30 октября 2020, 15:00
Интервью

Замглавы ФСИН: пугающие прогнозы о COVID-19 в СИЗО не оправдались

Валерий Бояринев. Пресс-бюро ФСИН
Валерий Бояринев

О том, как в российских СИЗО удалось сдержать волну COVID-19, какие дистанционные технологии там развивают и как меняются старые нормы правил содержания под стражей, накануне профессионального праздника — Дня работников СИЗО и тюрем — в интервью ТАСС рассказал заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России генерал-лейтенант внутренней службы Валерий Бояринев.

— Валерий Геннадьевич, в следственных изоляторах среди всех учреждений службы самая высокая мобильность поступления и убытия заключенных. Насколько верно утверждение о том, что СИЗО в России переполнены?

— На сегодняшний день в уголовно-исполнительной системе (УИС) действуют 209 следственных изоляторов и 92 помещения, функционирующих в режиме следственных изоляторов, с общим лимитом 125,1 тыс. мест, в которых по состоянию на 1 октября этого года содержалось 105 тыс. человек. С начала текущего года в СИЗО поступило более 930 тыс. человек, убыло из следственных изоляторов более 920 тыс. человек. 

В настоящее время перелимит у нас сохраняется в следственных изоляторах всего нескольких регионов, например, таких как Московская область, Республика Крым. Чтобы решить проблему переполненности, мы принимаем все возможные меры. И прогресс в этом вопросе уже есть. Например, впервые за последние несколько лет у нас число граждан, содержащихся в столичных СИЗО, на протяжении всего года было ниже лимита наполнения учреждений. Это своеобразный рекорд. А Москва, как известно, была самым сложным по переполненности СИЗО регионом.

— Как в условиях пандемии коронавируса в СИЗО справляются с новыми задачами — не допустить вспышек заболевания? Часто ли приходилось объявлять карантин, много ли заключенных переболело?

— Если оценивать результаты нашей работы в период первой волны пандемии, то можно сказать, что мы вышли из ситуации очень достойно, не допустив вспышек заболеваемости и смертности среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных, как это произошло в других странах и как прогнозировали недоброжелатели, постоянно нагнетая страхи через некоторые средства массовой информации. Как нам удается справляться с новыми задачами? Да, это действительно нелегко. Но благодаря грамотной организации деятельности всего ведомства, оперативности всех без исключения служб и, конечно, самоотверженным действиям медицинских работников и сотрудников учреждений, которым до сих пор приходится работать в экстремальных условиях, пока нам удается сохранять эпидемиологическую ситуацию стабильной. Для координации мер по предупреждению возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, и среди сотрудников сразу же был создан оперативный штаб, реализуется комплексный план организационно-практических, санитарно-противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий. Он предусматривает поэтапное проведение профилактических и лечебных мероприятий в зависимости от уровня эпидемиологической опасности. В круглосуточном режиме организована работа горячей линии для мониторинга эпидемиологической ситуации в каждом учреждении и своевременного применения необходимых мер.

В зависимости от эпидемиологической ситуации в различных регионах главным государственным санитарным врачом ФСИН России выносились постановления о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. В ряде учреждений 53 территориальных органов УИС вводились ограничительные меры (карантин). 

На сегодняшний день в связи со сложной обстановкой ограничительные мероприятия осуществляются в 45 регионах, в том числе в 41 следственном изоляторе 20 территориальных органов ФСИН России.

В следственных изоляторах некоторых регионов с наиболее сложной эпидемиологической обстановкой поэтапно вводился режим особых условий, предусматривающий переход на 14-дневное несение службы личным составом без выхода за пределы учреждения. Но даже несмотря на то, что при переводе на казарменное положение сотрудникам создаются необходимые условия для организации служебной деятельности, в том числе предоставление спальных мест и горячего питания, для личного состава это стало серьезным испытанием.

