19 декабря 2018, 21:10

Космонавт Прокопьев вернет на Землю пробы с просверленного "Союза МС-09"

Вместе с россиянином на Землю вернутся астронавты Европейского космического агентства Александер Герст и NASA Серена Ауньон

МОСКВА, 20 декабря. /ТАСС/. Три члена экипажа длительной экспедиции вернутся в четверг с Международной космической станции (МКС) на Землю в спускаемой капсуле космического корабля "Союз МС-09", сообщили ТАСС в российском Центре управления полетами (ЦУП). Российский космонавт Сергей Прокопьев привезет для изучения материалы и пробы из отверстия "Союза МС-09", взятые во время выхода в открытый космос, который он выполнял вместе со своим соотечественником Олегом Кононенко.

Вместе с россиянином вернутся астронавты Европейского космического агентства Александер Герст и NASA Серена Ауньон.

"Спускаемая капсула пилотируемого корабля "Союз МС-09" с экипажем длительной экспедиции МКС-55/56 должна приземлиться в 08:03 мск в 147 км юго-восточнее казахстанского города Жезказган", - сказали в ЦУПе.

На МКС продолжит работу экипаж в составе Кононенко, который стал командиром МКС вместо Герста, астронавтов NASA и Канадского космического агентства Энн Макклейн и Давида Сен-Жака. Следующая экспедиция на МКС отправится с космодрома Байконур 1 марта на корабле "Союз МС-12". В состав нового экипажа входят космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин, а также астронавты NASA Ник Хейг и Кристина Кох. Овчинин и Хейг должны были прибыть на МКС еще в октябре 2018 года, однако их прилет не состоялся из-за аварии ракеты-носителя "Союз-ФГ" 11 октября.

План посадки

Экипаж "Союза МС-09" перейдет со станции на борт корабля и закроет переходные люки в районе 01:20 - 01:40 мск. По данным Центра управления полетами, в 04:40 мск "Союз" должен отстыковаться от МКС.

Через несколько часов после отстыковки, примерно в 07:11 мск, "Союз МС-09" включит двигатели на торможение для схода с орбиты. Затем спускаемый аппарат с космонавтами войдет в атмосферу. В 07:49 мск будет выдана команда на раскрытие основного парашюта, в 08:03 мск капсула с экипажем "Союза" должна приземлиться в казахстанской степи.

Безопасность экипажа "Союза" при посадке будет обеспечивать поисково-спасательная группа Центрального военного округа. Всего в обеспечении посадки спускаемого аппарата "Союза МС-09" задействованы десять вертолетов Ми-8, два самолета Ан-12 и один Ан-26, 22 единицы автомобильной и специальной техники, в том числе шесть машин-амфибий, а также около 200 человек личного состава.

Прокопьев, Ауньон и Герст прибыли на МКС 8 июня этого года. За время пребывания на МКС они работали с грузовыми кораблями "Прогресс МС", Dragon и Cygnus, поучаствовали в отправке на Землю космического корабля "Союз МС-08" и стыковке пилотируемого корабля "Союз МС-11", также экипаж провел множество научных экспериментов. Кроме того, Прокопьев в конце августа вместе с космонавтом Роскосмоса Олегом Артемьевым (вернулся с МКС на Землю 4 октября) заделали отверстие в бытовом отсеке "Союза МС-09" изнутри корабля. В ночь с 11 на 12 декабря Прокопьев совершил вместе с Кононенко выход в космос для обследования "дыры" снаружи.

Ничто не помешает вернуться на Землю

Представитель ракетно-космической отрасли уточнил ТАСС, что отверстие в "Союзе МС-09" никак не помешает возвращению экипажа, потому что оно находится в бытовом отсеке корабля. "Никаких препятствий нет, и ничего страшного не будет. После отстыковки корабля от станции и включения двигателя "Союза" на торможение происходит сбрасывание бытового отсека, и он сгорает в атмосфере. Спускаемый аппарат, в котором экипаж корабля возвращается на Землю, он целый", - пояснил собеседник агентства.

