В понедельник КНР успешно запустила с расположенного в юго-западной провинции Сычуань космодрома Сичан космический ретранслятор "Цюэцяо" — "Сорочий мост". В китайском фольклоре есть легенда про пастуха и ткачиху, нежно любивших друг друга супругов, оказавшихся в разлуке. За верность вознесли их боги на небосвод, обратив в звезды. Лишь раз в году дозволено мужу и жене видеться — в седьмой день седьмого месяца по лунному календарю. Для их встречи слетается множество сорок, образующих небесный мост.
Время, когда "сказочные" названия китайских ракет и спутников вызывали у российских и американских коллег снисходительные усмешки, давно прошло. Китай регулярно и, главное, без досадных сбоев и потерь запускает свои и иностранные спутники, совершенствует сеть аппаратов национальной системы позиционирования "Бэйдоу", готовится к созданию постоянно действующей орбитальной станции, на которую китайцы заранее приглашают иностранных ученых.
Ведь если Москва и Вашингтон разойдутся в разные стороны и по космическим исследованиям, через несколько лет на орбите может оказаться только одна станция — условный "Небесный дворец" с китайскими иероглифами по борту.
Продолжается национальная программа освоения Луны, стартовавшая в 2004 году. Аппараты серии "Чанъэ", названные в честь богини Луны, уже выходили на орбиту естественного спутника нашей планеты и совершали посадку на его поверхность. В китайской лунной программе чувствуется присущая китайцам основательность и последовательность.
Сначала была произведена детальная съемка лунных гор и морей ("Чанъэ-1", октябрь 2007 года), затем "Чанъэ-3" мягко сел на лунную поверхность, что позволило КНР занять после СССР и США третью ступеньку на пьедестале держав, способных своими силами выполнять подобные сложнейшие миссии. Этот аппарат высадил на Луну "Юйту" ("Нефритового зайца") — китайский луноход, отягощенный различными научными приборами. Возможно, их было слишком много, и "Нефритовый заяц" из-за технических проблем довольно быстро перестал функционировать.
Однако эта относительная неудача ученых и специалистов Поднебесной не смутила. Теперь они готовят полет "Чанъэ-4", который должен будет прилуниться — впервые в истории — на обратной, невидимой стороне Луны, взять пробы и отбыть обратно, доставив примерно 2 кг грунта в распоряжение ученых. Полет, первоначально планировавшийся на конец 2017 года, теперь намечен на 2019 год.
Для обеспечения бесперебойной связи с "Чанъэ-4" и запущен "Небесный мост".
По поводу дальнейших шагов в освоении Луны китайские специалисты отделываются скупыми фразами и туманными намеками. Однако в частных разговорах осведомленные собеседники не скрывают, что Китай хочет высадить там своих "тайкунавтов" (от слова "тайкун" — "великая пустота", то есть космос). Это может произойти в 2030−2035 годы, когда страна, по амбициозным планам Великого национального возрождения, должна выйти на уровень среднеразвитых государств. А затем, к середине века, когда будет отмечаться столетие КНР (1949−2049), на Луне может возникнуть поселение под красным флагом с одной большой и четырьмя маленькими звездами — государственным флагом Китая.
На 2020 год назначен полет китайского аппарата к Марсу, с посадкой на его поверхность и доставкой марсохода для широкого спектра исследований. А в 2029 году аппарат полетит к Юпитеру.