Все новости

МКБ "Искра": система аварийного спасения экипажа "Союза МС-10" сработала автоматически

В бюро отметили, что если авария происходит на старте, то систему спасения включают с Земли, а если в полете, то она включается автоматически
Аварийная посадка экипажа корабля "Союз МС-10", 11 октября Пресс-служба ЦВО/ТАСС
Аварийная посадка экипажа корабля "Союз МС-10", 11 октября
© Пресс-служба ЦВО/ТАСС

ХИМКИ /Московская область/, 13 октября. /ТАСС/. Система аварийного спасения экипажа пилотируемого корабля "Союз МС-10" сработала автоматически после аварии ракеты "Союз- ФГ", происшедшей 11 октября. Об этом сообщил в субботу журналистам заместитель главного конструктора по космической технике машиностроительного конструкторского бюро "Искра" Виктор Волчков.

"Если авария произошла на старте, как это было в 1983 году, то есть специальная команда, которая следит с Земли за работой системы спасения и включает ее. А здесь, когда все произошло в полете, сработала автоматика", - сказал он.

По словам Волчкова, в 1983 году использовалась предыдущая версия системы спасения, а в 1986 году была разработана версия шестого поколения, которая применяется до сих пор.

Он пояснил, что старт ракеты-носителя "Союз" от нулевой отметки до момента выведения на орбиту считается наиболее ответственным, рискованным и достаточно опасным. "Вся орбита поделена на несколько участков. Логика работы системы спасения - в той или иной ситуации задействовать разные алгоритмы действия. На участке, когда идет полет штатный, задачу спасения космонавтов исполняет двигательная установка системы аварийного спасения - изделие 855М", - рассказал заместитель главного конструктора.

По его словам, эта установка представляет собой комплекс двигателей.

"Он состоит из центрального двигателя, который в свою очередь двухкамерный и трехрежимный. Может работать как основная камера, так и малая, либо обе вместе. Задачу увода двигательной установки системы аварийного спасения (ДУ САС) при штатном полете выполняет двигатель разделения, верхний многосопельный. При штатном полете ДУ САС сбрасывается на 114-й секунде", - добавил Волчков.

Другие технические особенности

Он уточнил, что система спасения использует четыре двигателя, которые отвечают за выдачу управляющего момента в зависимости от ветровой обстановки по четырем каналам стабилизации. "На участке после сброса ДУ САС (114-я секунда) и до момента отделения головного обтекателя задачу увода корабля с космонавтами от аварийного носителя выполняют ракетные двигатели на головном обтекателе 860М", - пояснил заместитель главного конструктора.

"Вот 11 октября произошла аварийная ситуация на участке работы второй ступени от момента, когда ДУ САС была сброшена, а головной обтекатель находился еще на ракете. Головной обтекатель сбрасывается примерно на 180-й секунде", - добавил он.

Авария "Союза"

Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" стартовала в четверг с первой стартовой площадки Байконура ("Гагаринский старт"). На борту корабля, направившегося к МКС, находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (командир "Союза МС-10") и астронавт NASA Ник Хейг.

Во время полета произошла авария носителя, после чего экипаж перешел в режим баллистического спуска. Это первое за 35 лет чрезвычайное происшествие с носителями такого типа. "Союз МС-10" после аварии ракеты "Союз-ФГ" сел в степи Казахстана. Овчинин и Хейг провели ночь под наблюдением врачей в городе Байконур, 12 октября их доставили в Москву.