Очень много критики нам пришлось выслушать по поводу того, что в период действия режима особых условий приостанавливается проведение краткосрочных и длительных свиданий с родственниками. К сожалению, до сих пор не все понимают, что это вынужденная мера, которая принимается только с одной целью — защитить людей от проникновения инфекции в учреждения. И как мы видим, эта мера оказывается эффективной. Кроме запрета свиданий мы сократили выезды подозреваемых, обвиняемых и осужденных за пределы учреждений. Вводится особый порядок допуска на территорию посетителей. Судебно-следственные действия и свидания с адвокатами проводятся через стеклянные перегородки с обязательным использованием средств индивидуальной защиты. После чего помещения обрабатываются дезинфицирующими растворами, проводится обеззараживание воздуха бактерицидными облучателями.

Как и во всех гражданских учреждениях, на всех объектах УИС функционируют медицинские "фильтры" с проведением бесконтактной термометрии и ежедневными медицинскими осмотрами как содержащихся лиц, так и работников учреждений.

Еще одно немаловажное новшество — продолжительность пребывания в карантине поступающих в учреждения подозреваемых и обвиняемых увеличена с 14 до 20 дней. Руководству территориальных органов поручено обеспечить контроль за работой и санитарным состоянием камерных помещений, пищеблоков, источников водоснабжения, мест приема пищи, а также за соблюдением социального дистанцирования и масочным режимом.

В результате такой масштабной работы в 11 территориальных органах ФСИН России не было зарегистрировано случаев заболевания COVID-19 среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Это, например, Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Ивановская, Самарская, Курганская, Воронежская, Тамбовская области. 

За весь период пандемии среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных по всей стране выявлен 1591 лабораторно подтвержденный случай заболевания новой коронавирусной инфекцией, в том числе в следственных изоляторах — 590 случаев. К сожалению, один заболевший осужденный, которого мы своевременно госпитализировали в медучреждение органов здравоохранения, все-таки умер.

По состоянию на 22 октября выздоровели 1452 человека, или 91,2%, из тех, у кого выявлялась новая коронавирусная инфекция. Продолжают болеть 138 человек.

— Пандемия подняла проблему дистанционных способов работы. Насколько учреждения ФСИН оказались готовы к применению таких технологий?

— Мы проводим планомерную работу по наращиванию технической оснащенности учреждений, позволяющей сократить количество личных контактов содержащихся под стражей лиц, что значительно снизило риск заболеваний, не отразившись на эффективности выполнения поставленных перед сотрудниками задач.

На сегодняшний день в СИЗО и тюрьмах установлено более 47 тыс. стационарных камер видеонаблюдения для осуществления надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (годом ранее — 41 тыс.), изображение с которых выведено на центральные посты систем охранного телевидения и посты у камер. Продолжается оснащение камерных помещений системами двусторонней связи "оператор — камера", в настоящее время в полном объеме оборудовано 40 следственных изоляторов и три тюрьмы.

Оснащенность такими системами позволяет организовать дистанционный надзор, дает возможность оптимизировать службу младших инспекторов, заступающих на посты у камер, тем самым высвободить часть сотрудников, перераспределив их для выполнения иных служебных задач, и в целом снизить общую нагрузку на персонал. В настоящее время данная работа полностью проведена в 23 СИЗО и одной тюрьме, продолжается еще в 51 СИЗО и двух тюрьмах.

Одним из актуальных вопросов в условиях пандемии стало участие обвиняемых в судебных заседаниях. Прежде всего это касается следственных изоляторов Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. На сегодняшний день во всех следственных изоляторах и тюрьмах имеется возможность организации проведения судебных заседаний, в том числе с судами, находящимися в других регионах, посредством видео-конференц-связи. Это, в свою очередь, снижает нагрузку на личный состав учреждений, исключает необходимость конвоирования подсудимых в залы суда, а значит, снижает и риск заболевания.

В рамках взаимодействия с Судебным департаментом при Верховном суде России достигнута договоренность о дополнительном выделении до конца текущего года в следственные изоляторы Московской области 15 комплектов видео-конференц-связи, шесть из них уже установлены. Прорабатывается вопрос дополнительной поставки 12 комплектов видео-конференц-связи для СИЗО Москвы.

