18 мая 2020, 18:18
Наука

В "потоках лавы" на Марсе заподозрили следы грязевых селей

Марс. NASA
Марс

На такой вывод ученых натолкнуло моделирование в вакуумной камере

ТАСС, 18 мая. Планетологи выяснили, что многочисленные следы "извержений" марсианских вулканов на самом деле могут быть следами гигантских грязевых потоков. Статью с их выводами опубликовал научный журнал Nature Geoscience.

"Мы попытались воссоздать в вакуумной камере то, как выглядели бы потоки грязи на Марсе. Дело в том, что на снимках поверхности Красной планеты можно увидеть множество структур, которые похожи одновременно и на гигантские грязевые сели, и на застывшую лаву", – рассказал один из авторов работы, профессор Ланкастерского университета (Великобритания) Лайонель Уилсон.

За последние десять лет планетологи нашли множество подтверждений тому, что в глубокой древности на поверхности Марса существовали реки, озера и целые океаны пресной воды. В теории она вполне подходила для того, чтобы в ней зародилась жизнь земного типа.

Согласно оценкам ученых, в этих водоемах было примерно столько же влаги, как и в земном Северном Ледовитом океане. Более того, общего количества воды на юном Марсе хватило бы, чтобы покрыть его поверхность слоем влаги толщиной в 140 метров. Однако куда эта вода пропала и когда она появилась на поверхности Красной планеты, точно сказать ученые пока не могут.

Планета грязевых вулканов

Уилсон и его коллеги выяснили, куда могла пропасть значительная часть этих запасов воды. Они изучали, как ведет себя жидкая грязь в условиях, которые по температурам и давлениям близки к современному Марсу.

Для этих опытов ученые создали специальную установку на основе вакуумной камеры. В ней поддерживали те же условия, которые царят на Марсе уже несколько миллиардов лет. С помощью этой установки планетологи смоделировали, как на Марсе течет грязь разной консистенции.

Опыты неожиданно показали, что при низких температурах и давлениях жидкая грязь начинает вести себя примерно так же, как лава земных вулканов. Оказалось, что по мере того, как грязь растекается по "марсианскому" песку и застывает, она формирует сложные, многослойные отложения. Это было характерно как для "свежих" отложений грязи, так и для повторных ее излияний, которые встречали на своем пути скопления вещества, застывшего в ходе прошлых опытов ученых.

Что интересно: внутри нее, как показал анализ содержимого подобных отложений, возникали примерно те же структуры, что и в потоках лавы на Земле, в том числе пузыри и пустоты, а также полые трубки, с помощью которых жидкая часть грязи попадает на новые территории.

Все это, как считают Уилсон и его коллеги, говорит о том, что многие "потоки лавы" на поверхности Марса на самом деле могут быть гигантскими отложениями застывшей грязи. Подобный сценарий хорошо объяснял бы то, почему некоторые марсианские вулканы проявляли активность значительно дольше, чем это допускают теории, которые описывают эволюцию недр Красной планеты.

В пользу этого говорит то, что похожие структуры могут возникать на поверхности других холодных и богатых водой небесных тел, таких как карликовая планета Церера, где зонд Dawn уже нашел следы подобных вулканов. Запуск новых марсоходов и отправка первых пилотируемых миссий на Марс, как надеются ученые, помогут им проверить эту теорию и для соседки Земли.