Текущий год за почти пять месяцев принес уже много климатических сюрпризов: теплая зима, ранний и сложный пожароопасный период, аномальная жара в Западной Сибири. Однако это далеко не все. О том, каким регионам угрожает засуха, где ситуация с лесными пожарами ожидается особенно сложная этим летом, когда можно рассчитывать на тепло, способное, по данным Роспотребнадзора, замедлить развитие коронавирусной инфекции, а также почему суперкомпьютеры никогда не заменят синоптиков, в интервью ТАСС рассказал научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.
— Роман Менделевич, ранее вы сообщали, что в ряде регионов России сформировались условия для почвенной засухи, отмечая, что исправить ситуацию может дождливый май. Месяц приближается к концу, есть ли позитивные изменения?
— В первой декаде мая выпали осадки, но нельзя сказать, что они полностью сглаживают ситуацию с почвенной засухой. Дело в том, что существует понятие "продуктивная влага" в метровомслое почвы и пахотном. Прошедшие осадки, конечно же, насытили верхние 20-30 сантиметров почвы, но это только пахотный слой. В метровом слое, особенно на юге Европейской части России, в Ставропольском крае, в некоторых районах Краснодарского края, продуктивная влага почвы почти не изменилась. Да, дожди были благотворными. И были они к счастью, но на юге Европейской России угроза засухивсе-таки полностью не ликвидирована. Такую проблему нельзя решить одним-двумя ливнями. Фактор рисков никуда не ушел. Он существует, и он больше, чем обычно. Если в июне будут дожди, то в конце месяца можно будет уже говорить, что ситуация существенно улучшилась, а пока это не так.
Жаркая погода на юге Западной Сибири тоже создает риски, которых раньше не было. Дело в том, что там было много снега, по-настоящему много. Это снег, тая, пропитал почву, но сейчас очень длительный период аномально теплой погоды, и он создает некоторые риски.
— В начале мая почвенная засуха также угрожала ряду регионов ЦФО: Калужской, Брянской, Орловской, Смоленской, Липецкой, Курской областям. Какая там актуальная ситуация?
— Там ситуация улучшилась, но говорить о том, что риски исчезли полностью тоже нельзя. Факторы малоснежности и недостаточного промерзания почвы играют "в долгую", как говорят экономисты.
— Специалисты Росгидромета прогнозируют волны тепла этим летом, а волны холода стоит ожидать?
Волн холода не прогнозируем. Их не может быть по определению. Обращаясь к терминологии, волна тепла - это ситуация, когда летом температура выше на 5 градусов климатической нормы в течение продолжительного периода, а волна холода - это ситуация, когда в зимние периоды температура ниже нормы на 7 и более градусов долгое время. Другое дело, что нынешнее лето прогнозируется теплым, но неоднородным. Повторяемость волн тепла будет больше, чем обычно. Они будут очень яркими, но за ними будет следовать понижение температуры. Волна тепла - это опасное явления погоды.
— Но периоды аномально холодной погоды летом не исключены, верно?
— Да, периоды такого похолодания, конечно, будут.
— О ночных заморозках можем уже скоро забыть или не исключено, что июнь будет приносить и такие сюрпризы?
— В предшествующие пять лет, по-моему, было три летних периода, которые начинались с заморозков. Речь идет о Москве и о периоде с 1 по 7 июня. Поэтому, конечно, не нужно пока что о них забывать. Однако, ансамблевые прогнозы на 10 суток, рассчитанные 25 мая, не предвещают заморозки в начале июня.
— Вероятность явление Эль-ниньо, который наблюдался в 2016 году и обеспечил ему звание самого теплого года, в настоящее время 20-25%, насколько мне известно. Однако, ученые все равно высоко оценивают шансы 2020 года стать новым рекордсменом. С чем это связано? С парниковым эффектом?
— Уже прошло четыре месяца 2020 года: январь на первом месте по средней глобальной температуре, февраль и март - на втором. Апрель, по оценкам американских специалистов, находится на втором месте, а по оценке Copernicus, это европейские метеорологи, — на первой месте. В 2016 году, самом теплом, действительно в этот период было мощное развитие этого явления. Это вызывает у климатологов настороженность. Эль-ниньо — это природный фактор, не зависящий от человека. В этом году, когда Эль-ниньо в нейтральной фазе, однако температура все равно уже на втором месте. Ученые уверены, что 2020 год в пятерку самых теплых войдет, а с вероятностью 75%станет и самым теплым. Возвращаясь к вопросу про антропогенный фактор, да, большинство климатологов приходят к выводу, что деятельность человека имеет очень большой вес.