В РКК "Энергия" (предприятие - разработчик кораблей "Союз МС") ранее также сообщали, что просверленное в бытовом отсеке пилотируемого корабля "Союз МС-09" отверстие не несет угрозы безопасности экипажа при возвращении "Союза" на Землю 20 декабря.

"Союз МС" (МС - модернизированные системы) входит в семейство кораблей "Союз", первый запуск которых состоялся в 1966 году, а первый пилотируемый полет - в 1967 году. Он создан путем глубокой модернизации кораблей серии "Союз ТМА" (эксплуатировались в 2002 - 2011 годах). У кораблей обновили командно-телеметрическую систему, способную работать через спутники-ретрансляторы "Луч", установили новую систему сближения и стыковки "Курс-НА", улучшили систему электропитания и солнечные батареи.

Фотографии уже на Земле, специалисты ждут пробы

Космонавты в ночь на 12 декабря выполнили выход в открытый космос для осмотра отверстия в обшивке "Союза". Они вскрыли теплоизоляцию и противометеоритную защиту, осмотрели и сфотографировали отверстие, а также взяли пробы с поверхности. Прокопьев вернет эти пробы вместе с образцами микрометеоритной защиты на Землю в специальных изолирующих контейнерах для дальнейшего исследования специалистами. Операция по вскрытию противометеоритной защиты в космосе проводилась впервые в истории мировой космонавтики.

Ранее сообщалось, что Кононенко и Прокопьев будут награждены за работу в открытом космосе с кораблем "Союз МС-09". Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал их миссию беспрецедентной по сложности и по риску.

Фотографии образцов и самого отверстия в бытовом отсеке "Союза МС-09" Кононенко ранее уже переслал на Землю.

Источник в силовых структурах ранее сообщал ТАСС, что взятые во время выхода в космос пробы, а также с образцы противометеоритной защиты корабля будут 20 декабря переданы на анализ в лабораторию ФСБ для химического анализа. Он уточнил, что в ракетно-космической отрасли нет лабораторий с достаточным уровнем компетенций и технического оснащения для проведения таких исследований. Одна из задач экспертов - определить во взятых пробах наличие герметика или клея, отличного от того, которым заделали отверстие космонавты 30 августа.

Источник в космической отрасли сообщал ранее ТАСС, что герметик, обнаруженный космонавтами в отверстии бытового отсека "Союза" во время выхода - это тот самый герметик, которым космонавты заделывали дыру в корабле в августе. Однако нельзя исключать, что на соскобах с металла вокруг отверстия найдутся следы старого герметика, которым было закрыто отверстие до разгерметизации в августе, добавил собеседник агентства.

Ситуация с "Союзом МС-09"

30 августа на МКС упало давление. Позднее было установлено, что это произошло из-за утечки в пристыкованном к станции "Союзе МС-09": воздух уходил через отверстие в шпангоуте бытового отсека корабля. Спустя несколько дней специалисты на Земле пришли к выводу, что корпус корабля был просверлен изнутри.

Ранее источник ТАСС в ракетно-космической отрасли высказывал версию, что дыра в обшивке "Союза" могла быть просверлена на Земле и закрыта пробкой из герметика с внешней стороны отсека. За почти два месяца (корабль прилетел 8 июня, течь на МКС появилась 30 августа) в условиях вакуума эта пробка из герметика высохла и была выдавлена разницей давления в пространство между внешней поверхностью отсека и экраном противометеоритной защиты.

Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев сообщал ранее, что госкорпорация рассматривает в качестве одной из версий появления дыры в "Союзе МС-09" его повреждение кем-то из членов экипажа МКС. Также рассматривается версия о повреждении корабля на Земле. В обоих случаях не исключаются как преднамеренные, так и случайные действия.

Рогозин в интервью газете The New York Times ранее высказал мнение, что появление отверстия на внешней поверхности бытового отсека корабля "Союз МС-09" - это умышленный акт, совершенный вручную.

В беседе с корреспондентом ТАСС глава Роскосмоса не исключил версию того, что "Союз МС-09" мог быть просверлен на орбите. По его словам, это мог быть внутренний герметик, которым космонавты заделали отверстие, когда шла утечка, либо это внешний герметик. Рогозин отметил, что взятые пробы "дадут ответ на главный вопрос".