Владелица ветклиники: будет вспышка заболеваний, если сегодня остановить вакцинацию

Ната Орджоникидзе. Личный архив Наты Орджоникидзе
Ната Орджоникидзе

Новые ограничения в Москве и области из-за пандемии серьезно ограничивают передвижение жителей. ТАСС решил выяснить, как это скажется на животных, работе ветеринарных клиник и профильных врачей, поговорив об этом с представителем отрасли и основательницей подмосковного ветцентра "Комондор" Натой Орджоникидзе.

— Какие последствия сегодня может принести пандемия животным?

Люди могут избавляться от животных, увидев первые сложности или заметив ухудшение здоровья своего питомца. Мы сегодня работаем круглосуточно и принимаем всех. Если будет приостановка работы ветеринарных клиник, то могут быть последствия, о которых я сказала выше. Кроме того, в клиниках уже есть больные животные, если их в одночасье оставить без квалифицированной помощи, то они могут погибнуть. Не менее острой проблемой является и вакцинация питомцев.

— А что будет, если остановить или частично притормозить вакцинацию?

— Приведу простой пример Одинцовского района, где расположена моя клиника. Многие сейчас переезжают с животными на дачу. Вакцинация должна проводиться ежегодно от опасных заболеваний, включая бешенство. Если сейчас прекратить вакцинацию, то будет вспышка заболеваний. Ведь владельцы животных не всегда имеют возможность оградить своих питомцев от тех же грызунов, лис, белок и ежей, которые являются носителями. Заражение несет опасность не только для самих питомцев, но и для людей. Может быть риск заражения и другими вирусными заболеваниями, опасными для человека.

А как тогда быть с бродячими животными?

— Есть государственные программы вакцинации бездомных животных, в том числе и в нашем районе. Как специалист, я вижу необходимость в кратном усилении таких программ и в помощи приютам, которые с учетом новых реалий, конечно, могут быть просто перегружены. В помощи при организации новых помещений, а также в части волонтеров, кормов, медикаментов.

— Соглашусь с вами. На днях знакомые наблюдали ситуацию, когда домашнюю собаку прежние владельцы оставили рядом с мусорным контейнером. Видимо, из-за пандемии.

— Наблюдать такое тяжело. Я сталкиваюсь с этим и в своем бизнесе. Владельцы домашних питомцев делятся на две группы. Первые, кто готов отдать все, чтобы вылечить своего зверя. А вторые, сталкиваясь с первыми сложностями по состоянию здоровья, готовы бросить животное тут же. У нас в таких случаях жесткие правила: если мы понимаем, что можем помочь этому питомцу, то берем отказ с владельца, лечим, а потом пристраиваем в добрые руки. Бывает, что мои ветеринары забирают таких подкидышей к себе домой.

— Сейчас проходит много информации, что животные могут являться передатчиками COVID-19.

— Эта информация не является подтвержденной и не подкреплена научными доказательствами. Некоторые клиники, к сожалению, сочли это поводом заработать на неосведомленных клиентах. У животных издавна существуют видоспецифичные коронавирусные инфекции, эти вирусы могут проявляться, например, в виде перитонита у кошек, но даже кошки с собаками не заражают друг друга, а уж тем более человека.

— А официальные источники?

— Недавно ассоциация практикующих ветврачей опубликовала на своем сайте рекомендации WSAVA (Международная ветеринарная ассоциация мелких домашних животных). В них также указано, что нет никаких доказательств того, что животные могут заражаться или распространять COVID-19.

— Какие еще моменты на фоне коронавируса у вас вызывают опасения?

— Вопрос неправильной утилизации трупов животных. Это может привести к массовой гибели и экологической проблеме, так как тяжело больные животные нередко являются носителями опасных бактерий. При захоронении в землю бактерии могут попадать в почву, грунтовые воды, в том числе такую заразу могут разнести и бродячие собаки. По правилам надо сначала животное эвтаназировать, а потом кремировать.

— Физическое число посещений у вас уменьшилось или увеличилось? И какую тенденцию наблюдаете?

Всего у нас порядка 15 тыс. пациентов. Если раньше в день было до 100 посещений, а на каждого специалиста приходилось по 10–12 животных, то сейчас количество снизилось на треть. Что касается тенденций, скажу за себя и с учетом работы моего центра: у меня ощущение, что люди в условиях самоизоляции начали даже больше заботиться о животных.

— Ограничиваете поток посетителей?

