Сенат Конгресса США достиг компромисса по вопросу российских двигателей РД-180
Законодатели одобрили поправку к проекту оборонного бюджета, предусматривающую приобретение еще 18 таких двигателей в период до 2022 года
ВАШИНГТОН, 15 июня. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Сенат Конгресса США достиг компромисса по вопросу о закупке дополнительного количества российских двигателей РД-180 для установки на ракетах Atlas V, используемых для запуска военных спутников по заказу Пентагона. Как сообщила в среду электронная версия газеты Space news, законодатели одобрили во вторник поправку к проекту оборонного бюджета, предусматривающую приобретение еще 18 таких двигателей в период до 2022 года.
К этому времени США рассчитывают создать свой собственный ракетный двигатель, который придет на замену РД-180. При этом "2022 год установлен в качестве крайнего срока, когда ВВС США смогут предоставлять контракты на вывод своих спутников с помощью Atlas V, оснащенных российскими двигателями", подчеркивает Space news. Однако в ближайшие шесть лет консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Boeing и Lockheed Martin для эксплуатации Atlas V, сможет получить столько заказов на запуск военных аппаратов с помощью этих носителей, сколько потребуется Пентагону.
Достигнутый компромисс устроил как сторонников, так и противников дальнейших закупок РД-180, в том числе сенатора-республиканца Джона Маккейна, который пытался ввести полный запрет на российские двигатели. В заявлении по этому поводу он указал, что поддержал поправку, поскольку "она содержит законодательно установленный крайний срок использования российских ракетных двигателей".
ULA, разрабатывающий новую ракету "Вулкан", которая будет оснащена американским двигателем, также остался доволен решением сенаторов. Представитель консорциума Джессика Рай отметила, что благодаря этому США "получат гарантированный доступ в космическое пространство, укрепят конкуренцию, защитят интересы налогоплательщиков и поддержат американскую ракетную промышленность".
Ранее Палата представителей также ограничила закупки РД-180 у России 18 единицами, но в отличие от Сената не устанавливала никаких крайних сроков их использования. Эти и другие различия между двумя вариантами проекта военного бюджета США на 2017 финансовый год должны быть устранены согласительной комиссией Конгресса, когда документы будут приняты обеими палатами.
Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 и оценивалось примерно в миллиард долларов, было заключено в 1997 году. Полтора года назад Конгресс из-за обострения отношений с Россией ввел запрет на их использование после 2019 года, но затем отменил его, когда стало ясно, что свои двигатели в течение ближайших трех лет в США созданы не будут. Сразу же после этого консорциум ULA заказал у предприятия "Энергомаш" из подмосковных Химок дополнительно еще 20 РД-180.
Консорциум ULA сообщил, что минимальные изменения внесены в конструкцию регулятора топливной смеси ракетного двигателя РД-180 с целью избежать в будущем повторения сбоя, который произошел во время запуска американского носителя Atlas V в марте 2016 года. Эти изменения вкупе с тщательными инспекциями позволят оставить в силе имеющийся план запусков ракет с РД-180.
"Поставщик двигателей внес минимальные изменения в конструкцию клапана регулятора топливной смеси с целью обеспечить неповторение аномалии во время осуществления полетов в будущем", - отметили в United Launch Alliance.
"Огневые испытания двигателя, доскональные проверки деталей и конструкции в целом были проведены, чтобы подтвердить сделанные заключения. Тщательные инспекции и незначительная замена деталей во всех двигателях подтвердит нынешний график дальнейших запусков", - добавили в консорциуме. Ее вице-президент Лора Магиннис поблагодарила всех клиентов и поставщиков United Launch Alliance за "отличное взаимодействие в деле изучения данной аномалии". "Мы оставляем в силе график всех запланированных на 2016 год миссий", - добавила она.
Ранее сообщалось, что 22 марта к Международной космической станции (МКС) с мыса Канаверал был запущен грузовой корабль Cygnus с помощью ракеты- носителя Atlas V. В консорциуме ULA, который выступал оператором запуска, заявили, что двигатель РД-180 перестал работать после 4 минут 10 секунд полета, на 5 секунд раньше установленного времени. Чтобы компенсировать потери, двигателю второй ступени RL-10 пришлось проработать дольше на 60 секунд. На полет этот инцидент не повлиял.
Инженеры консорциума пришли к выводу, что преждевременное отключение двигателя РД-180 первой ступени было связано с нештатной работой клапана регулятора топливной смеси. В консорциуме заявили, что все имеющиеся РД-180 пройдут дополнительную проверку. Российский разработчик и производитель ракетных двигателей "Энергомаш" создал внутреннюю комиссию, чтобы выяснить причины сбоя в работе двигателя РД-180.