Сельское хозяйство не включено в список 12 отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии коронавируса. При этом сама посевная кампания во всех российских регионах прошла без значимых сдвигов, а осенняя уборка урожая также идет в штатном режиме. ТАСС решил выяснить, какие продукты для повышения иммунитета пользуются сегодня наибольшим спросом, как в период пандемии наращивать продажи и в чем преимущество объединения фермерских хозяйств, поговорив с представителем отрасли — главой сельхозкооператива "Наш продукт" в Калининградской области Ириной Мелкозеровой.
— Ирина, считаете себя пострадавшими в результате пандемии?
— Я бы так не сказала. Мы, конечно, встревожились появлением этого вируса, но приложили все усилия, чтобы пандемия не повлияла на работу в кооперативе и не создала никаких угроз для нашей деятельности. Работали штатно, соблюдая все меры предосторожности, в том числе по питанию сотрудников на рабочих местах.
— Кормили продуктами с собственных грядок?
— Лучше! Блюдами местного ресторана, приготовленными из продуктов нашего хозяйства. И этим повышали иммунитет работников.
— Расскажите, как это удалось реализовать?
— Все говорили, что в период пандемии страдал ресторанный бизнес, потому что очень многие заведения общепита были закрыты и могли работать только на доставку и навынос. Но одно из наших хозяйств, которое занимается выращиванием овощей, договорившись с местным рестораном, поставляло ему свою качественную продукцию, а повара готовили вкусные блюда, которые потом доставляли для наших работников прямо в поле. С весны и по сей день мы продолжаем работать в таком формате. Получилась своего рода взаимовыручка: они кормят нас, а мы поддерживаем их.
— Перед тем как уйти на самоизоляцию, люди начали активно запасаться продуктами. Не секрет, что наблюдался ажиотаж — сметали с прилавков гречку, другие социально значимые продовольственные товары. Ваши хозяйства прочувствовали на себе этот высокий спрос?
— В самом начале пандемии на продукты действительно был повышенный, а иногда ажиотажный спрос. Так, в два раза выросли продажи по цеху, который производит соленья, квашенья и чищеные овощи. Это нетипично для этого времени года — весной-летом спрос, наоборот, традиционно падает. По фруктам и овощам весной спрос вырос в три раза. То же самое по крупам, включая гречку. Со временем ситуация вернулась к привычной. Но благодаря высоким показателям продаж весной мы рассчитываем, что показатели выручки по итогам 2020 года превысят прошлогодние. В 2019 году она составила 124 млн рублей. Стоимость продукции мы не повышаем, предлагая доступные цены потребителям.
— На фоне разговоров о второй волне коронавируса ожидаете нового всплеска спроса?
— Да, мы готовимся к повышенному спросу. Но самое главное, о чем говорим мы и наши партнеры, — не нужно нагнетать обстановку, это психологически плохо для любого организма. Надо просто мобилизоваться и планомерно работать. Продукции достаточно для того, чтобы накормить жителей Калининградской области, и даже чтобы экспортировать ее за рубеж.
— В период пандемии многие разрозненные игроки, работающие в одной отрасли, начали объединяться в союзы, ассоциации. А в сельском хозяйстве тренд на кооперацию наметился еще несколько лет назад. В чем вы видите преимущество работы фермеров в кооперативе?
— Ценность кооператива в его участниках, фермерах, которые работают с единой целью — выполнить стратегическую программу нашего правительства: кормить население качественными продуктами. В этой работе задействованы и все наши 29 хозяйств. В этом и есть патриотизм: люди объединились с одной целью — создавать полезный продукт, который вырастит здоровое общество. Наша кооперация способствует тому, чтобы мы все вместе двигались к этой цели.
— Но одного патриотизма может быть недостаточно, должен быть и материальный стимул. Как вы стимулируете фермеров к объединению?
— Заинтересовать их непросто. Но мы объясняем, что один в поле не воин, что за счет объединения можно сэкономить на закупке техники, сушилок. И самое главное — на содержании складов. Кооператив "Наш продукт" был создан в 2007 году, а в 2016 году взял курс на развитие многофункционального логистического комплекса, чтобы выращенная продукция могла длительно храниться и идти на продажу без потери качества. Для этого уже имеющиеся площади перестроили под зону оборотного хранения — закупили оборудование для сортировки, фасовки, упаковки. Также реконструировали цех, где производились соленья, квашенья, чищеная продукция и сухофрукты. В поселке Раздольное построили зону длительного хранения продукции: пять камер под хранение свеклы, капусты, моркови, еще пять — под хранение картофеля. Они в целом вмещают 13,7 тыс. тонн продукции. Работать в таких условиях для фермеров — безусловная выгода. К тому же мы не просто "очередной кооператив", а высокотехнологичное производство.
