Спектакли, съемки, вечеринки, цветы и подарки, море поклонников — профессия актера одна из самых романтизированных. Но если смахнуть гламурную пыль и стереотипы, оказывается, что жизнь большинства артистов довольно земная, временами тяжелая, а до заветной красной дорожки и купания в славе добираются немногие. Новый сериал Федора Бондарчука "Актрисы" — своего рода прививка для тех, кто мечтает поступить в театральный институт. На протяжении десяти серий он развенчивает мифы об актерском мире и рассказывает, как и чем живут те, кто решил служить сцене. Посмотреть картину можно в онлайн-кинотеатрах "Кинопоиск" и Wink с 30 марта.
"Писать о том, в чем ты лучше всего разбираешься" — негласное правило для авторов, поэтому сценаристом драмеди о жизни на сцене и за кулисами выступила актриса Паулина Андреева. Для них с Федором Бондарчуком это уже вторая работа в соавторстве.
Мы поднимаем в этой истории главные вопросы для каждого человека: смерть, любовь, страх, успех, потеря — и говорим о том, как проживают их те, для кого испытывать чувства не только жизнь, но и работа
Основной конфликт "Актрис" — столкновение внутреннего и внешнего. Что происходит, когда камера выключается? Что остается внутри после сыгранной сцены? И остается ли? А если и вовсе нечего играть? Сюжет концентрируется на переживаниях актеров, на их страхах, комплексах, мечтах. Они то двигают артистов и заставляют снова сражаться за место под солнцем, то уводят их в тень.
Производством сериала занималась "Студия Видеопрокат" Сергея Бондарчука — младшего и Алексея Киселева, которая до этого выпустила провокационные проекты "Псих" и "Happy End". В середине марта "Актрисы" получили главную награду Фестиваля контента стриминговых платформ ORIGINAL+. При этом Федора Бондарчука дополнительно наградили призом "За самое оригинальное режиссерское видение". Председатель жюри Тимур Вайнштейн отметил, что у сериала есть высокий шанс стать успешным у зрителей и собрать большую аудиторию.
Кого мы увидим в сериале
Все центральные героини обладают совершенно разными характерами — сталкиваясь на очередных пробах, они произносят один и тот же текст, но каждая будто находит в нем собственный смысл. А вот цель у них одна — обрести счастье, чего бы это ни стоило. На пути к нему каждая из актрис проходит проверку на прочность. Кому-то приходится перешагивать через себя, кому-то через коллег, кому-то через близких — девушки хорошо знакомы между собой, некоторые из них дружат, а некоторые — вместе живут.
Одну из главных ролей играет Светлана Ходченкова. Кажется, что ее героиня Полина устала: она ушла из театра, разводится с мужем — известным актером и большую часть времени проводит в церкви, где поет в хоре. Однако попытки построить жизнь по новому сценарию рушатся: сначала девушка сталкивается с личной трагедией, а после неожиданно объявляется ее агент — с предложением, от которого трудно отказаться. "А дальше происходит чудесное возвращение в профессию и новые испытания, теперь уже славой. И вот то, как все это ломает человека, заставляет его сделать какую-то переоценку ценностей, — это и есть главное в этой истории, мне кажется", — рассказывает Светлана Ходченкова.
Яркая роль досталась Елене Николаевой. Алена в ее исполнении — пробивная, расчетливая, дерзкая, при этом отчаявшаяся и потерянная (по крайней мере, поначалу). Она чувствует, как убегают возможности и время, видит более успешных коллег и хочет как можно скорее взлететь самой, стать знаменитой и богатой. Ради этого она не стесняется идти по головам или быть неуместной, и чтобы хоть как-то заявить о себе, пытается попасть в любой подвернувшийся проект. Помимо обиды на жизнь и на актрис, чья карьера складывается удачнее, у Алены есть тайна, которой она ни с кем не готова делиться.
