25 августа 2020, 05:00
Интервью

Джаник Файзиев: отечественный кинематограф держится на тех, кто просто любит кино

Джаник Файзиев. Сергей Бобылев/ ТАСС
Джаник Файзиев

Режиссер — о том, сможет ли "Вратарь галактики" сравниться с американскими фильмами, и о последствиях коронавируса в мире кинематографа

Приключенческий фильм "Вратарь галактики" — первый крупный российский релиз после открытия столичных кинотеатров. Картина о простом парне, обнаруживающем у себя талант к игре будущего, космоболу, выходит в прокат в День российского кино, 27 августа. В интервью корреспонденту ТАСС режиссер Джаник Файзиев рассказал о том, почему сравнивать российский блокбастер с фильмами Marvel неправомерно, с какими сложностями столкнулся Евгений Миронов в образе инопланетянина и как пандемия повлияет на будущее отечественного кинематографа.  

— Сейчас фильм "Вратарь галактики" иначе как фантастическим долгостроем не называют. Когда появилась идея проекта и сколько шла работа над ним? 

— Я начал вести отсчет с того момента, когда написал первую строчку будущей заявки. Для себя я отметил, что это было лет 12 назад, хотя наверняка идея пришла ко мне раньше. Когда люди говорят про долгострой, они плохо понимаю объем задач и работ, с которым мы столкнулись. Это как в строительстве: есть типовые дома, а есть нетиповое строительство. Оно не поддается систематизации и планированию, потому что ты сталкиваешься с задачами, которые раньше никогда не решал.

Мы изначально знали, что проект не будет быстрым, потому что, по большому счету, наша страна и наша индустрия к фильмам такого рода не готова. Но мы с Сергеем Сельяновым решили, что мы в том возрасте, когда нам не хочется делать то, что нужно делать, чтобы выжить в индустрии, то есть маленькое кино с маленьким бюджетом

Поэтому мы взялись за эту работу, прекрасно понимая, что она принесет нам кучу сюрпризов. Если бы я мог нанять несколько тысяч человек, то мы бы сделали все в два раза быстрее, но их было гораздо меньше. Например, команда аниматоров у нас была чуть больше 30 человек по всему миру, но по-хорошему такой объем работы должны были выполнять 300 специалистов. У нас работали люди, которые делали "Ледниковый период", "Аладдина", "Черепашек-ниндзя".

В каком-то смысле мы предвосхитили историю с онлайн-конференциями, потому что за два года до этого освоили Zoom и проводили там встречи. Это был тяжелейший период, потому что специалисты живут в Америке, Австралии, Индии, Голландии, приходилось выбирать время, чтобы всем было удобно, но обязательно кто-то приходил сонный из-за разницы часовых поясов. Мы работали 24 часа семь дней в неделю. 

— Как создавался мир, который зритель увидит в картине? И где проходили съемки? 

— Весь фильм снимался в Москве, большая его часть — в павильонах. Мы выстроили декорации и использовали хромакей. Это плод большой совместной работы — моей и команды Main Road Post (компания, которая занимается созданием визуальных эффектов — прим. ТАСС). Мы садились, придумывали, иногда они называли меня олдскульным, иногда я ругался на них. В некоторых моментах они заставили меня сделать так, а не иначе, за что я им страшно благодарен. Порой они признавали, что прав был я. Работа была очень интересная, в титрах фильма я указал всех в качестве сценарной группы — людей, которые хоть по чуть-чуть, но вбросили свои предложения в этот фильм. 

— Наверняка "Вратаря галактики" будут сравнивать с крупными американскими блокбастерами — его уже называют нашим ответом Marvel. Как вы относитесь к таким сравнениям? 

— Я очень боюсь людей, которые вешают ярлыки.

Весь бюджет фильма "Вратарь галактики" — три первые минуты "Малефисенты" или любого фильма Marvel. В этом плане говорить о "наших ответах" неправомерно

Мы отдаем себе отчет, где мы находимся, нам никогда не приходило в голову сравнивать себя с Голливудом. Мы не хотим жить в их тени, мы пытаемся создавать свое — и делаем это искренне. А людям хочется обязательно повесить ярлык: "Это как "Железный человек". Да, мы давно знаем Железного человека, он почти наш парень, но почему в нашем фильме не может быть героя, который долбанет железной рукой по стене? Главное — в деталях: если ты не умеешь видеть детали, то для тебя весь мир одинаковый: еда одинаковая, люди одинаковые, фильмы одинаковые. Как только мне говорят, что это — как это, то я понимаю, что человек не видит подробностей, с ним бесполезно спорить. 

