17 ФЕВ, 15:20

Квантовый мир и главный злодей Marvel: чего ждать от третьей части "Человека-муравья"

Кадр из фильма "Человек-муравей и Оса: Квантомания"

Подробный гайд по фильму "Человек-муравей и Оса: Квантомания", который выходит в зарубежный прокат 17 февраля

Как известно, обширная вселенная Marvel состоит из фаз. Пока их всего шесть, и последняя из них заканчивается в 2026 году. Наиболее долгая из них, третья фаза, завершилась самым кассовым фильмом студии "Мстители: Финал", а также продолжением истории про Человека-паука в исполнении Тома Холланда "Человек-паук: Вдали от дома". Четвертая фаза была чем-то вроде перевалочного пункта, который подготавливал зрителей к новой большой истории после смерти Тони Старка и развала команды Мстителей. Она началась с "Черной вдовы" в 2021 году и закончилась картиной "Черная пантера: Ваканда навеки" в ноябре 2022 года. В этом году начинается пятая фаза вселенной, и открыть ее выпала честь именно Человеку-муравью в исполнении Пола Радда.

"Мы хотели начать пятую фазу с "Человека-муравья", потому что он заслужил это. Не просто быть поддержкой в виде комической разгрузки, но занять позицию в авангарде вселенной Marvel", — отмечает глава студии Кевин Файги. Также, по словам сценариста фильма Джеффа Лавнесса, в новой части франшизы они хотели представить, что будет, если поместить Человека-муравья в фильм про Мстителей и оставить его там одного. 

Что нужно знать перед просмотром фильма

Как обычно это бывает с проектами Marvel, чтобы понять, что, собственно, происходит, надо хорошо ориентироваться в событиях прошлых картин. В первой части "Человека-муравья" мы познакомились с добросердечным вором Скоттом Лэнгом, чей напарник случайно крадет костюм у ученого Хэнка Пима (Майкл Дуглас), который дает возможность уменьшаться до размера муравья. Лэнг надевает костюм и поневоле становится супергероем. Он помогает Хэнку победить его бывшего протеже Даррена Кросса (Кори Столл), разработавшего свою версию уменьшающего костюма, а также воссоединиться с его взрослой дочерью Хоуп Ван Дайн (Эванджелин Лилли). Заодно Лэнг решает свои семейные проблемы и мирится с собственной дочкой Кэсси.

Действие второй части происходит через два года после событий фильма "Первый Мститель: Противостояние". В конфликте Тони Старка и Капитана Америки Лэнг занимает сторону последнего. После финального сражения ФБР сажает Скотта под домашний арест и запрещает пользоваться уменьшающей технологией, при этом Хэнк Пим и Ван Дайн ударяются в бега. В первом фильме Лэнгу удалось уменьшиться до субатомных размеров, попасть в квантовый мир и вернуться обратно, что до этого считалось невозможным. Тогда у Пима с дочерью возникает идея попробовать вернуть свою жену Джанет (Мишель Пфайффер), которая пропала в квантовом мире много лет назад. После долгой борьбы и неудачных попыток им действительно это удается, и все заканчивается хорошо: семья Пима снова в сборе, Лэнга освобождают от домашнего ареста, и он начинает встречаться с Ван Дайн.

Что будет в третьей части 

Действие третьего фильма разворачивается после событий картины "Мстители: Финал". Лэнг оказался среди тех, кого Танос отправил в забвение на пять лет, но герою удалось быстро освоиться в новой реальности после возвращения из небытия. Он живет комфортной жизнью бывшего Мстителя в Сан-Франциско, фотографируется с поклонниками, получает кофе и пончики бесплатно и рекламирует свою книгу "Не забывайте про маленького человека", которая отсылает не к традициям русской литературы, как можно было бы подумать, а опыту героя в качестве Человека-муравья. 

Во второй части Джанет дает понять, что в квантовом мире было несладко, но не предоставляет никаких подробностей о 20 годах в субатомном состоянии. Хэнк Пим вместе с Кэсси (Кэтрин Ньютон) продолжают работать над технологиями. Конечно же, во время их экспериментов что-то идет не так, и вся семья — Лэнг, Кэсси, Пим, Ван Дайн и Джанет — попадает в квантовый мир. По словам постоянного режиссера франшизы Пейтона Рида, он уже давно хотел исследовать квантовое пространство, и наконец выдалась такая возможность. Действие картины больше не разворачивается на улицах Сан-Франциско, а уходит в совершенно другой, неизведанный мир.

Для того чтобы разработать концепцию, внешний вид и законы квантового мира, Рид собрал команду дизайнеров, которые вдохновлялись изображениями электронов, а также популярным в 1970–1980-е годы журналом комиксов Heavy Metal, где печатали работы художников со всего мира.

Мы работали над этим три с половиной года и приглашаем зрителей в место, где они никогда еще не были. Мы говорили о параллелях с "Волшебником из страны Оз", потому что мы забираем туда (в квантовый мир) всю семью

Кевин Файги продюсер, глава Marvel Studios

Несмотря на экзотическую локацию, главный фокус фильма все равно остается на отношениях. "Человек-муравей" всегда был о семье. Это поколенческая история о семье героев со Скоттом Лэнгом посередине, который не миллиардер, не суперученый или типа того, но его затягивает в этот мир. И Хоуп Ван Дайн — дочь двух супергероев, Майкла Дугласа и Мишель Пфайффер, это поколенческий вопрос. Теперь к ним добавляется молодая Кэсси Лэнг, которая, наверно, является главной мотивацией для Скотта — он хочет провести время со своей дочерью… То, что мы хотели сделать в "Квантомании", — это расширить историю и начать говорить о секретах, которые члены семьи не рассказывают друг другу", — замечает Рид.