— Такая низкая вероятность полностью отменяет явление Эль-ниньо в этом году?
— Нет-нет. Это далеко не низкая вероятность. Да, в мае, июне, июле не ожидается, но ведь Эль-ниньо может развиться и во второй половине года. Пока оценивается в 25% вероятность, но это, повторюсь, не так уж и мало.
— Росгидромет прогнозирует сложный пожароопасный период в России в этом году. Каким регионам особенно не повезет этим летом?
— Юг Европейской территории России. Там мы прогнозируем высокие температуры, волны тепла, антициклональную погоду, которая, конечно, будет сменяться периодами дождей, но все-таки. Кроме того, существуют долговременные факторы, от которых никуда не деться. Они связаны с тем, что зимой не было снега, а в первые два весенних месяца, например в Ставрополье, выпало всего лишь 32% от нормы осадков, в Краснодарском крае - 40-42%. Это очень мало. Продуктивная влага в этих регионах, как я сказал уже ранее небольшая. В других случаях, когда наступает 4 или 5 уровень пожарной опасности, корни деревьев подпитываются той влагой, которая накопилась за счет осенних и весенних дождей и таяния снега, а этот регион повышенного риска из-за дефицита продуктивной влаги в метровой почве.
И опять же Западная Сибирь. Апрель и май выдались аномально жаркими, это безусловно влияет на то, что уже сейчас формируются 4 и 5 пожарный класс. Такая высокая температура испаряет влагу из почвы. В этом году пожароопасная ситуация сложная. В Якутии, например, наиболее пожароопасный период смещается на июль.
— Какая оправдываемость краткосрочных и долгосрочных прогнозов Гидрометцентра в настоящее время, Роман Менделевич?
— Краткосрочные прогнозы оправдываются с успешностью 95%, а долгосрочные - 75%. Качество краткосрочных и среднесрочных прогнозов невероятно выросло за последние десятилетия. По моему мнению, очень красноречив тот факт, что качество прогнозов на четвертые сутки сейчас такое же, как качество прогнозов на первые сутки 40-45 лет. Это связано с тем, что тогда прогнозы составлялись только синоптическим методом. Когда я пришел в Гидрометцентр, 45 лет тому назад и даже чуть больше, было такое смешное деление: Лаборатория краткосрочных прогнозов - это лаборатория прогнозов на первые сутки, а Лаборатория долгосрочных прогнозов малой заблаговременности выпуска прогнозы на вторые-третьи сутки. А сейчас это все объединено и является краткосрочными прогнозами.
Сейчас совершенно другая жизнь. База для краткосрочных прогнозов - это результаты выходной продукции физико-математических моделей атмосферной циркуляции. Наука уже тогда была развита, но компьютеров тогда не было. Теперь выходная продукция поступает синоптикам, и они либо используют ее, чтобы описать прогноз в понятных терминах, либо улучшают прогноз. Например, прогноз опасных явлений на ближайшие сутки без синоптика невозможно сделать.
Метеорологи шутят, что когда-нибудь суперкомпьютер будет полностью решать задачу прогнозов погоды, и исчезнет профессия синоптика. Но нет. Профессия синоптика вечна, потому что нужно интерпретировать эту информацию, чтобы их правильно мог использовать специалист в области энергетики, сельского хозяйства, дорожного хозяйства. Они должны понимать информацию. Еще она вечная потому что всегда нужно находить ответственного, а законодательства в сфере наказания компьютеров не существует.
— Когда и при каких обстоятельствах может еще вырасти качество прогнозов и период прогнозирования?
— По определению Всемирной метеорологической организации, краткосрочные прогнозы - это до 3 суток, а среднесрочные - от 3 до 10 суток. Отмечу, что практическая заблаговременность детализированных по дням среднесрочных прогнозов составляет 5-6 суток. Мы оцениваем, что через несколько лет эта заблаговрменность повысится уверенно до 7 суток. Эти надежды связаны с развитием научных исследований, установкой мощных компьютеров исовершенствованием наблюдательной сети, которая позволяет получать еще более точные начальные данные.
Возвращаясь к определению качества прогнозов в процентах, сейчас можно сказать, что в 1 случае из 20 прогноз ошибочен, если говорить о краткосрочных прогнозах. По расчетам, которые мы ведем, через несколько нет успешность будет такова, что в 1 случае из 30 прогноз будет ошибочен. Есть такая шутка "Синоптик сшибается один раз, но каждый день", но сейчас синоптик ошибается уже один раз в 20 дней, а скоро будет ошибаться один раз в месяц. И это опять-таки характеристика того, как в постоянном режиме растет качество прогнозов.