— Да. Обычно для владельцев животных посещение клиники — это целая история, куда можно прийти втроем и даже вчетвером. Но сегодня до людей все больше доходит серьезность нынешней ситуации. И мы ожидаем дальнейшего сокращения посещений.

Поток я ограничиваю таким образом: с питомцем не более одного человека. Если посетитель пришел без маски, бахил и перчаток, то по возможности мы просим его остаться в машине, при этом наши специалисты на связи по телефону. Если возможности нет — выдаем маску, перчатки, бахилы.

— Как помогаете тем, кто не выходит из дома?

— Мы запустили новую услугу бесплатной транспортировки до клиники и обратно. Сейчас у нас есть два вместительных минивэна, где в сопровождении врача или ассистента мы доставляем питомца в клинику для дальнейших исследований и процедур. В течение всего времени нахождения питомца в клинике врач остается на связи с владельцем. 

— Правильно понимаю, что вы сегодня не остановили ни вакцинацию, ни обследования, ни операции?

— Да. В текущих условиях мы продолжаем оказывать всю необходимую помощь, начиная от вакцинации и заканчивая любым оперативным вмешательством.

— А как вы относитесь к работе ветеринаров на дому или приезжающих на дом?

— Не приветствую. Без подробных исследований на спецоборудовании, которые не подлежат перевозке, есть высокая вероятность постановки ложного диагноза, что повлечет за собой лечение, которое может только навредить.

— Как сегодня у вас строится работа ветеринаров на фоне пандемии?

— В первую очередь я несу ответственность за здоровье моих сотрудников. Поэтому моя основная задача — обеспечить их максимальную защиту и снизить риски заражения, чтобы в дальнейшем мы могли и дальше безопасно обслуживать клиентов. Мы начали принимать меры уже при появлении первой информации о заболевших коронавирусом. Так, освободили сотрудников от передвижений общественным транспортом и пересадили на такси за счет компании. При обнаружении первых симптомов вируса у коллег, их родственников или знакомых соблюдается карантин две недели. Для ключевых сотрудников были арендованы квартиры в непосредственной близости от места работы. Кроме того, я заранее на фоне этой истории организовала закупку респираторов, масок, дезсредств, дополнительных бактерицидных ламп.

— Все с пониманием отнеслись к таким мерам предосторожности?

— Это остается моим главным удивлением и гордостью за свой коллектив: все без исключения сотрудники проявили полную готовность пойти на любые изменения в привычном образе жизни. Для кого-то это даже временный переезд от семьи. Конечно, есть и человеческий фактор. Нам всем непросто, но осознание с профессиональной точки зрения рисков нашей самоизоляции не оставляет сомнений и желания сдаться. Кроме того, у всех кредиты, ипотеки и семьи на содержании.

Как раз о доходах. Какая господдержка вам необходима, чтобы в этой ситуации выжить?

—  Мы осознаем, что сокращение числа пациентов может привести к падению доходов клиники и зарплат сотрудников. Учитывая, что подушки безопасности у ветклиник небольшие, продержаться долго будет крайне тяжело. Мы никого не увольняем, всех стараемся сохранить. Поэтому больше всего меня беспокоит судьба сотрудников.

Если поток упадет, то заработать деньги на зарплаты, налоги и прочие постоянные расходы будет сложно. Поэтому в нашем бизнесе в таком случае помогут дотации на заработную плату в случае сильного падения доходов.

— Какая самая большая проблема?

— Банально в дальнейшем не хватит масок, средств личной защиты, дезсредств. Все регулярно дезинфицируется, расходуются маски в большом количестве. Но сейчас их невозможно найти или это стоит в 30 раз дороже обычной цены. В свете нынешних доходов мы скоро не сможем себе это позволить. Тут необходимо регулирование цены на государственном уровне. Что касается медикаментов, то у нас набор препаратов всегда один и тот же, стараемся не экспериментировать. Если будет риск остаться без жизненно важных медикаментов, тогда будем искать аналоги. Сегодняшних препаратов и расходных материалов нам хватит на два-три месяца бесперебойной работы клиники, если ситуация ухудшится, нужны будут кардинальные меры.

О компании

Ветеринарная клиника "Комондор" открылась в Одинцовском районе в 2013 году. В многопрофильном ветеринарном центре оказывается широкий профиль ветеринарных услуг — от терапии до всех видов исследований, включая компьютерную томографию и операции любой сложности. Сегодня клиника работает круглосуточно, в ней работает 50 человек с опытом работы от пяти до 15 лет.

Беседовала Юлия Ермилова 

Теги:
Россия