"Всемирный плебисцит": как появился День космонавтики и Золотая медаль Гагарина

Донат Сорокин/ ТАСС
О трудностях, с которыми советской делегации пришлось столкнуться в Международной астронавтической комиссии, - в материале ТАСС

В 1967-1968 годах советской делегации было поручено добиться всемирного признания первого полета человека в космос от Международной астронавтической комиссии, входившей в состав Международной аэронавтической федерации (FAI).

В МАК были заранее высланы все необходимые документы с предложением учредить 12 апреля Международный день космонавтики.

Американская сторона настороженно отнеслась к этой инициативе. Одни доказывали ненужность космического праздника как такового, другие указывали на то, что 12 апреля - исключительно "советская" дата, не имеющая отношения к другим странам.

В свою очередь полпред СССР в МАК Александр Коваль напомнил американским делегатам о восторженной реакции на полет Юрия Гагарина почти во всех странах мира.

По существу, состоялся всемирный плебисцит в пользу признания космического полета 12 апреля 1961 года крупнейшим историческим событием международного значения. И наша с вами святая обязанность - юридически обозначить этот день как Всемирный день авиации и космонавтики
Александр Коваль
Полпред СССР в МАК

Президент МАК выступил в защиту предложения советской стороны. Его поддержали и другие члены комиссии.

Делегация от США, пытаясь компенсировать поражение, внесла свою поправку, предложив ввести в название Дня космонавтики прилагательное "молодежный". Советский полпред сразу же согласился с этим предложением.

Вскоре после этого FAI утвердила празднование Всемирного молодежного дня авиации и космонавтики 12 апреля.

Со временем прилагательное "молодежный" позабылось, а в 2011 году решение о праздновании 12 апреля Международного дня полета человека в космос (International Day of Human Space Flight) было принято на уровне Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН).

Медаль Гагарина: "напоминание о советском приоритете в космосе"

С трудностями столкнулась и советская инициатива об учреждении Золотой медали имени Ю.А. Гагарина. В СССР преследовали цель не только увековечить память Гагарина (предложение об учреждении медали было направлено в МАК вскоре после его гибели), но и противопоставить собственные достижения активно развивающейся лунной программе США.

Необходимо было срочно разработать эскиз медали. Полпред СССР в МАК Александр Коваль обратился к сотрудникам возглавляемого им отделения космических систем (ЦНИИмаш): "Выручайте, нужно нарисовать быстро и красиво".

Через сутки на стол Коваля легли пять эскизов. Эскиз художника Леонида Есикова - золотой круг с изображением первого космонавта в шлеме - показался наиболее выразительным.

После утверждения эскиза советская делегация в срочном порядке вылетела на заседание в Париж - добиваться очередной победы.

По воспоминаниям участников, по уровню напряжения встреча значительно превосходила даже ту, на которой рассматривалось предложение об учреждении Дня космонавтики.

Американская делегация вновь раскритиковала предложение СССР, настаивая на том, что в FAI не существует именных медалей и нет смысла вводить подобное новшество. Подчеркивалось, что перед членами МАК всегда стояла одна задача – фиксировать рекорды в авиации и космонавтике и, если нужно, награждать особо отличившихся людей и общества "безымянными" наградами.

После ожесточенных и продолжительных прений Коваль заявил:

- Если я вас правильно понял, имеется только одно-единственное возражение против именной медали: в практике FAI такого прецедента не было, а поэтому нет смысла нашей комиссии вводить новшества. Не так ли?

Американские делегаты охотно согласились.

- Ну а если выяснится, - продолжал советский полпред, - что существует хотя бы одна именная медаль в какой-нибудь комиссии FAI, то и мы без дальнейших разговоров учреждаем Золотую медаль имени Ю.А. Гагарина. Согласны?

Делегация США не стала возражать и против этого.

После этого Коваль попросил представителей МАК принести медали из комиссий FAI - парашютной, авиамоделизма и других. В их числе были и именные медали: Де ла Во, Луи Блерио, Лилиенталя.

Как оказалось, представители США даже не догадывались, что этих медалей были удостоены некоторые из космонавтов и астронавтов. Например, в свое время Юрию Гагарину и Владимиру Комарову вручили золотые медали Де ла Во (от парашютной комиссии FAI).

Вопрос был закрыт. Так была учреждена Золотая медаль им. Ю.А. Гагарина.

Ее первым обладателем стал летчик-космонавт СССР Георгий Береговой.

В тексте использованы материалы из книги А.Ф. Евича (ФГУП ЦНИИмаш) "Бутылка шампанского", М., 2009 г.