11 НОЯ, 19:00

Краш-тест: зачем малому и среднему бизнесу нужна интеллектуальная собственность

Эксперты по интеллектуальной собственности рассказывают, как товарные знаки способствуют успеху вашего бизнеса и каким образом можно поддержать охрану интеллектуальной собственности

Почему интеллектуальная собственность так важна для МСП?

 Интеллектуальная собственность (ИС) - это результат творения человеческого ума.

Существуют следующие виды ИС:

- товарный знак

- фирменное наименование

- коммерческое обозначение

- промышленные образцы

- наименование места происхождения товара

Почти каждое малое предприятие имеет свое фирменное наименование или несколько товарных знаков и должно позаботиться об их охране. Многие МСП (малые и средние предприятия) создают оригинальные дизайны, некоторые изобретают или улучшают продукты и услуги.

Во всех таких случаях следует подумать о том, как наилучшим образом защитить свою интеллектуальную собственность.

Охрана ИС поможет бизнесу почти во всех аспектах делового развития и стратегии конкуренции: от разработки продукта до его проектирования, от оказания услуг до маркетинга и от сбора финансовых средств до экспорта или расширения вашего бизнеса за границей с помощью лицензии или франшизы.

Комментарий отрасли. Эксперт ОАО "РВК"

Что касается открытия нового предприятия в сфере малого и среднего бизнеса, лучше сразу же регистрировать фирменное наименование и коммерческое обозначение.

Фирменное наименование регистрируется вместе с предприятием и вносится в список юридических лиц.

Коммерческое обозначение не нуждается в регистрации, но с целью защиты можно придумать доказательства о возникновении права на него. Такими доказательствами может быть документ, содержащий коммерческое обозначение, переданное на хранение нотариусу с получением свидетельства.

Если есть другие охранно-способные объекты или объекты патентного права - промышленные образцы и изобретения, то их регистрируют в Роспатенте.

Государственная регистрация обязательна, если предприниматель этого не сделает, он не сможет доказать свою причастность и проиграет во всех судах, а кроме того, потеряет на этом финансово".

Как МСП может заработать на интеллектуальной собственности?

Патент на интеллектуальную собственность важен, если идеи превратились в конкурентоспособную продукцию или товарный знак, которые существенно увеличат прибыль компании.

Предприятие может использовать патент для получения доходности в виде роялти после того, как другие фирмы запатентовали аналогичное изобретение позднее или могут использовать изобретение для коммерции.

Что происходит, если вы не патентуете ваши изобретения?

- Кто-то другой может запатентовать их: первое лицо или предприятие, подавшее заявку на выдачу патента в отношении какого-либо изобретения, будет иметь право на патент.

- Изобретением могут воспользоваться конкуренты: если продукция имеет коммерческий успех, то конкурирующие фирмы могут выпускать аналогичный продукт и при этом не платить за патент.

- Возможности давать лицензию, продавать или передавать технологию будет сложно восстановить: без прав ИС передача технологии будет весьма трудной или невозможной.

Комментарий отрасли. Эксперт Роспатента

Чаще всего нарушаются права в области товарных знаков. Следует всегда помнить, что проще защитить уже зарегистрированный товарный знак. Это возможно сделать следующими способами:

- можно обратиться в арбитражные суды и суды общей юрисдикции;

- нарушителя можно привлечь к административной и даже уголовной ответственности, обратившись в полицию или Роспотребнадзор;

- с недобросовестной конкуренцией, связанной с незаконным использованием товарного знака, можно бороться с помощью антимонопольного органа;

- в целях защиты от импорта контрафактной продукции возможно применение таможенными органами так называемых пограничных мер.

Пример незаконной регистрации коммерческого обозначения

Айк Аракелян, генеральный директор и основатель компании ООО "Миролла"

В 2008 году мы столкнулись с незаконной регистрацией коммерческого обозначения со стороны одной украинской компании, которая присвоила себе название целого химического препарата "Сульсен". Компания зарегистрировала коммерческое обозначение и назвала свой продукт, используя родительное название средства - "Сульсена".

"Сульсен" - это желто-оранжевый порошок, широко применяемый при производстве шампуней и паст против перхоти. В итоге никто из компаний-конкурентов не смог использовать данное слово в описании своей продукции, в их числе оказались и мы. Для нас запрет на использования слова "сульсен" в своих товарах означало потерю прибыли, а значит, и клиентов.

Мы решили не сдаваться и обратились в суд, общественные организации и Роспотребнадзор. Основным аргументом было, что это общеизвестное название препарата целой отрасли, например, как новокаин. Его попросту нельзя присваивать, это как присвоить слово "лекарство" и запретить всем его использовать в своем коммерческом обозначении. Суд мы выиграли, когда дело дошло до бывшего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. После ее выступления суд встал на нашу сторону.

Комментарий отрасли. Юрист

Одна из самых распространенных ошибок на практике - несерьезное отношение предпринимателей к регистрации своей интеллектуальной собственности на этапе начального ведения бизнеса.

Компании начинают тратить средства на рекламу и популяризацию бренда, но сам бренд остается юридически незащищенным. Когда же бренд становится популярным и начинает копироваться конкурентами, у компаний нет средств эффективной защиты. Поэтому так важно зарегистрировать бренд на начальном этапе, прежде всего в качестве товарного знака.

 С осторожностью нужно подходить и к выбору самого бренда. Вполне возможно, что желаемое название или обозначения, сходные с ним до степени смешения, уже зарегистрированы или регистрируются потенциальными конкурентами. Следует проводить предварительную проверку, чтобы избежать похожести. В дальнейшем лучше сразу регистрировать в интернете в основных доменных зонах (прежде всего .ru, .рф и .com) доменное имя, воспроизводящее написание бренда. Это позволит избежать долгих судебных процессы с киберсквоттерами или конкурентами в будущем.

 

Полезные материалы для собственников малого и среднего бизнеса на территориях стран Евразийского экономического союза здесь

Читать на tass.ru