БАЙКОНУР, 11 октября. /ТАСС/. Экипаж пилотируемого корабля "Союз МС-10" должен быстро оправиться от аварии ракеты "Союз-ФГ", система аварийного спасения сработала хорошо. Об этом в четверг рассказал ТАСС космонавт Владимир Титов, который в 1983 году пережил аналогичную нештатную ситуацию.
26 сентября 1983 года на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя "Союз-У" с установленным на ней пилотируемым кораблем "Союз Т-10-1", причиной этого стала неисправность в системе смазки газогенераторов первой ступени "Союза-У". Система аварийного спасения сработала штатно, уведя из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами, которые испытали перегрузки от 14 до 18 g. Погибших и пострадавших в результате падения обломков ракеты-носителя не было. Корабль должен был доставить на орбитальную станцию "Салют-7" третью основную экспедицию в составе Титова и Геннадия Стрекалова.
"Ситуация нехорошая, конечно. У нас такое было, очень неприятно. Ну а то, что там случилось… Будет аварийная комиссия, она будет разбираться, искать причины, ведь ракета отработанная", - сказал Титов.
Он рассказал, что отделение боковых блоков - критический момент. "Если будет какое-то несимметричное разделение боковых блоков, то возможен увод первой ступени в сторону. Если изменение курса превысит определенное отклонение, то сработает система аварийного спасения, посчитав, что ситуация выходит за пределы границ", - указал космонавт.
Штатная работа
По его мнению, скорее всего, сработала автоматика. "Что еще на такой высоте может сработать? Там только автоматика и работает", - указал Титов. По словам космонавта, причина аварии в том, что какие-то двигатели могли раньше выключиться, какие-то дольше проработать. "Это покажет телеметрия", - отметил космонавт.
"Если с точки зрения физики, то отделение первой ступени - это еще не высоко, поэтому перегрузки там не так отклонились от допустимых. Тем более, что космонавты находятся в своих ложементах, зафиксированные, система аварийного спасения гарантирует надежный спуск", - рассказал Титов.
При этом он указал, что физически космонавтам достаточно недели для восстановления. "Их проверят специалисты, думаю, что там будет все нормально. С точки зрения корабля, ракеты-носителя, вот тут время может затянуться, все зависит от того, как быстро ситуация будет проанализирована. Затягивать все же нельзя, станция летает, консервировать ее, уходить с нее совсем не хочется", - рассказал Титов.
Также космонавт рассказал, что происходит после посадки.
"Экипаж вертолетом доставят на Байконур, где есть медперсонал. Их осматривают. Если все в порядке, садят в самолет, и они возвращаются в Звездный городок. Здесь главная медицинская комиссия, если необходимы дополнительные консультации, они проведут их вплоть до специалистов министерства здравоохранения, Института медико-биологических проблем, система уже отработана", - рассказал он.
Авария носителя
Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" в четверг стартовала с первой стартовой площадки Байконура ("Гагаринский старт"), пуск был выполнен в 11:40 мск. На борту корабля, направлявшегося к Международной космической станции (МКС), находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (командир "Союза МС-10") и астронавт NASA Ник Хейг. Во время полета ракеты "Союз" произошла авария носителя, после чего экипаж перешел в режим баллистического спуска.
Спасательная капсула "Союза МС-10" благополучно приземлилась в степи Казахстана. После эвакуации с места посадки и медицинского обследования в казахстанском Жезказгане экипаж был доставлен на аэродром Крайний под Байконуром, состояние космонавтов оценивается как удовлетворительное. До утра 12 октября они пробудут в Центральной медсанчасти №1 города Байконур, после чего их отправят в Москву. Это первое за 35 лет чрезвычайное происшествие с носителями такого типа.