Серия матчей в рамках чемпионата мира по футболу пройдет в Москве летом 2018 года. Столица готовится принять гостей турнира и удивить их качеством услуг в транспортном сообщении между спортивными стадионами. О том, какие сервисы появятся в Московском метрополитене к главному футбольному событию последних четырех лет и как будет обеспечена работа с иностранными туристами во время проведения игр, в интервью ТАСС рассказал первый заместитель руководителя столичного Департамента транспорта Гамид Булатов.
— По оценкам Ростуризма, чемпионат мира по футболу 2018 года привлечет на 30–40% туристов больше, чем сочинская Олимпиада. Московский метрополитен готов к увеличенному пассажиропотоку?
— На чемпионат мира 2018 года приедет около 1 млн человек — 800 тыс. зрителей, 100 тыс. участников и гостей со стороны FIFA и 7,5 тыс. волонтеров. Во время игр метро будет самым востребованным видом транспорта, чтобы добраться до спортивных стадионов, при этом, по нашим расчетам, суточный объем пассажиропотока увеличится не более чем на 5–7%.
К тому же соревнования будут проходить в летний период, когда количество пассажиров традиционно сокращается. Так что москвичи не почувствуют каких-либо неудобств, связанных с переполненностью вагонов.
Мы призываем горожан и гостей столицы, в том числе иностранных туристов, пользоваться именно общественным транспортом, в частности метро и Московским центральным кольцом (МЦК). Кстати, в 2018 году заметно обновится подвижной состав метро — к этому времени мы получим порядка 250 вагонов новых современных поездов "Москва", которые уже сейчас проходят испытания на Таганско-Краснопресненской линии.
Благодаря этому подвижному составу вместимость вагонов увеличится на 15%, в них станет заметно свободнее.
Но в первую очередь в рамках подготовки к этим крупным футбольным матчам мы заботимся об улучшении сервиса. Нам важно, чтобы туристы, которые к нам приедут, смогли свободно ориентироваться в городском транспорте. Мы готовим к этому не только транспортную инфраструктуру, но и сотрудников.
Так, например, на всех станциях метро внутри Кольцевой линии будут организованы специальные кассы, отмеченные ярким стикером. Там будут работать сотрудники со знанием английского языка — всего порядка 350 человек. Сейчас для них организованы обучающие курсы. Чтобы избежать очередей в вестибюлях в часы пик, мы увеличим количество работающих касс.
Помимо этого, на станциях метро и МЦК будут работать волонтеры, которые покажут нашим иностранным гостям наиболее оптимальные маршруты передвижения, расскажут о городских достопримечательностях и в случае необходимости помогут воспользоваться сервисами, которые мы организуем специально к соревнованиям.
— Что это будут за сервисы?
— Мы устанавливаем новые элементы навигации, дублирующие названия объектов на латинице, в поездах появляются аудиосообщения на английском языке. В настоящий момент дублирование объявлений уже организовано на Таганско-Краснопресненской и Кольцевой линиях. Совсем скоро на английском языке будут объявлять станции Калужско-Рижской линии, а до конца 2017 года — на всех линиях московского метро.
К 2018 году схема линий метрополитена будет также переведена на наиболее распространенные иностранные языки. Мы переведем и наше приложение "Метро Москвы". Сейчас оно уже доступно на английском языке.
В приложении, кстати, появились функции специально для туристов, чтобы они могли не только построить свой маршрут с использованием всех видов городского транспорта, но и посмотреть, как добраться до различных достопримечательностей столицы, узнать режим их работы и перейти на сайт того или иного туристического объекта.
Сейчас приложение работает в тестовом режиме, и мы ждем от наших пассажиров предложения и пожелания, как его улучшить.
Мы позаботились и о том, чтобы иностранным туристам было удобно оплачивать свой проезд в метро и на МЦК. Для этого мы оборудовали станции более чем 900 кассами и 1200 автоматами по продаже билетов, а также терминалами, поддерживающими как контактную, так и бесконтактную технологию безналичной оплаты.
Сервис становится все более популярным: с начала 2017 года более 2 млн раз пассажиры оплатили свой проезд с помощью банковских карт и смартфонов. А с июля 2016 года, когда такие сервисы были внедрены, пассажирами уже совершено более 11 млн операций.