— Есть ли у заключенных в условиях ограничения личных свиданий возможность общаться с родственниками?

— Да, конечно. Причем не только по телефону. Для общения с родственниками существует возможность проведения видеосвиданий. В учреждениях УИС для проведения видеозвонков действует более 700 аппаратов видеосвязи, из которых 100 установлено в СИЗО, пять — в тюрьмах. 

А для помощи адвокатам и следователям в 49 учреждениях 17 территориальных органов ФСИН России реализуется программный комплекс электронной предварительной записи на посещение подозреваемых и обвиняемых. Применяемая технология предусматривает возможность удаленной записи в очередь для посещения СИЗО на 22 календарных дня вперед. Данной услугой уже воспользовались более 10 тыс. раз, свыше половины записей — от адвокатов. Понятно, что основная доля посещений с помощью такого сервиса приходится на учреждения УФСИН России по Москве (более 50% от общего количества посещений) и УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (около 23%).

— Насколько часто бывают случаи суицида среди содержащихся под стражей?

— К большому сожалению, даже несмотря на установленные в СИЗО системы видеонаблюдения и серьезную профилактическую работу психологов, предотвратить все попытки суицида пока невозможно. Ведь когда человек попадает за решетку, как правило, рушится его привычный мир. Некоторых обвиняемых мучают угрызения совести за совершенное преступление, кого-то пугают большие сроки наказания, от кого-то сразу отказываются знакомые и даже близкие люди… И не каждый, увы, может справиться с таким эмоциональным состоянием. Мы все это понимаем и уделяем профилактике суицида пристальное внимание. В частности, психологическими службами осуществляется выявление суицидального риска у поступающих в СИЗО, за их поведением обеспечивается усиленный надзор, в том числе посредством видеонаблюдения.

Помимо диагностических мероприятий психологи проводят консультативную и психокоррекционную работу с осужденными, пытаются формировать новые жизненные установки, мотивируют их к исправлению ошибок и развитию личности. Принимаемые меры позволили добиться снижения уровня суицида среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в расчете на 1 тыс. человек с 0,61 в 2013 году до 0,51 в 2019 году.

— Какие виды нарушений наиболее часто происходят в следственных изоляторах? На что в первую очередь нацеливает руководство ФСИН своих сотрудников?

— По всем видам нарушений установленного порядка содержания под стражей в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных принимаются соответствующие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Но мне хотелось бы остановиться на случаях, связанных с применением насилия в отношении персонала учреждений, угрозами его применения и оскорблениями, негативно влияющими на обеспечение безопасности учреждений и лиц, в них содержащихся. Согласитесь, об этом говорят, в том числе в СМИ, редко.

Между тем по сравнению с прошлым годом за девять месяцев 2020 года количество таких противоправных действий увеличилось на 15%, до 590 случаев (за девять месяцев 2019 года — 514). В их числе 244 факта (за аналогичный период прошлого года, АППГ, — 206) насилия, в результате которых 61 сотруднику причинен вред здоровью (АППГ — 58), включая десять групповых нападений, 346 случаев угроз и оскорблений (АППГ— 308).

За девять месяцев текущего года непосредственно в СИЗО и тюрьмах совершено 50 нападений на персонал (за весь 2019 год — 59). Зафиксировано 33 случая оскорбления сотрудников и 17 случаев высказывания угроз о применении насилия в их адрес. По всем этим фактам материалы направлены в следственные органы.

В целях профилактики подобных проявлений производится анализ причин, условий и действий персонала по каждому такому случаю.

— Последние годы не раз поднимался вопрос о том, что нормативная база, касающаяся условий содержания под стражей, особенно в части бытового обеспечения, уже устарела. Можно ли ожидать изменений?

— В настоящее время осуществляется комплексная переработка Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, в которых будут учтены вопросы, направленные на улучшение условий содержания подозреваемых и обвиняемых с учетом современных реалий.