Если говорить о совершенствовании долгосрочных прогнозов, то тут все гораздо сложнее. Их успешность не сильно выросла за 45 лет. Да, безусловно повысилась, но всего лишь примерно на 10%. Это связано с тем, что хаотическая составляющая в атмосфере на долгие сроки гораздо больше. Заранее известно, что 30% изменчивости погоды не предсказуемы по определению, если говорим о большой заблаговременности. Что бы мы ни делали, такие случайные составляющие не позволят ни через 10 лет, ни через 10 миллионов лет преодолеть этот порог.
— Как вы относитесь к понятию "метеозависимость"? Погода может оказывать влияние на самочувствие человека?
— Экономическая, хозяйственная деятельности, личная жизнь в значительной мере зависят от погоды. Вы сейчас с трудом назовете отрасль, которая бы не являлась метеозависимой. И понятие "метеозависимость" я прежде всего связываю с этим. Например, строительство: если ветер больше 12 м/с то проводить высотные работы уже нельзя. Работу транспорта тоже сложно представить без прогнозов: самолет нельзя сажать, если туман. И таких примеров очень много. Причем сейчас общество стало более метеозависимым из-за научно-технического прогресса.
Если говорить о зависимости состояния человека от погоды, то тут у меня точного ответа нет. Пока что медицинская наука не подтверждает сильную зависимость самочувствия человека от погодных факторов. Но другое дело, что мы все люди и психологически зависим от информации, которую чаще всего сообщают не медики.Если говорят, что завтра резкое повышение давления, и это может сказаться на самочувствии человека, то человек воспринимает это и заранее себя настраивает.
Вот один пример. Кисловодск является известным и хорошим кардиологическимкурортом. Представьте, что москвич там подлечивается, после в заметно улучшенном состоянии возвращается в Москву. И все хорошо. Но ведь различие в атмосферном давлении между Москвой и Кисловодском огромное - достигает 60-70 миллиметров ртутного столба. А мы привыкли: "Ах, резко упадет давление на 10 миллиметров!". Люди не замечают эту разницу, пока не думают. Медики полагают, что человечество адаптировалось за годы существования к диапазону изменения давления. Вместе с тем есть целый ряд направлений о погоде и самочувствии человека, которые надо активно исследовать.
— Роман Менделевич, Роспотребнадзор заявил, что коронавирус теряет активность при температуре выше 30 градусов тепла. Когда такая погода может установиться на Европейской части России?
— Во второй половине июня температура будет приближаться к 30 градусной отметке, и в июле будет много дней, когда температура будет такой. Но стоит отметить, что для Москвы 30 градусов является пороговый значением. Метеорологи в таких случаях выпускают предупреждение о наступлении сильной жаре. Прогнозируем, что в этот году таких дней будет много. Их количество вообще очень увеличилось за последнее десятилетие. Это связано с общим потеплением климата.
Я не специалист в этом деле, но считаю, что ответить на вопрос, действительно ли такая жара замедляет развитие инфекции должны эксперименты. Мне пока что приходилось читать очень разные точки зрения. Своей я не имею, так как, повторюсь, не специалист в этой области.
— Соблюдают ли сотрудники Росгидромета самоизоляцию, в том числе вы? Пандемия принесла сложности в работу метеослужбы?
— Государство не может функционировать, если нет метеослужбы. Есть такое понятие "гидрометеорологическая безопасность"страны, потому служба должна работать. Это не тот случай, когда "да ладно, переждем". Руководитель службы Игорь Анатольевич Шумаков выстроил четкую систему, как служба должна работать в условиях пандемии. Сотрудники службы выполняют все оперативные задания, но также созданы кадровые резервы, когда могут в любой момент подменить того или иного человека. Там, где это возможно, сотрудники передены в дистанционный режим.
Есть ряд задач, которые включают научную деятельность. На удивление, она также ведется в интенсивном режиме через систему "Zoom". Есть даже опасения как бы не пришла идея нашим замечательным специалистам в области оптимизации деятельности: "Ага, а зачем нам помещение, если они могут хорошо работать на удаленке". Я это говорю с иронией, потому что эта мера вынужденная. Без рабочих мест, без семинаров, без общения это просто невозможно. Кроме того, необходим доступ к суперкомпьютер, который возможен только на рабочем месте.
Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что принятые административные и управленческие решения позволили гидрометслужбе страны выполнять и реализовывать весь комплекс задач. Это высокий класс. Я боюсь излишнего пафоса, но ситуация действительно очень сложная, но мы достаточно быстро наладили всю работу.
Беседовала Диана Решетняк