— Речь идет о цифровизации?
— Именно так. Наш многофункциональный комплекс мы оснастили оборудованием нового поколения. Внедрили компьютерное управление, которое создает в хранилище оптимальный микроклимат для выращенных овощей. Это гарантирует круглогодичное хранение урожая вне зависимости от внешних погодных условий. Так, автоматически регулироваться начали температура, система вентиляции. Кроме того, у кооператива свой парк грузовых машин. Некоторые из них оснащены рефрижераторным оборудованием, чтобы иметь возможность транспортировать продукты на дальние расстояния.
— Сколько средств вложили в модернизацию и как это отразилось на продажах?
— В проект развития с 2016 по 2019 год инвестировали около 150 млн рублей, а его реализация позволила увеличить товарооборот за этот период с 70 млн до нынешних 124 млн рублей.
— Где можно приобрести вашу продукцию?
— Фермерские продукты мы поставляем в федеральные и региональные сети. Например, в магазины компании X5 Retail Group, "Метро", "Виктория" (входит в "Дикси"), "Семья" (Spar), "Городок", "Корзинка".
— Только в пределах Калининградской области?
— Собственным автотранспортом доставляем заказчикам и в другие регионы России — Москву, Санкт-Петербург, Псковскую область, Удмуртию. Для нас это практически экспорт, потому что пакет документов, который мы готовим для вывоза с территории Калининградской области, соизмерим с пакетом документов при отгрузке товаров за рубеж. Это связано с тем, что регион отделен от остальной части России двумя странами — Литвой и Белоруссией. Но справляемся с этой сложностью.
— Как именно выходите на заказчиков?
— Для поиска новых рынков сбыта мы используем портал "Бизнес-навигатор МСП" (разработан Корпорацией МСП для помощи предпринимателям в открытии и расширении их бизнеса — прим. ТАСС). На специальном сервисе можно найти объявления о закупках, перейти на электронную торговую площадку и принять участие в торгах. Сделать это достаточно просто, к тому же пользоваться сервисами портала можно бесплатно. Хочу отметить, что помимо этой работы мы открываем в Калининградской области собственные магазины с фермерскими продуктами. И тут нам снова помогает навигатор.
— Как вы пришли к этому?
— Свою продукцию с 2016 года мы активно продвигали на выставках и ярмарках в регионе. После дегустации клиенты часто интересовались, есть ли у нас фирменные магазины, где можно купить продукты. И мы задумали создать собственную сеть, чтобы воплотить в жизнь концепцию "от поля до прилавка". Первый магазин под "вкусным" брендом "Фрутомания" открыли в Гурьевском районе, а потом появилось еще две точки. Наши магазины работают в формате супермаркета, то есть в них можно найти не только продукцию нашего кооператива, но и полный ассортимент того, что можно встретить в любом супермаркете.
— Раз жители региона накормлены, впору заняться экспортом.
— Это уже в наших планах. Сейчас мы планируем расширить автопарк и приобрести оборудование для формирования крупных товарных партий, чтобы выйти на экспорт. Уже подписали контракт на пять лет на поставку продуктов в Сербскую Республику. Первые поставки начнем уже в этом году. Объемы раскрывать пока не буду.
— Какие еще планы?
— В ближайших планах — увеличить логистический парк, запустить интернет-магазин для розничных продаж. Также есть идея заняться безотходным производством. Речь об органических удобрениях и кормах для животных из некондиционного сырья и остатков при переработке овощей. Но пока только изучаем технологию, говорить о внедрении еще рано.
— Лично для вас предпринимательство — это что?
— Предпринимательство — это жизнь со всеми ее сложностями и победами. Предпринимательствовать, если можно так выразиться, меня заставила необходимость идти в ногу со временем — заниматься здоровьем, саморазвитием, благополучием своей семьи. Для этого необходимо прикладывать много усилий, а значит, предпринимательствовать. Я это вижу так. Работа в сельском хозяйстве привлекала всегда, так как считаю, что занятые в поле — это люди-кормильцы. Отношусь к ним с особой благодарностью. Это здоровый и благодарный труд. Если использовать свой потенциал в этой сфере, то можно сделать что-то полезное. Вдвойне прекрасно, когда это полезное принесет и экономический эффект.
Беседовал Наиль Шахвалиев