Александр Козлов: власти помогут дальневосточному бизнесу пройти пандемию

Александр Козлов. Антон Новодережкин/ ТАСС
Александр Козлов

О том, как распространение коронавируса сказалось на экономике Дальнего Востока, как оно повлияло на кадровый рынок и крупные инвестиционные проекты, а также о том, какие шаги предпринимают власти для дальнейшего развития ДФО, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов рассказал в интервью ТАСС

Регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО), помимо борьбы с новой коронавирусной инфекцией, решают и другие масштабные задачи. Это, например, развитие экономики еще недавно депрессивных территорий, запуск уникальной для России программы льготной ипотеки, обустройство социальной инфраструктуры, в том числе там, где ее прежде не было. Эти темы обсуждались 6 апреля на встрече президента России Владимира Путина с вице-премьером РФ — полпредом в ДФО Юрием Трутневым и министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Александром Козловым.

О том, как распространение коронавируса сказалось на экономике Дальнего Востока, как оно повлияло на кадровый рынок и крупные инвестиционные проекты, а также о том, какие шаги предпринимают власти для дальнейшего развития ДФО, Александр Козлов рассказал в интервью ТАСС.

Экономика в пандемию

— Александр Александрович, ваше министерство уже оценило ущерб, который экономика дальневосточных регионов понесла из-за распространения коронавируса? Какие направления наиболее пострадали, а кто, напротив, получил дополнительный стимул?

— Точных сумм пока нет, но экономические потери, конечно, есть. В наибольшей степени в Дальневосточном округе и в Арктической зоне, как и в целом по России, пострадали туристический, ресторанный и гостиничный бизнес, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, сферы досуга и развлечений, предприятия, оказывающие бытовые услуги населению, — это ремонт, стирка, химчистка, парикмахерские и салоны красоты. Несут убытки компании, которые занимаются авиа- и автоперевозками.

Вы говорите о стимуле? Пока на Дальнем Востоке и в Арктике он не так велик. Да, многие кафе и рестораны переориентируются на доставку еды. Но поймите, север и восток страны — это не центральная Россия, где и раньше такие услуги были популярны. Чтобы сходить в кафе в Москве, надо на дорогу потратить около часа, а, например, в Благовещенске за этот час можно и до кафе доехать, и поесть, и домой вернуться. Поэтому доставка не особо была развита. Сейчас предприниматели действительно уходят в онлайн. Но другой вопрос в том, что люди не знают, как долго продлится такая ситуация и не торопятся тратить деньги.

Правительство РФ 3 апреля утвердило перечень отраслей экономики, которые в наибольшей степени пострадали в результате распространения новой коронавирусной инфекции, для оказания им первоочередной адресной поддержки. Будем помогать.

— Получается, что наибольший урон пришелся на малый и средний бизнес. Будут ли на Дальнем Востоке разработаны дополнительные меры для их поддержки?

— Непростая ситуация складывается: есть компании, которые открыто говорят, что не переживут ограничительные времена — будут банкротства, будут увольнения. И уже есть такие факты.

Правительство 31 марта на федеральном уровне установило порядок предоставления субсидий регионам на оказание неотложных мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Региональные власти тоже разрабатывают различные меры поддержки: в каждом регионе свои, в зависимости от специфики. Но смысл один: предпринимателям срочно нужны льготы, нужна гарантийная финансовая поддержка.

Мы должны понимать, что, как только выиграем борьбу за здоровье людей, надо будет лечить экономику. И, чтобы это были не реанимационные мероприятия, уже сейчас надо проводить "профилактику и плановое лечение".

— Может ли эта ситуация изменить рынок кадров? Как?

— Сложившаяся ситуация бесследно не пройдет. Однако мы оперативно начали предпринимать меры, чтобы минимизировать кадровые риски.

Агентство по развитию человеческого капитала (АРЧК) для поддержки партнеров-работодателей ведет мониторинг их кадровых рисков на Дальнем Востоке. Опрошены инвесторы во всех регионах ДФО. Подчеркну, опрашивали только инвесторов, которые реализуют свои инвестиционные проекты на Дальнем Востоке благодаря преференциальным режимам — это территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток (СПВ). Так вот, 70% опрошенных сказали, что пока работают в штатном режиме.