Мы рассказываем историю не про актеров и актрис — мы рассказываем историю про людей. Ну актриса, ну режиссер, ну оператор — не в этом дело. Все мы одинаково остро переживаем предательство, разочарование, потери
Полина Пушкарук предстала в образе молодой и амбициозной Оксаны. Она носит стрижку "под мальчика", ведет себя не очень уверенно и делает первые шаги в кино. А еще скрывает, что ходит на те же пробы, что и ее соседка Алена, — на этой почве между подругами возникает конфликт. Нерешительной, на первый взгляд, Оксане несколько раз предстоит выбирать — быть искренней или удобной, заниматься карьерой или семьей. "Неважно, правильный это был выбор или нет, но она несет за него ответственность и вроде бы старается остаться честным человеком, но все разваливается. Вот как такое пережить — наверное, об этом мы и рассказываем", — поделилась Полина Пушкарук.
Лолита Милявская сыграла не актрису, а директора театра — Ольгу Владимировну. Как говорит ее героиня, она "за театром замужем всю жизнь". Однако ей хочется и простой человеческой любви. "Моя Ольга — такая жесткая женщина, у которой, как и у многих, не сложилось с личной жизнью. Она — человек, смирившийся с участью второй жены. И это нелегкая судьбина", — рассказывает Лолита. В то же время мы видим ее персонажа и с другой стороны: влиятельная, мудрая, проницательная, она старается найти подход ко всем сотрудникам и остается стержнем театра.
Также в сериале снялись Ольга Макеева, Анна Невская, Евгения Добровольская, а еще Петр Скворцов, Алексей Гусев, Игорь Золотовицкий, Алексей Макаров и другие артисты. Сергей Гилев сыграл Степана — актера, который сталкивается с профессиональным кризисом и, кажется, что-то испытывает по отношению к героине Ходченковой. Вахтанговец Павел Попов погрузился в роль Коли: по словам актера, его персонаж — "олицетворение, наверное, всего ужасного, что есть в нашей профессии. Это один ходячий комплекс". Он из тех, кто всеми способами пытается пробиться повыше, не подозревая, чем это может обернуться.
Особенности проекта
Несмотря на то что картина обнажает правду о жизни актрис и актеров, сама ее форма получилась подчеркнуто театральной. Прежде всего потому, что сериал, подобно пьесе, делится на три акта: действие первого происходит в 2014 году, второго — в 2017-м, третьего — в 2020-м. Это позволило создателям не только глубже раскрыть характеры героев, показать, как менялась их жизнь на протяжении нескольких лет, но и поэкспериментировать. Каждый из актов получил свою цветовую палитру: события 2014 года сопровождает охра, в 2017-м добавляются зеленые оттенки, в 2020 году — красный цвет.
Кроме того, каждая серия заканчивается перформансом: главные и второстепенные герои танцуют, а в их движениях будто считываются отсылки к происходящему. Эти массовые сцены сняты особенно красиво и драматично: в гротескной манере, с необычно выстроенной композицией, они напоминают номера из современного пластического спектакля. Музыку для них и для картины в целом написал призер "Кинотавра" композитор Игорь Вдовин ("Русалка", "Мысленный волк", "Сердце Пармы"). В работе над саундтреками второго акта к нему присоединился композитор Олег Карпачев.
Специально для сериала режиссер и хореограф Олег Глушков придумал две оригинальные театральные постановки — "Хор нищих" и "Утиная охота". Для них с нуля создавали концепцию, костюмы и декорации. Кстати, часть реквизита, который появляется в кадре, — постеры, программки, рисунки — была сгенерирована нейросетью.
Точка притяжения всех героев сериала — "Главный драматический театр", оттуда и произрастают почти все интриги. В действительности его не существует, однако в интерьерах хорошо угадывается МХТ им. Чехова — там и проходила значительная часть съемок. Некоторые сцены снимали в Доме актера на Арбате и в кинотеатре "Художественный". По словам творческой команды, про конкретный театр в "Актрисах" речи не идет — создавали собирательный образ. Вместе с героями можно побывать и на репетициях, и в гримерке, и в кабинете директора, и на сцене. Заблудиться за кулисами и проникнуться проблемами, которые к твоей профессии вовсе и не имеют отношения, но все равно откликаются.
Дарья Шаталова