В рамках улучшения условий содержания под стражей в мае 2018 года в Правила внутреннего распорядка уже внесены изменения, предусматривающие оборудование камер при наличии возможности вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником. Они закрепляют норму об установке телевизоров и холодильников в камерах для содержания женщин и несовершеннолетних.

Также ФСИН России предложено нормативно закрепить возможность привлечения к труду на производственных участках в следственных изоляторах осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания и переведенных из исправительных учреждений. Соответствующий законопроект подготовлен, надеюсь, что он будет также поддержан и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Внесение изменений, предлагаемых законопроектом, будет способствовать скорейшему погашению осужденными задолженностей по возмещению вреда, причиненного преступлением, позволит дополнительно привлекать подозреваемых, обвиняемых и осужденных к оплачиваемому труду, а доходы направлять в том числе на улучшение условий содержания данной категории граждан.

— Какие еще новеллы введены или ожидаются в регламентации работы СИЗО?

— ФСИН России совместно с Минюстом России во взаимодействии с институтами гражданского общества проводится планомерная работа по совершенствованию законодательства, в том числе и по улучшению условий содержания и отбывания наказания в СИЗО и тюрьмах. В сентябре 2018 года издан приказ Минюста России об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов другими для осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Повышенные нормы питания распространяются на несовершеннолетних во всех учреждениях УИС, что не было предусмотрено в ранее действовавшем приказе. В июне 2019 года утвержден приказ Министерства юстиции и Министерства просвещения "Об утверждении порядка обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования и порядка оказания администрацией мест содержания под стражей помощи в получении несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования". В настоящее время прорабатываются изменения в статью 80 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 31 федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", которые закрепят полномочия и обязанности образовательных организаций по обучению несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в очной форме.

В июле этого года Государственной думой приняты изменения в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, регламентирующие вес посылок и передач, разрешенных для получения осужденными (до 20 кг). Указанным законом также определяется возможность по заключению врача замены бандеролей с медикаментами и изделиями медицинского назначения на посылки.

Это наиболее актуально для содержащихся в учреждениях УИС инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Наиболее известная новелла — изменение в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса, предусматривающие возможность направления осужденного в случае отсутствия по его месту жительства исправительного учреждения в исправительное учреждение на территории ближайшего субъекта РФ, в котором имеются условия для размещения. Кроме того, по письменному заявлению при наличии возможности его можно направить в исправительное учреждение по месту жительства одного из его родственников. В рамках реализации данного закона во ФСИН России поступило более 3,3 тыс. обращений.

Кроме того, разрабатываются законодательные акты, направленные на обеспечение безопасности учреждений и лиц, в них содержащихся. В итоге законодательно закреплены разработанные ФСИН России предложения, наделяющие администрацию СИЗО и исправительных учреждений правом пресекать полеты беспилотных летательных аппаратов над территориями учреждений уголовно-исполнительной системы.

Подготовлены аналитические данные и статистические обоснования для внесения изменений в отдельные законодательные акты в части приостановления услуг связи на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Кроме того, в рамках исполнения поручений межведомственной комиссии Совета безопасности РФ разработан и направлен в Верховный суд законопроект "О внесении изменения в статью 389.33 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", предусматривающий направление решений суда апелляционной инстанции не в нижестоящий суд, а непосредственно в следственные изоляторы, функционирующие в условиях дефицита мест. Реализация этого законопроекта позволит обращать приговор суда к исполнению в более короткий срок, тем самым снизить численность лиц, содержащихся в СИЗО.

— Новые угрозы, вызванные пандемией, потребовали изменений нормативной базы?

— Учитывая опыт работы в период пандемии, ФСИН России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" и закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", предусматривающий установление возможности предоставления (при наличии технических возможностей) свидания осужденного с его адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в режиме видеоконференции. Принятие данного законопроекта позволит обеспечить неукоснительное обеспечение прав содержащихся в следственных изоляторах УИС на их юридическую защиту.

Кроме того, разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, федеральные законы "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" и "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", предусматривающие возможность введения режима особых условий в случаях возникновения эпидемий и пандемий.

Беседовал Александр Шашков