Но сигналы о кадровых рисках были, и агентство оперативно отреагировало. Например, высвободившихся из-за сокращения объемов производства сотрудников одной компании предложили трудоустроить в другую, где возникла временная нехватка кадров, поскольку нет иностранных рабочих. Для оперативного сбора информации о ситуации на рынке труда АРЧК организовало онлайн-сервис для работодателей, через который можно дистанционно обратиться за помощью. По данным агентства, количество откликов и размещенных резюме на ключевых работных сайтах пока не изменилось, но несколько снизилось число вакансий.

Мониторинг показывает, что востребованными остаются специалисты инженерно-технического профиля. И не случайно, ведь программы развития Дальнего Востока уже серьезно трансформировали рынок труда. Абсолютное большинство предприятий, открытых в ТОР и СПВ — это реальный сектор экономики. Потребность резидентов в специалистах инженерного профиля, представителях рабочих профессий высока и спрос на них вносит соответствующие корректировки в программы профессиональной подготовки кадров. Этот сектор сейчас наиболее перспективен для самореализации. Любая пандемия рано или поздно заканчивается, а то, что в последние годы закладывалось на Дальнем Востоке, будет развиваться дальше.

— Закрытие границ из-за коронавируса повлияло на трансграничные проекты? Например, на строительство моста через Амур между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ?

— Не повлияло. Все основные работы на самом мосту завершены, а то, что осталось на российской части, — благоустройство, отсыпка — идет в графике, без снижения темпов. Единственное, что изменилось, — нельзя проводить очные переговоры и технические совещания, передавать документы в установленном порядке. Все общение происходит дистанционно, а обмен документов — исключительно в электронном виде, но это никак не влияет на графики.

Новые преференции в ТОР

— Пять лет назад на Дальнем Востоке появились первые территории опережающего развития. Чего удалось достичь за прошедшие годы?

— Резиденты ТОР и свободного порта Владивосток за эти годы запустили более 300 инвестиционных проектов. Инвесторы вложили в них свыше 840 млрд рублей частных инвестиций. Это примерно четверть от общего объема заявленных инвестиций. Общий объем уже состоявшихся инвестиций превысил 1,1 млрд рублей. На введенных в эксплуатацию предприятиях трудятся тысячи дальневосточников.

Результат этой работы — рост промышленности. Как сообщал 6 апреля на встрече с президентом Юрий Петрович Трутнев, его темпы в 2019 году составили 6%. И уже пять лет темпы роста промышленности и инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке в 2–2,5 раза выше, чем в среднем по стране.

— В феврале вы говорили, что министерство по поручению вице-премьера РФ Юрия Трутнева разрабатывает предложения по изменениям в налогообложении для инвесторов. Как продвигается эта работа? Какие преференции могут быть введены в ДФО?

— Минвостокразвития России ведет работу по внедрению альтернативной системы преференций для резидентов ТОР. Теперь инвестор сможет выбрать, какая система комфортнее для его проекта — "классическая" (0% налога на прибыль в первые пять лет и 12% в следующие пять лет с учетом региональной льготы) или новая (7% на весь период резидентства). Это позволит повысить конкурентоспособность ТОР в сравнении с экономическими зонами России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Такое предложение войдет в "третий пакет" поправок в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", принятый в декабре 2014 года.

"Вирусная" отсрочка

— Сложная экономическая и эпидемиологическая ситуация в мире повлияет на выполнение национальных проектов в ДФО? На реализацию плана социального развития центров экономического роста?

— Из-за роста курса валют подорожало медицинское оборудование, которые планируется закупить на средства единой субсидии, выделенной регионам Дальнего Востока. Это коснулось таких крупных объектов, как кардиоцентр в Якутске и противотуберкулезный диспансер в Хабаровске.

Отсутствие иностранной рабочей силы из-за закрытия границ влияет на строительство спортивного центра в Комсомольске-на-Амуре, школы в приморском городе Большой Камень, жилья для переселения граждан из аварийного фонда в Благовещенске, то есть на те объекты, где были задействованы строители из зарубежья. В дальнейшем, думаю, риски проявятся и на других объектах. Но говорить о том, что точно будут отставания от графиков, не приходится, пока это только опасения.

Мы следим за ситуацией и будем помогать регионам при ее ухудшении. Один из вариантов — будем выносить на правительственную подкомиссию предложения по выделению дополнительных денежных средств. Нужно максимально держаться существующих графиков, не допустить сдвигов в сроках сдачи.