Главный злодей Marvel

Одной из важных задач создателей фильма "Человек-муравей и Оса: Квантомания" было представить главного злодея вселенной Marvel, которого будут пытаться побороть в течение всей пятой фазы. "Мы сражаемся с самым могущественным злодеем в истории Marvel, и, может быть, это не самые очевидные Мстители (семья Человека-муравья — прим. ред.), которые должны встретиться с ним лицом к лицу", — отмечает Лавнесс.

Так кому же будет противостоять Скотт Лэнг и его семья, а вместе с ними, судя по всему, и вселенная? В квантовом мире герои встречают Канга Завоевателя, или Того, Кто Остается — этого загадочного персонажа в исполнении Джонатана Мэйджорса нам уже представляли в первом сезоне сериала "Локи". Канг — романтический байроновский герой, одинокий и непонятый толпой. Из "Локи" становится ясно, что Тот, Кто Остается — не человек, не существо, а как бы объективная величина, то есть само время, а сражаться со временем не имеет смысла. И это делает интригу пятой фазы действительно захватывающей. 

По словам Лавнесса, он хотел исследовать хрупкость и уязвимость Канга до тех пор, пока под влиянием одиночества тот не стал "апокалиптическим". При этом Канг — это одна из итераций Того, Кто Остается. Так как речь идет о мультивселенных, существует несметное число вариаций Канга, и у каждого из них свои понятия о справедливости. Герой может управлять временем, поэтому у сценаристов есть возможность создать бесчисленное множество реальностей. Лавнесс описывает его как "бесконечную змею, которая кусает бесконечные хвосты" и как "человека, который буквально воюет сам с собой". При этом Рид сравнивает героя с Александром Македонским, а Мэйджорс, работая над образом, вдохновлялся Чингисханом и Юлием Цезарем. Актер подчеркивает, что Канг — это "суперзлодей суперзлодеев". У него есть власть над временем, поэтому из героя получается "антагонист всех времен и народов", он — "сила природы", добавляющая новые смыслы во вселенную Marvel.

Кто такой Канг? На этот вопрос мы будем отвечать долгое время. По-простому: Канг — суперзлодей, путешествующий во времени, который также "связанное существо", что приводит нас к идее различных вариантов (героя). <...> Все они разные, и тем не менее что-то их связывает. По мне, существует некая связь, которую я для себя определяю как ген Канга

Джонатан Мэйджорс

При этом создатели фильма намекают, что Человек-муравей будет далеко не единственным и, может, даже не главным соперником Канга. "Мы говорили о семье, которая уязвима и которой можно сочувствовать. И кто лучше будет противостоять самому большому злодею вселенной Marvel, если не семья, которая, с первого взгляда, может с этим не справиться? И потом в фильме мы узнаем, что Джанет не просто может справиться с этим, но делала это на протяжении десятилетий", — поделился Пейтон Рид.

Новые актеры

Оригинальный актерский состав помимо Мэйджорса дополнит десяток новых лиц, чьи герои обитают в квантовом мире. Так, например, Кори Столл, который в первом фильме сыграл Даррена Кросса (плохого протеже Хэнка Пима, который впоследствии стал желтым шершнем и был отправлен в квантовый мир), вернется в слегка комичном образе MODOK’а (аббревиатура переводится с английского как "Мобильный организм, созданный только для убийства"). "Для меня в этом был личный интерес. Я провел значительную часть детства один в своей комнате, читая комиксы Marvel, и MODOK всегда казался мне безумным персонажем. И он гротескный. Это большая голова, которая была превращена в механизированный организм, созданный только для убийства. Это было интригующе", — делится своими воспоминаниями режиссер Пейтон Рид.

В фильме появляется Билл Мюррей в роли злодея — актер не любит комиксы, но здесь не устоял перед возможностью поработать с Ридом. Мюррей исполнил роль губернатора процветающего сообщества Аксиа, и, судя по всему, его персонаж занимал важное место в жизни Джанет, пока она находилась в квантовом мире.

Также обитателей субатомной вселенной сыграли Кэти О’Брайан, Дэвид Дастмалчян и Уильям Джексон Харпер. Последний отметил, что его герой — это "борец за свободу, протестующий против несправедливости, которую чувствуют сообщества мини-метрополиса".

Что говорят критики

Зарубежная пресса отнеслась к новому "Человеку-муравью" довольно критично — пока фильм занимает второе место с конца в рейтинге всех проектов Marvel. Журналисты хвалят актерские работы и юмор, однако, по их мнению, картину тянут на дно плохой сценарий и заезженные приемы супергеройских проектов, которые успели изрядно надоесть к 31-й картине под эгидой студии. Дизайн квантового мира критиков тоже не впечатлил. "Фильм выглядит так, как будто он был сочинен ребенком, что-то быстро смастерившим для научной выставки, надеясь, что его незатейливый шарм прикроет отсутствие какого-либо реального научного содержания. Жаль, что, несмотря на хорошие шутки, мир на экране выглядит как марвеловская заставка на мониторе компьютера", — пишет Мэтт Золлер Зайтц.

Многие критики отмечают, что перед фильмом стояла слишком серьезная задача — открыть пятую фазу вселенной и представить нового злодея, и он, к сожалению, не совсем с ней справился. "Здесь есть действительно хорошие вещи, особенно в первой половине — от Радда, Пфайффер и Мэйджорса, — но фильм полностью разваливается, задавленный весом слишком больших ожиданий", — замечает Грейс Рэндольф.

Тамара Ходова

Читать на tass.ru