%.

Кроме того, три офсета привлекли в российскую столицу в общей сложности 9,8 млрд рублей инвестиций, объем поставки по этим контрактам — 41 млрд рублей. Конечно, важно и то, что офсеты предполагают производство той продукции, на которую есть очень большой, если не сказать острый, спрос. Гарантируя производство такой продукции, мы можем быть уверенными в завтрашнем дне.

— В каких странах распространена практика офсетных контрактов? Какие города России еще начали их внедрять?

 В настоящее время офсет при импорте активно используется более чем в 50 странах мира. В различных вариантах офсет применяется такими государствами — участниками ВТО, как Швеция, Греция, Польша, ЮАР, Китай, Индия, Южная Корея и другие. В России же такие контракты заключаются с целью импортозамещения.

— Первые три контракта в Москве были заключены в области медицины и фармацевтики. Почему выбрана именно эта сфера?

 При выборе отраслей мы в первую очередь анализируем потребности города. Обращаем внимание и на то, в каких сферах больше всего закупается импортных товаров. Это для нас сигнал, что на данное направление надо обратить особое внимание, чтобы не приходилось закупать востребованные продукты за рубежом. Например, первые два офсета — с компаниями "Биокад" и "Р-Опра" — заключены в фармацевтике, третий — с компанией "Гемамед" — в производстве медизделий. От этой продукции зависит жизнь и здоровье людей. Это для нас приоритет. Четвертый контракт планируется заключить в пищевой промышленности — это продукты питания для детей, беременных и кормящих женщин. Это то, что должно производиться рядом с конечным потребителем.

В целом мы планируем, помимо здравоохранения и пищепрома, в дальнейшем заключать в столице контракты в таких сферах, как транспортное машиностроение, техника для жилищно-коммунального хозяйства, IT-оборудование.

— Сколько офсетных контрактов может быть заключено в течение 2020 года и в каких сферах?

 Один будет точно. Мы уже объявили на него конкурс (в конце февраля). По итогам конкурсных процедур мы определим компанию, с которой и заключим в дальнейшем контракт. По условиям офсета инвестор должен будет создать на территории Москвы производство продуктов питания, поставляемых через молочно-раздаточные пункты столицы, для детей, беременных и кормящих женщин. На заводе будут производить 38 наименований продуктов: молоко, соки, фруктовые, овощные, мясные и мясо-растительные пюре, каши, творог, кефир, кисломолочную смесь, а также сухую смесь. Это что касается ближайшего будущего.

Заключение офсетного контракта — это не быстрый процесс. По федеральному законодательству у офсета очень высокий порог требуемых инвестиций — от 1 млрд рублей. Конечно, быстро структурировать проект, в котором множество переменных, да еще и высокие объемы инвестиций, непросто. Потенциальные инвесторы должны оценить свои возможности, проанализировать все риски, понять, насколько выгодно участвовать в таком государственно-частном проекте. Сегодня в столице заключено всего три офсета, по всей России их вообще четыре. Мы планируем развивать это направление государственно-частного партнерства и в дальнейшем: это действенный механизм, выгодный и государству, и бизнесу.

  

Теги:
Россия