До конца 2017 года перехватывающие парковки у станций Московского метрополитена и МЦК будут работать бесплатно для пассажиров, использующих для прохода в метро инновационные способы оплаты. А на 14 из них такой сервис появится уже в течение двух месяцев.
Сегодня перехватывающие парковки метро пользуются большой популярностью, многие из них имеют почти 100-процентную заполняемость, поэтому в текущем году мы откроем парковки около станций "Зябликово", "Пятницкое шоссе", "Волоколамская", "Теплый Стан" и "Котельники".
— Планируется ли привлекать к обновлению сервисов метро известных спортсменов и комментаторов?
— Да, у нас есть несколько идей на этот счет, но пусть это будет сюрпризом для наших пассажиров.
Также мы рассматриваем возможность проведения специализированных экскурсий на спортивную тематику, ведь рядом с метро и МЦК расположено много спортивных объектов. Экскурсии в метро и на МЦК пользуются популярностью у пассажиров. С момента открытия Экскурсионного бюро Московского метрополитена 15 мая 2016 года его услугами воспользовались порядка 10 тыс. человек.
— Как будет обеспечена безопасность в метро на время чемпионата?
— Мы всегда подчеркиваем, что безопасность пассажиров — это приоритет работы Московского метрополитена. Во время проведения крупных матчей в рамках чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций меры безопасности в метрополитене будут значительно усилены, как это делается, например, на 9 Мая, День города или в дни новогодних и рождественских праздников.
Для обеспечения транспортной и антитеррористической безопасности станций и пассажиров инспекторы на досмотровых зонах и сотрудники полиции в вестибюлях и на платформах станций будут работать в усиленном режиме.
Поможет обеспечить безопасность пассажиров и новая система интеллектуального видеонаблюдения. Это более 17 тыс. камер, которые фиксируют все, что происходит в метро и на территориях у станций. Из них 5,5 тыс. — IP-камеры, они передают видеопоток в цифровом формате, при этом способны автоматически распознавать многие нестандартные ситуации.
Например, такие камеры сразу реагируют на скопление людей, а также на драки и даже на необычное движение в направлении, противоположном потоку пассажиров.
Пункт управления обеспечения безопасности, который мы недавно открыли, оснащен по последнему слову техники. На сегодняшний день наша система безопасности в метрополитене является одной из лучших в мире.
— Планируется ли увеличить штат сотрудников службы безопасности?
— В настоящее время штат сотрудников службы безопасности полностью укомплектован, дополнительного набора инспекторов специально к Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу мы проводить не планируем. Говоря о работе с иностранными пассажирами, отмечу, что уже сейчас каждый инспектор в метро имеет необходимые минимальные знания английского языка и может без труда сообщить нашим гостям о необходимости пройти досмотр. Мы надеемся, они отнесутся к этому с пониманием, ведь сейчас этого требуют правила пользования метрополитеном в любой стране мира.
— Столичная подземка уже давно зарекомендовала себя как объект культурного просвещения, в частности, в 2016 году был реализован ряд проектов с Третьяковской галереей. Какие еще запоминающиеся культурные события пройдут в московском транспорте в ближайшее время?
— Совместно с одним из крупнейших агрегаторов электронных книг мы планируем организовать на станциях МЦК мобильные электронные библиотеки. Это новый удобный формат чтения электронной литературы. Можно будет бесплатно скачать более 150 книг самых разных жанров в планшет или смартфон и наслаждаться чтением в дороге.
Конструкции мобильных библиотек будут представлять собой изображение книжных полок и расположатся на платформах и в кассовых залах. Каждая книга, представленная на такой полке, будет сопровождаться специальным QR-кодом для бесплатного скачивания. Мы уверены, что этот проект понравится пассажирам.
Также в ближайшее время мы организуем в метро и на МЦК бук-кроссинг — услугу для обмена книгами. В качестве пилота на одной из центральных станций метро будет установлена книжная полка, где можно будет оставить книгу и взамен взять любую понравившуюся. Сам обязательно поучаствую в этом проекте — оставлю свою любимую книгу, "Капитанскую дочку" Пушкина.
Беседовала Екатерина Масенина