— В некоторых источниках есть информация, что бюджет картины составляет $15 млн, что делает его чуть ли не самым дорогим отечественным проектом. Но при этом сумма действительно несопоставима с голливудскими блокбастерами. Создавать такой проект за такие деньги — это героизм российских кинопроизводителей? 

— Мало кто понимает, что отечественный кинематограф держится на тех, кто просто любит кино. Такие люди, к счастью, еще есть. Они получают зарплату, которой хватает, чтобы прокормиться, но я уверен, что ребята, с которыми я работаю, в Америке были бы очень высокооплачиваемыми специалистами. Я люблю свою команду, потому что рядом со мной добрые городские сумасшедшие, готовые работать и в два часа ночи. Это нельзя купить ни за какие деньги. 

— На главные роли во "Вратаре галактики" вы взяли преимущественно молодых артистов, которых сопровождают мэтры — Елена Яковлева, Евгений Миронов. Опытные артисты с готовностью ввязались в эту авантюру? 

— Они все были в одинаковом положении, потому что большая часть реквизита, объектов, пейзажей, в которых происходит действие, не существовало во время съемок. Им приходилось включать воображение.

Много было смешных моментов, связанных с этим. Я даже сказал Миронову: "Женя, у тебя же есть репетиционный период в театре, когда ты берешь несуществующий бокал, сыпешь несуществующий яд, артист выпивает эту несуществующую жидкость и умирает?" Он ответил, что да. На это я продолжил: "Тебя же не смущает, что у тебя ни яда, ни бокала на самом деле нет, ты играешь в обычном костюме?" Он подумал и ответил: "Это совсем другое!" 

— Понятно, что картина снималась давно, но получается, что это первое появление Михаила Ефремова после трагедии с аварией, сейчас он переживает тяжелый период, связанный с судом и так далее. В зарубежном кино появилась практика вырезать некоторых артистов, чьи имена связаны со скандалом…   

— Я не согласен с этой практикой категорически, потому что, как говорится в русском фольклоре, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Это страшная трагедия, он ответственен за то, что произошло, но он прекрасный артист, великий, и то, что он создал, — наше достояние. Почему мы должны лишать его этого? 

— Кажется, что в последние годы российский кинематограф только-только начал подниматься, собирать большие суммы в прокате, но вот грянула пандемия — и все процессы остановились. Отбросит ли этот кризис наш кинематограф назад? 

— К сожалению, может отбросить. Мы говорили с правительством, обращались от лица Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) ко всем, от кого это зависит. Был создан оперштаб для последовательных действий в сложной для отечественной киноотрасли ситуации, его участники разработали очень трезвые меры поддержки, но пока воз и ныне там.

Помогать надо и кинотеатрам, и кинопроизводителям, потому что пострадали и те и другие

Мы рассчитывали, что к 1 августа откроется 50% кинотеатров от всего количества, они будут пускать 50% зрителей в идеале, соответственно, наши сборы в лучшем случае составят 25% от того, что мы могли бы собрать, если бы выходили в прошлом августе. Теперь выяснилось, что открылось около 15% кинотеатров, к 1 сентября откроется максимум 25–30% и наши сборы будут совсем копеечными. Мы очень надеялись, что правительство нас поддержит, нас попросили остаться на этой дате, иначе кинотеатрам нечего было бы показывать. Если меры поддержки не будут внедрены, есть опасность, что и продюсеры испугаются, и кинотеатры не выдержат. 

— Для поддержки "Вратаря галактики" впервые объединились холдинги — Первый канал, "Россия-1" и СТС, но понятно, что нужна и другая помощь. Что сейчас требуется индустрии?

— Вопрос стоит просто: кинотеатрам как минимум нужна некая беспроцентная ссуда. У них не очень высокая маржинальность, то, что они открылись, а люди туда не вернулись, для них не очень хорошо. Нужны изменения в мерах, предложенных Роспотребнадзором. Люди ездят в метро, летают в самолетах, никто не соблюдает таких строгих мер, но при этом в кинотеатре нужно сидеть через одного. Нужны деньги на поддержку кинопродюсеров, особенно тех, чьи фильмы выпадают на ближайшие полгода-год, потому что они явно недособерут денег, начнется толкотня с Голливудом. По средним оценкам, если ситуация будет продолжаться еще полгода-год, есть опасность, что кинотеатры превратятся в такой музей, куда наши дети будут ходить, чтобы понять, как мы проводили время раньше. Либо кинематографическую отрасль отбросит лет на 12 назад, когда доля отечественного рынка была меньше 10%.

Беседовала Валерия Высокосова