6 мая 2022, 06:30
Статья

9 мая режиссеру, продюсеру, актеру и телеведущему исполняется 55 лет

Федор Бондарчук. Юрий Смитюк/ ТАСС
Федор Бондарчук

Говорят, на детях гениев природа отдыхает, а уж если твой отец — один из главных режиссеров XX века, то даже и не стоит пытаться доказать обратное. Всю жизнь Федор Бондарчук доказывал публике и коллегам, что достоин носить фамилию своего отца, хотя сложнее всего было убедить себя самого. Даже когда ему перевалило за пятьдесят, одному из ведущих режиссеров и продюсеров российской киноиндустрии казалось, что ему все досталось "на блюдечке с голубой каемочкой".

Есть известная байка, которую подтвердил сам Федор Сергеевич, о том, что отец не дал ему поступить в МГИМО. Бондарчук-старший приехал прямо в институт и потребовал от сына забрать документы. Несмотря на то что Федор допустил 37 ошибок во вступительном сочинении, у него еще оставалась надежда стать дипломатом. Однако воля отца оказалась сильнее, и он очутился во ВГИКе. Впрочем, там он диплом тоже так и не получил. Для этого нужно было сдавать экзамены, а у Бондарчука-младшего после пяти лет в институте был уже собственный бизнес, который интересовал его гораздо больше, чем учеба. Федор Сергеевич не устает повторять, что 90-е были его временем, когда все, что ты задумал, действительно можно было осуществить и никто не мог тебе помешать. Лихие годы с диким капитализмом, развалом и бедностью не травмировали, а подпитывали его творческое воображение. Молодой режиссер, актер и продюсер ходил на "Гагарин пати", вдохновлялся современным искусством и смотрел фильмы в ЦДЛ.

Новое время предлагало новые форматы — для почтенных кинематографистов они были неприемлемыми и не считались чем-то серьезным и уж тем более искусством. А молодой Бондарчук с его компанией Art pictures group, так же как и Дэвид Финчер в начале своей карьеры, осваивал жанр музыкальных клипов. Он снял музыкальные видео для всех известных артистов того времени: Натальи Ветлицкой, Бориса Гребенщикова, Аллы Пугачевой, Алены Свиридовой и т.д. Помимо музыкальных клипов, рекламы и продюсерской деятельности, Бондарчук периодически снимался у друзей, хотя в целом о кинематографе 90-х отзывается не очень лестно: "Я тогда не раз отказывался от предложений запуститься с полным метром. Читать, а уж тем более снимать "это" было невозможно. Ждал, готовился к "своему" фильму. А вот от ролей, в том числе и совсем неинтересных, отказаться не мог. Страх какой-то жил во мне или жадность. Хотя и в то время были отличные картины". Например, "Восемь с половиной долларов" Григория Константинопольского или "Даун Хаус" Романа Качанова, где он сыграл князя Мышкина.

К режиссуре Бондарчук шел долго и, так же как его отец, снял свой первый фильм только в 38 лет. Изначально он хотел снять ремейк на первый фильм Сергея Бондарчука "Судьба человека" и перенести его во времена чеченской войны. Однако оригинальная история совсем не ложилась на новые реалии, так как война с фашистской Германией была войной с явным врагом, а при разговоре о конфликте в Чечне пришлось бы "обсуждать проблему терроризма на отдельно взятой территории". После знакомства со сценаристом Юрием Коротковым Бондарчук и вовсе решил переключиться на более близкую и знакомую ему Афганскую войну.

Фильм о группе новобранцев, попавших в неравный бой на излете войны, был сделан с присущим режиссеру размахом, и этот рисковый подход окупился сполна. 

"Девятая рота" стала самым кассовым российским фильмом, а Бондарчук приобрел статус главной надежды отечественного кинематографа, от которого не может отделаться до сих пор. Через год Кирилл Серебренников в своем фильме "Изображая жертву" пошутил по этому поводу: "Русское кино в ..., только Федя Бондарчук прикольный чувак"

Оглушительный успех дебютного фильма поощрил Бондарчука замахнуться на большее —  экранизацию произведения братьев Стругацких "Обитаемый остров". Проект был настолько амбициозным, что его разделили на две части. Он включал масштабные декорации, звездный актерский состав, 222 съемочных дня, огромный бюджет и в итоге так и не окупился. Если и есть в карьере Бондарчука провал, хотя сам режиссер считает это слово слишком громким, это был именно он. Несмотря на то что фильму удалось стать самым кассовым в 2009 году, ему так и не удалось оправдать свои затраты. Картина далась режиссеру очень тяжело, и он до сих пор не любит вспоминать об этой неудаче. Но не стоит забывать, что в это время Бондарчук не только режиссировал, но и активно продюсировал: Art Pictures Group выпустила такие фильмы, как "Жара" Резо Гигинеишвили, "Два дня" Авдотьи Смирновой и "Духless" Романа Прыгунова.  

