Рогозин: причинами катастрофы "Протона" могут быть конструктивные особенности ракеты
По словам вице-премьера, потребуется гораздо более кропотливая и очень серьезная работа по расследованию причин катастрофы
ГОРКИ, 18 мая. /ТАСС/. Причинами катастрофы "Протона" являются конструктивные особенности или нарушения технологий, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
"По сути дела, речь, видимо, идет либо о некоей конструктивной особенности, либо о нарушении технологии, которые приводят к аномальному поведению двигателя при определенных обстоятельствах. Поэтому потребуется, видимо, гораздо более кропотливая и очень серьезная работа (по расследованию причин катастрофы)", - сказал Рогозин на совещании премьер-министра с вице-премьерами РФ.
Вместе с тем, вице-премьер попросил премьер-министра Дмитрия Медведева встретится с руководством космической отрасли по итогам изучения причин аварии "Протона", чтобы разрешить новые запуски ракет- носителей.
РФ должна отказываться от "Протонов"
По мнению вице-премьера, Россия должна переходить на цифровое проектирование в ракетной отрасли, постепенно отказываться от "Протонов", ориентируясь на другие ракеты-носители, в том числе на "Ангару".
"В целом вывод наш также связан с тем, что надо переходить исключительно на цифровое проектирование и моделирование подобного рода ситуаций, ну, и конечно ускорить переход на современные ракеты-носители типа "Ангара", постепенно отказываясь от "Протонов", сказал Рогозин на совещании премьер-министра с вице-премьерами РФ.
Рогозин отметил, что пока не будут точно выявлены причины катастрофы, запуски "Протонов" производиться не будут. "Сейчас просто дело чести отрасли выявить их и снизить аварийность", - сказал вице-премьер.
Результаты расследования необходимо сообщить западным коллегам
Он также предложил главе правительства проинформировать о результатах расследования европейских и американских коллег. По его словам, это необходимо, "чтобы всем было понятно, что мы приняли исчерпывающие меры по восстановлению надежности нашей техники, это крайне важно для сохранения места России на рынке космических услуг".
Медведев поинтересовался, какую долю на этом рынке занимает Россия. "На рынке мы имеем 40% всех пусков", - сказал Рогозин. Однако, он отметил, что ситуация меняется, поскольку производительность труда на ракетно-космических предприятиях США примерно в 9-10 раз выше, чем в РФ.
"Нам требуются кардинальные меры по улучшению качества производства", - сказал Рогозин. В частности, по его словам, необходимо ужесточение ответственности, консолидация промышленности и ее техническое перевооружение.
Медведев согласился с необходимостью информировать зарубежных партнеров о ходе расследования причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" и принимаемых мерах по их дальнейшему устранению, чтобы снизить репутационные издержки. "Помимо финансовых убытков, есть еще и репутационные издержки, - сказал глава правительства о последствиях ЧП. - Надо с этим разобраться, официально всех проинформировать, чтобы мы продолжали эти программы - не важно, на какой базе, на базе "Протона" или "Ангары", но понимая, что все будет в порядке".
"Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "МексСат-1" стартовал 16 мая с Байконура в 08:47 мск, разгонный блок со спутником должны были отделиться от носителя в 08:57 мск.
За минуту до этого, на высоте 161 км, произошла нештатная ситуация.
В результате головная часть и третья ступень разделиться не успели. Они сгорели в плотных слоях атмосферы над Забайкальским краем. По предварительным данным, сбой произошел в рулевых двигателях третьей ступени "Протона" - как и год назад. Неудача запуска "Протона-М" в мае 2014 года была связана с разрушением подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя.
Неудачи при запусках российских ракет-носителей с 2010 г. Досье
Аварии и нештатные ситуации при запусках российской ракеты-носителя "Протон-М". Досье
Аварии при запусках ракет-носителей в России и за рубежом с 2011 г. Досье
Аварии и неудачные запуски ракет-носителей в мире: ошибки космического масштаба