28 октября 2021, 18:28
Наука

В структуре центра и окраин Большого красного пятна на Юпитере нашли различия

NASA/ JPL-Caltech/ SwRI/ MSSS; Kevin M. Gill; Gemini Observatory via AP

Также ученые обнаружили температурные аномалии и необычный характер распределения аммиака и воды в глубинных областях пятна

ТАСС, 28 октября. Данные зонда Juno показывают, что структура Большого красного пятна на Юпитере – крупнейшего атмосферного вихря Солнечной системы – в центральных областях и на окраинах отличается. Описание исследования опубликовал научный журнал Science.

"Центральные области Большого красного пятна уходят в недра Юпитера примерно на 500 км. Это значительно меньше, чем у окружающих зональных вихрей, чья высота составляет около 3 тыс. км. Причины существования этих различий пока неясны", - пишут исследователи.

Большое красное пятно открыл в 1665 году итальянскиq астроном Джованни Кассини. Оно представляет собой атмосферный вихрь, ветер в котором движется со скоростью примерно 430 км/ч. Ширина Большого красного пятна примерно в 1,3 раза больше диаметра Земли, а перепад температур там достигает несколько сот градусов.

На рубеже веков астрономы обнаружили несколько намеков на то, что Большое красное пятно начало исчезать. В частности, анализ старых снимков и заметок астрономов XIX века показал, что всего 150 лет назад внутри него могло поместиться не одна, а сразу три Земли. Что заставляет ураган уменьшаться и как этот процесс влияет на его поведение, ученые не знали.

Проанализировав данные, собранные во время двух пролетов зонда Juno над Большим красным пятном, планетологи под руководством главы миссии Juno в NASA Скотта Болтона получили первые ответы на эти вопросы. Во время этих сближений ученые просветили вихрь микроволновым радиометром MWR, а также изучили структуру гравитационного поля планеты с расстояния в 100 тыс. км от ее поверхности.

Эти наблюдения привели сразу к нескольким неожиданным открытиям. В частности, гравитометрические измерения указали, что высота центральных областей Большого красного пятна не столь велика, как предсказывала теория.

В среднем она составляла около 500 км, то есть около 0,5% радиуса планеты. Для сравнения, высота типичных земных циклонов и ураганов обычно достигает 1-4% от общей толщины атмосферы нашей планеты, что делает крупнейший циклон Солнечной системы необычно "низким".

Измерения MWR показывают, что зональные вихри, окружающие ядро Большого красного пятна, гораздо выше – их типичная высота составляет около 3 тыс. км, что не характерно для всех других изученных юпитерианских вихрей.

Также ученые обнаружили температурные аномалии и необычный характер распределения аммиака и воды в глубинных областях Большого красного пятна. Объяснение этого, как и причины существования больших различий в высоте центральных и периферийных регионов урагана пока остаются неизвестными для ученых, подытожили Болтон и его коллеги.