22 мая 2020, 17:25
Наука

Черная дыра в центре Млечного Пути оказалась источником периодических радиосигналов

Ученые считают, что у самой кромки горизонта событий Sgr A* может находиться какой-то объект. Правда, что он из себя представляет, астрономы пока не знают

ТАСС, 22 мая. Японские астрофизики зафиксировали странные периодические радиовспышки, которые исходят из центральных областей Млечного Пути. Ученые предположили, что их порождает некий объект в окрестностях горизонта событий сверхмассивной черной дыры. Статью с их выводами опубликовал научный журнал The Astrophysical Journal Letters.

"То, что черная дыра Sgr A* иногда производит вспышки в миллиметровом диапазоне, уже известно. На этот раз мы наблюдали ее с помощью телескопа ALMA, отслеживая то, как на протяжении десяти дней менялась интенсивность излучения. Мы выявили две особенности: квазипериодические колебания с периодом в 30 минут, а также более медленные флуктуации длиной в несколько часов", – рассказал один из авторов работы, астрофизик из Университета Кэйо Юхей Ивата.

В центре предположительно всех галактик мироздания находится одна или даже несколько сверхмассивных черных дыр. К примеру, в ядре Млечного Пути расположена черная дыра Sgr A* (Стрелец А*, читается как "стрелец а со звездочкой"), которая находится на расстоянии в 26 тыс. световых лет от Земли. Предположительно, она в четыре миллиона раз тяжелее Солнца.

В отличие от других сверхмассивных черных дыр в некоторых близлежащих галактиках, которые постоянно притягивают и поглощают материю, Sgr A* находится в своеобразной спячке. Из-за этого она не производит мощных выбросов плазмы, так называемых джетов, и остается незаметной для фактически всех телескопов, кроме радиоволновых и рентгеновских обсерваторий.

"Пульс" черной дыры

Наблюдая за Sgr A* с помощью обсерватории ALMA, Ивата и его коллеги открыли довольно необычные вариации в ее радиоволновом излучении. Они говорят о том, что у самой кромки горизонта событий черной дыры может находиться объект неизвестной природы.

Данные телескопа неожиданно показали, что сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути вырабатывает сразу несколько типов периодических радиосигналов на частоте в 217-230 гигагерц. Проанализировав их периодичность, астрономы пришли к выводу, что источник этих вспышек находится на самой кромке горизонта событий черной дыры – "линии невозвращения", где ее притяжение становится настолько сильным, что оттуда не может сбежать даже свет.

По текущим расчетам Иваты и его коллег, один из источников этих сигналов находится на расстоянии примерно в 0,2 астрономической единицы (а.е.) от этой невидимой границы. Земля, например, удалена от Солнца на одну а.е., а Меркурий – на 0,38 а.е.

Ученые пока не знают, что это за объект, однако они предполагают, что подобные сигналы могут порождать некие экзотические процессы на ближней кромке диска аккреции – "бублика" из раскаленной пыли и газа, который окружает черную дыру.

В частности, подобные сигналы могут появляться из-за особо горячих точек внутри диска аккреции, которые вырабатывают мощные пучки микроволнового излучения. В соответствии с предсказаниями теории относительности Эйнштейна эти пучки должны резко усиливаться в том случае, если их источник движется в сторону наблюдателя, и ослабляться при удалении.

Подобные сигналы, по мнению Иваты и его коллег, могут порождать помехи, которые из-за которых участники проекта Event Horizon Telescope не смогли сделать фотографии Sgr A* и ее ближайших окрестностей. Дальнейшее их изучение, как предполагают астрофизики, поможет понять, как можно решить эту проблему и получить первые снимки "тени" самого тяжелого объекта Млечного Пути.