11 ноября 2016, 19:00,
обновлено 7 февраля 2016, 19:00
Краш-тесты

Краш-тест: зачем малому и среднему бизнесу нужна интеллектуальная собственность

Сергей Фадеичев/ ТАСС
Эксперты по интеллектуальной собственности рассказывают, как товарные знаки способствуют успеху вашего бизнеса и каким образом можно поддержать охрану интеллектуальной собственности

Новая страница 1

Почему интеллектуальная собственность так важна для МСП?

Комментарий отрасли. Эксперт ОАО "РВК"

Как МСП может заработать на интеллектуальной собственности?

Что происходит, если вы не патентуете ваши изобретения?

Комментарий отрасли. Эксперт Роспатента

Пример регистрации незаконного коммерческого обозначения

Комментарий отрасли. Юрист

Новая страница 2

Почему интеллектуальная собственность так важна для МСП?

 Интеллектуальная собственность (ИС) - это результат творения человеческого ума.

Существуют следующие виды ИС:

- товарный знак

- фирменное наименование

- коммерческое обозначение

- промышленные образцы

- наименование места происхождения товара

Почти каждое малое предприятие имеет свое фирменное наименование или несколько товарных знаков и должно позаботиться об их охране. Многие МСП (малые и средние предприятия) создают оригинальные дизайны, некоторые изобретают или улучшают продукты и услуги.

Во всех таких случаях следует подумать о том, как наилучшим образом защитить свою интеллектуальную собственность.

Охрана ИС поможет бизнесу почти во всех аспектах делового развития и стратегии конкуренции: от разработки продукта до его проектирования, от оказания услуг до маркетинга и от сбора финансовых средств до экспорта или расширения вашего бизнеса за границей с помощью лицензии или франшизы.

Новая страница 3

Комментарий отрасли. Эксперт ОАО "РВК"

Что касается открытия нового предприятия в сфере малого и среднего бизнеса, лучше сразу же регистрировать фирменное наименование и коммерческое обозначение.

Фирменное наименование регистрируется вместе с предприятием и вносится в список юридических лиц.

Коммерческое обозначение не нуждается в регистрации, но с целью защиты можно придумать доказательства о возникновении права на него. Такими доказательствами может быть документ, содержащий коммерческое обозначение, переданное на хранение нотариусу с получением свидетельства.

Если есть другие охранно-способные объекты или объекты патентного права - промышленные образцы и изобретения, то их регистрируют в Роспатенте.

Государственная регистрация обязательна, если предприниматель этого не сделает, он не сможет доказать свою причастность и проиграет во всех судах, а кроме того, потеряет на этом финансово".

Новая страница 4

Как МСП может заработать на интеллектуальной собственности?

Патент на интеллектуальную собственность важен, если идеи превратились в конкурентоспособную продукцию или товарный знак, которые существенно увеличат прибыль компании.

Предприятие может использовать патент для получения доходности в виде роялти после того, как другие фирмы запатентовали аналогичное изобретение позднее или могут использовать изобретение для коммерции.

Новая страница 5

Что происходит, если вы не патентуете ваши изобретения?

- Кто-то другой может запатентовать их: первое лицо или предприятие, подавшее заявку на выдачу патента в отношении какого-либо изобретения, будет иметь право на патент.

- Изобретением могут воспользоваться конкуренты: если продукция имеет коммерческий успех, то конкурирующие фирмы могут выпускать аналогичный продукт и при этом не платить за патент.

- Возможности давать лицензию, продавать или передавать технологию будет сложно восстановить: без прав ИС передача технологии будет весьма трудной или невозможной.

Новая страница 6

Комментарий отрасли. Эксперт Роспатента

Чаще всего нарушаются права в области товарных знаков. Следует всегда помнить, что проще защитить уже зарегистрированный товарный знак. Это возможно сделать следующими способами:

- можно обратиться в арбитражные суды и суды общей юрисдикции;

- нарушителя можно привлечь к административной и даже уголовной ответственности, обратившись в полицию или Роспотребнадзор;

- с недобросовестной конкуренцией, связанной с незаконным использованием товарного знака, можно бороться с помощью антимонопольного органа;

- в целях защиты от импорта контрафактной продукции возможно применение таможенными органами так называемых пограничных мер.

Новая страница 7

Пример незаконной регистрации коммерческого обозначения

Айк Аракелян, генеральный директор и основатель компании ООО "Миролла"

В 2008 году мы столкнулись с незаконной регистрацией коммерческого обозначения со стороны одной украинской компании, которая присвоила себе название целого химического препарата "Сульсен". Компания зарегистрировала коммерческое обозначение и назвала свой продукт, используя родительное название средства - "Сульсена".

"Сульсен" - это желто-оранжевый порошок, широко применяемый при производстве шампуней и паст против перхоти. В итоге никто из компаний-конкурентов не смог использовать данное слово в описании своей продукции, в их числе оказались и мы. Для нас запрет на использования слова "сульсен" в своих товарах означало потерю прибыли, а значит, и клиентов.

Мы решили не сдаваться и обратились в суд, общественные организации и Роспотребнадзор. Основным аргументом было, что это общеизвестное название препарата целой отрасли, например, как новокаин. Его попросту нельзя присваивать, это как присвоить слово "лекарство" и запретить всем его использовать в своем коммерческом обозначении. Суд мы выиграли, когда дело дошло до бывшего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. После ее выступления суд встал на нашу сторону.

Новая страница 8

Комментарий отрасли. Юрист

Одна из самых распространенных ошибок на практике - несерьезное отношение предпринимателей к регистрации своей интеллектуальной собственности на этапе начального ведения бизнеса.

Компании начинают тратить средства на рекламу и популяризацию бренда, но сам бренд остается юридически незащищенным. Когда же бренд становится популярным и начинает копироваться конкурентами, у компаний нет средств эффективной защиты. Поэтому так важно зарегистрировать бренд на начальном этапе, прежде всего в качестве товарного знака.

 С осторожностью нужно подходить и к выбору самого бренда. Вполне возможно, что желаемое название или обозначения, сходные с ним до степени смешения, уже зарегистрированы или регистрируются потенциальными конкурентами. Следует проводить предварительную проверку, чтобы избежать похожести. В дальнейшем лучше сразу регистрировать в интернете в основных доменных зонах (прежде всего .ru, .рф и .com) доменное имя, воспроизводящее написание бренда. Это позволит избежать долгих судебных процессы с киберсквоттерами или конкурентами в будущем.

 

Полезные материалы для собственников малого и среднего бизнеса на территориях стран Евразийского экономического союза здесь