— Освоение единой субсидии по итогам 2019 года составило 94,5%, не были израсходованы около 2 млрд рублей. Регионам давали отсрочку до 1 апреля, чтобы выполнить оставшиеся работы и тем самым избежать штрафных санкций. Регионы справились с этой задачей? Может быть, из-за пандемии дадут новую отсрочку?

— То, что регионы наверстали, мы узнаем 15 апреля, когда они отчитаются в установленном порядке. Только после этой даты мы увидим конечные результаты. Но предварительно скажу, что по большинству объектов срок будет выполнен, успеют доделать.

Что касается штрафов при невыполнении, то мы не сможем освободить от них регионы, поскольку объекты, о которых идет речь, должны были быть сданы еще в 2019 году. То есть это штрафы за невыполнение работ прошлого года, когда ни экономических рисков, ни тем более пандемии не было.

А вот сроки строительства или ремонта объектов, намеченные на этот год, из-за возникшей непростой ситуации могут сдвигаться. В этих случаях мы действительно будем рассматривать возможность освобождения от штрафов. Это будет в 2021 году. Но мы надеемся, что такого не произойдет, все вместе будем стараться сдать все в срок.

Интерес к ипотеке

— Как вы оцениваете действие программы "Дальневосточная ипотека"? Сколько граждан ей воспользовались? Способна ли она, на ваш взгляд, решить проблему миграционного оттока из регионов ДФО? Какие основные вызовы она ставит перед властями и строительной отраслью?

— Даже в этот сложный период программа показывает свою востребованность. Интерес к ней сохраняется, а эксперты рынка недвижимости прогнозируют некоторый рост этого интереса, поскольку ипотека — надежный способ вложения средства в период экономической нестабильности. Во всяком случае, динамика спроса остается положительной: на прошлой неделе в десяти регионах ДФО люди заключали договоры на "Дальневосточную ипотеку". Заявки тоже подают: онлайн, через сайты банков. Общее число заявок приближается к 23 тыс., заключено более 6 тыс. договоров.

Для успешной и полномасштабной реализации этой программы необходимо взаимодействие региональных властей и застройщиков, нужно открыть строительный рынок для большего числа игроков, что позволит регулировать стоимость квадратных метров, предлагать доступное и качественное жилье. Конкретные меры в этом направлении предпринимаются — например, в ряде регионов принято решение о проведении аукционов на участки под жилую застройку.

Проблема же оттока населения не решается какой-то одной мерой. Все программы развития Дальнего Востока направлены на повышение качества жизни в регионах ДФО.

— В марте во время поездки в Забайкальский край вы сообщали, что контролирующие органы изучат ситуацию с повышением цен на жилье после запуска программы "Дальневосточная ипотека". Есть ли результаты этих проверок? Какие, на ваш взгляд, меры могут быть приняты для сдерживания роста цен на недвижимость?

— Мы ежедневно отслеживаем стоимость квадратного метра жилья в столицах дальневосточных регионов. Его средняя стоимость составляет 83 тыс. 14 рублей, и с декабря прошлого года цена выросла на 11,8%. Но подчеркну, что это средняя цена по всему округу, — где-то дешевле, где-то дороже.

Наша задача — обеспечить доступность жилья по программе "Дальневосточная ипотека". Предложение должно отвечать спросу, а стоимость — быть подъемной для молодых семьей. Для этого мы оцениваем спрос: субъектам дана задача определить, сколько молодых семей и граждан, получивших "дальневосточный гектар", хотят приобрести жилье. Это позволит сформировать техническое задание для застройщиков. На сегодняшний день из 91,8 тыс. проинформированных молодых семей 8,8 тыс. выразили заинтересованность в получении кредита по программе.

Одновременно регионы отбирают строительные компании — те, что реально работают на рынке, а не числятся в реестре. Всего на территории округа 206 таких компаний, 82 из них готовы работать по программе, а 71 уже заключила с регионами соглашения о сотрудничестве.

Для застройщиков, согласившихся участвовать в программе, основным условием будет предложение квартир по фиксированной цене. Это может быть урегулировано такими мерами государственной поддержки, как предоставление земельных участков в аренду без торгов, подведение к участкам коммуникаций и электроэнергии. Кроме того, отобранные застройщики могут пользоваться типовой документацией, для них снизят налог на имущество, а для производителей стройматериалов субсидируют затраты. Все эти инструменты есть в распоряжении регионов, и они могут их применять.

Беседовал Андрей Цицинов