Бондарчук подчеркивает, что он не пытается быть "непонятым гением" и хочет говорить со зрителем на понятном языке. Наверно, такой трезвый и деловой подход позволяет ему создавать коммерчески успешные картины, но при этом режиссер вступает с собой в некоторое противоречие, потому что его все время тянет на эксперименты. Поэтому и фильм "Сталинград" не вписался в каноны исторических картин о Великой Отечественной войне: немцы были не просто злодеями, а объемными персонажами, вместо патины — яркая цветокоррекция, вместо пленки — цифра, а еще новомодный IMAX.

Бондарчук стали первым продюсером в России, снимающими в этом формате, что понравилось далеко не всем. Ведь все-таки кино про Вторую мировую — это не комиксы и не безмозглый экшн, но "Сталинград" при этом был снят как настоящий блокбастер. Он собрал более 1,6 млрд рублей в прокате и удерживал звание самого кассового российского фильма четыре года, пока его рекорд не побили "Движение вверх" и "Последний богатырь". Так Бондарчук вернул себе звание победителя бокс-офиса после неудачи с "Обитаемым островом".  

Его стремление расширять границы российской киноиндустрии, искать новые таланты, концепции, никогда не останавливаться на достигнутом и не бояться новаций сравнимо с подходом другого отечественного режиссера — Тимура Бекмамбетова, который обладает такой же крепкой деловой хваткой. При этом если Бекмамбетов пытается изобрести свой жанр кинематографа, продвигая в России и в мире screen life (киножанр, в котором все действие происходит на экране гаджетов), то Бондарчук в этом плане более консервативен и предпочитает развивать жанры в рамках российского кино, тем более там явно есть куда развиваться. Он не оставил мысли о научной фантастике, которой в наше время очень сложно кого-то удивить, и даже Голливуд страдает от недостатка идей, не зная, какими еще масштабными приключениями можно привлечь зрителя в кинотеатр. 

Бондарчук нашел способ: что, если типичный фантастический сюжет будет происходить не где-нибудь на Марсе или даже в земном Нью-Йорке, а в московском Чертанове? Ужасно простая, но при этом оригинальная идея

"Притяжение", в котором обычные чертановские пацаны боролись с инопланетным вторжением, собрало в прокате более миллиарда рублей и доказало, что зрителю интересна отечественная фантастика, исполненная по голливудским канонам. Еще одна, на этот раз исключительно продюсерская (и актерская) работа в этом жанре — "Спутник" Егора Абраменко — получила широкую популярность не только в России, но и за рубежом. Премьера картины должна была пройти на американском фестивале "Теллурайд", но у пандемии были свои планы.

Хоть фильм вышел только онлайн, его посмотрело большое количество зарубежных критиков. На агрегаторе Rotten Tomatoes, который собирает рецензии журналистов, "Спутник" может похвастаться высоким рейтингом в 87%: "Эффектный космический хоррор про инопланетян с советским флером. "Спутник" — доказательство того, что страшные научно-фантастические триллеры еще не перевелись в нашей Галактике".  

Режиссер не скрывает, что не любит рассказывать о реальности, текущем моменте. Он все время прикрывается либо прошлым, либо будущим, либо каким-то фантастическим сюжетом, подчеркивая, что про реальность невозможно сделать честно, поэтому от нее приходится бежать. Исключением стал его совместный проект с женой Паулиной Андреевой. Она написала сценарий сериала о психотерапевте, которому самому нужна помощь, причем с прицелом на Константина Богомолова в качестве исполнителя главной роли. Прочитав ее работу, Бондарчук понял, что хочет снимать проект сам. В "Психе" с его пустынными московскими улицами, обеспеченными, но несчастными столичными жителями, которые не знают, что делать со своей жизнью, не менее несчастным главным героем, прячущим за строгим фасадом боль потери, наконец-то нашел выражение взгляд режиссера на реальность. Надо сказать, довольно депрессивный. Однако, несмотря на такой необычный для Бондарчука опыт, им сложно перекрыть его витальность. Невозможно поверить, что он мог бы удариться в депрессию и перестать искать, создавать, воплощать в жизнь свои идеи, поэтому не пройдет много времени, пока режиссер снова нас чем-то удивит.