21 ноября 2022, 16:13
Наука

Короткие гамма-вспышки в ранней Вселенной возникали значительно чаще, чем сейчас

Астрономы обнаружили, что в прошлом эти вспышки чаще возникали на окраинах галактик, тогда как теперь они появляются в окрестностях их ядер

ТАСС, 21 ноября. Астрономы составили первый каталог коротких гамма-вспышек и обнаружили, что частота этих всплесков снизилась со времен первых эпох существования Вселенной, а положение их источников при этом заметно поменялось. Это говорит о различиях в устройстве древних и современных галактик, сообщила в понедельник пресс-служба американского Северо-Западного университета со ссылкой на исследования научного сотрудника Северо-Западного университета в Эванстоне (США) Ани Ньюджент и ее коллег.

В начале текущего столетия астрономы открыли свидетельства того, что мощнейшие катаклизмы Вселенной, так называемые гамма-всплески, можно разделить на два разных подтипа этих событий в зависимости от их длины. Более длинные вспышки порождаются старыми крупными светилами, в процессе гибели которых возникает черная дыра или нейтронная звезда и выделяется огромное количество энергии.

Короткие гамма-всплески, впервые выявленные и изученные в середине 2 000-х годов, предположительно, возникают в ходе слияний нейтронных звезд и других компактных объектов. Они длятся менее одной секунды, а не несколько десятков секунд или минут, как длинные гамма-вспышки, а также значительно уступают им в мощности.

Первый каталог коротких гамма-вспышек

Ньюджент и ее коллеги заинтересовались тем, как часто и в каких галактиках чаще всего возникают короткие гамма-всплески. Для получения подобных сведений астрономы составили первый в мире каталог этих событий, включающий в себя все зафиксированные короткие гамма-вспышки, а также возможные их источники из числа далеких галактик и других крупных объектов Вселенной.

В общей сложности орбитальные гамма-обсерватории зафиксировали в промежутке между 2005 и 2021 годами примерно полторы сотни подобных космических катаклизмов, чей спектр и другие свойства астрономам удалось изучить. Точное положение прародителей этих вспышек внутри далеких галактик при этом удалось локализовать лишь для 90 гамма-всплесков, что связано с очень большим расстоянием до источников остальных 60 событий.

Последующий анализ свойств коротких гамма-вспышек и связанных с ними галактик раскрыл несколько интересных закономерностей. В частности, ученые обнаружили, что около 44% изученных ими всплесков произошло свыше 9 млрд лет назад, в первые эпохи существования Вселенной. Это говорит о том, что короткие гамма-всплески в прошлом происходили значительно чаще, чем сегодня.

Ученые также обнаружили, что в прошлом эти вспышки чаще возникали на окраинах галактик, тогда как сейчас они появляются в окрестностях их ядер. Подобные различия в свойствах прародителей коротких гамма-всплесков говорят о разнице в устройстве древних и современных галактик, а также в распределении нейтронных звезд внутри них, считают астрономы.

Исследователи надеются, что продвинуться в дальнейшей работе над каталогом им помогут данные с телескопа "Джеймс Уэбб".

"Я с нетерпением жду возможности изучить источники древнейших гамма-вспышек при помощи телескопа "Джеймс Уэбб". Он получит снимки даже самых далеких и тусклых галактик, что позволит нам расширить каталог коротких гамма-вспышек и, возможно, раскрыть пока неизвестную нам популяцию объектов, порождавших эти катаклизмы в ранней Вселенной", - сказала Аня Ньюджент, чьи слова приводит пресс-служба вуза.