23 мая, 12:13

Орбитальная обсерватория Euclid обнаружила 1,5 трлн звезд в межгалактической среде

Изображение орбитальной обсерватории Euclid . NASA
Изображение орбитальной обсерватории Euclid

МОСКВА, 23 мая. /ТАСС/. Европейская орбитальная обсерватория Euclid обнаружила в пустом пространстве внутри гигантского скопления галактик в созвездии Персея около 1,5 трлн звезд, которые были выброшены в межгалактическую среду в результате гравитационных взаимодействий между галактиками. Об этом сообщила пресс-служба британского Ноттингемского университета.

"Необычные орбиты этих звезд указывают на то, что скопление Персея недавно пережило слияние с другой крупной группой галактик. Это привело к серии гравитационных возмущений, которые или сдвинули положение самой крупной галактики в скоплении Персея, или же заставили звезды начать вращаться вокруг точки, расположенной между двумя самыми яркими галактиками", - пояснил научный сотрудник Ноттингемского университета Джесс Голден-Маркс, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Исследователи обнаружили гигантское число звезд в межгалактической среде при анализе первых научных данных и фотографий, которые были недавно получены европейской орбитальной обсерваторией Euclid. Одной из первых целей для этого зонда стало так называемое скопление Персея - крупнейшая группа галактик в обозримой Вселенной, включающая в себя тысячи галактик.

Сверхвысокая чувствительность и разрешающая способность Euclid позволила астрономам обнаружить внутри этого гигантского скопления галактик около 1,5 трлн одиночных светил и 70 тыс. шаровых скоплений звезд, которые были выброшены в межгалактическую среду в далеком прошлом в результате гравитационных взаимодействий объектов внутри галактик, а также между соседними галактиками в скоплении Персея.

Последующее изучение большого числа подобных "звезд-сирот", как их называют астрономы, указало на то, что большинство из них было выброшено из карликовых галактик, присутствующих внутри скопления Персея. При этом исследователи обнаружили, что данные звезды вырабатывают около 20-35% от общего свечения скопления, что говорит о существенном вкладе "звезд-сирот" в облик крупных групп галактик.

Как отмечают исследователи, последующее изучение распределения этих звезд по скоплению Персея поможет астрономам уточнить положение и массу скоплений темной материи внутри этой крупнейшей группы галактик в обозримой Вселенной, а также раскрыть их влияние на процесс эволюции данного скопления галактик. В частности, анализ свойств этих звезд показывает, что породившие их карликовые галактики были поглощены более крупными объектами, которые, в свою очередь, слились с еще более крупными галактиками.

Об обсерватории Euclid

Европейская космическая обсерватория Euclid была выведена в космос в июле 2013 года. Она включает в себя широкоугольный оптический телескоп, оснащенный 600-мегапиксельной камерой, инфракрасный спектрометр и фотометр, которые будут использоваться для обнаружения большого числа галактик и определения расстояний до них. Эти сведения, как надеются астрономы, помогут раскрыть природу темной энергии и темной материи, а также точно измерить скорость расширения Вселенной.