10 МАР, 17:34

Краш-тест: что изменится для бизнеса с обязательным внедрением онлайн-касс с 2017 года

Представители налоговой службы, банковского сообщества и предприниматели рассказали о том, какую выгоду получают компании и ИП, внедряя новые кассовые аппараты

Новый закон об онлайн-кассах

С 2017 года российские компании и индивидуальные предприниматели (ИП), реализующие свой бизнес в торговле, должны применять онлайн-кассы (прим. - передают данные в налоговую службу в режиме онлайн). С этого года контрольно-кассовые аппараты старого образца, с ЭКЛЗ (прим. - электронная контрольная лента защищенная), нельзя приобрести для работы.

Основание

Соответствующий закон вступил в силу в июле 2016 года (ч. 1 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Однако переход на онлайн-кассы происходит для представителей бизнеса постепенно. Новый закон меняет основной закон о кассах 54-ФЗ.

Первоочередные изменения

54-ФЗ - основной закон для контроля работы бизнеса, который принимает денежные средства от населения. Теперь все операции по чекам в автоматическом режиме будут отправляться в Федеральную налоговую службу (ФНС), исключая любую возможность "поменять" данные в пользу продавца (прим. - пользователя нового кассового аппарата).

По заверениям сотрудников контролирующих органов, новые правила позволят сделать работу предпринимателей более прозрачной и увеличить налоговые поступления в ведомство.

Главные нововведения

- Изменение порядка взаимодействия с ФНС: все данные будут отправляться через оператора фискальных данных, который будет фиксировать все чековые операции с онлайн-касс и в режиме онлайн передавать в налоговую службу;

- расчет с конечными потребителями товаров/услуг будет осуществляться через электронные чеки;

- требования к кассовым аппаратам и автоматизации бизнеса (замена ЭКЛЗ на фискальный накопитель, обязательное наличие товароучетной системы);

- изменение списка предпринимателей, которые должны использовать онлайн-кассы;

- новые требования к формированию бланка строгой отчетности (важно для ИП, которые предоставляют услуги населению).

Новые термины

ОФД - оператор фискальных данных. Организация, которая собирает данные с новых кассовых аппаратов (прим. - онлайн-кассы) и передает их в налоговую службу в режиме реального времени, а также является хранилищем данных всех операций, произведенных на кассовом аппарате пользователя.

ФН - фискальный накопитель (прим. - аналог ЭКЛЗ). Устройство, заменяющее память кассового аппарата и обладающее тремя функциями: хранением всех кассовых чеков в собственной памяти, шифрованием сохраненных данных (прим. - всех кассовых чеков) и формированием специального кода для их проверки.

Реестр ФН - реестр фискальных накопителей, совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре фискального накопителя, который пользователи вправе применять в контрольно-кассовой технике.

График перехода на онлайн-кассы

Переход на новые правила торговли постепенный и включает в себя несколько этапов:

1 февраля 2017 года - старт "переходного" периода. Запрет на регистрацию касс старого поколения. Обязательная регистрация онлайн-касс. Работать можно на кассах с ЭКЛЗ и ФН.

1 июля 2017 года - "основной" период. Кассы с ЭКЛЗ уходят в прошлое. Регистрировать в ФНС и применять в работе можно только кассы нового образца (с фискальным накопителем).

1 июля 2018 года - обязательное использование касс для предпринимателей, которые раньше не были обязаны их применять: патентная система налогообложения (ПСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД). ИП, оказывающие услуги, будут обязаны выдавать бланк строгой отчетности (БСО) нового образца, который, по сути, превратится в один из вариантов кассового чека.

Комментарий. Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин

"Федеральная налоговая служба ежедневно регистрирует в автоматизированной системе контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ) 5 тыс. онлайн-касс. На последнем заседании бюро форума FTA (Флексографическая техническая конференция) в феврале доклад ФНС России о внедрении новой технологии ККТ вызвал повышенный интерес у членов бюро форума", - отметил глава ведомства Мишустин.

Также, по информации ФНС, более 100 тыс. кассовых аппаратов работает в соответствии с новыми требованиями. В системе зафиксировано уже более 220 млн расчетов на сумму, превышающую 110 млрд руб.

Комментарий. Старший вице-президент, руководитель блока "Корпоративный бизнес" Сбербанка Анатолий Попов

Сбербанк активно поддерживает новые тренды в области сдачи электронной отчетности в ФНС с помощью онлайн-касс. Летом прошлого года банк запустил новый бизнес-проект - цифровую экосистему "Эвотор" для компаний и ИП. В рамках нового проекта в банке можно приобрести онлайн-кассы с уже имеющейся облачной технологией передачи фискальных данных в контролирующие органы.

"В настоящее время через Сбербанк мы реализовали более тысячи онлайн-касс. Все эти продажи сделаны блоком "Корпоративный бизнес". Розница также недавно подключилась к реализации онлайн-касс и пока работает в нескольких городах. До конца 2017 года мы планируем реализовать несколько десятков тысяч онлайн-касс", - пояснил Попов.

По его словам, многие пользователи онлайн-касс нового типа не всегда знают, как зарегистрировать новые аппараты в налоговой службе. Но тут оказываются полезны услуги традиционных центров технического обслуживания (ЦТО), которые помогут это сделать быстро.

Комментарий. Генеральный директор оператора фискальных данных "Платформа ОФД" Антон Румянцев

"На сегодняшний день подключено уже более 100 тыс. онлайн-касс, а значит, все они передают данные операторам фискальных данных (ОФД). По данным ФНС, еще в феврале 2017 года было пробито более 60 млн чеков. Через четыре месяца на новую систему передачи фискальных данных ОФД должны перейти все, кто ранее применял кассы, поскольку для них 1 июля 2017 года прекращает действие старый порядок применения ККТ", - поделился своим мнением Румянцев.

По его словам, единственным исключением являются ККТ, находящиеся на территориях, которые на основании решений субъектов РФ признаны местностями, удаленными от сетей связи (актуально для населенных пунктов с численностью до 10 тыс. человек), - такие ККТ освобождены от обязательной передачи данных в ОФД. Однако в таких аппаратах в любом случае должен быть установлен фискальный накопитель вместо применявшейся прежде ЭКЛЗ.

По мнению Румянцева, базовая стоимость годового обслуживания у ОФД составляет 3 тыс. руб. Кроме того, есть полугодовой, квартальный, месячный и даже суточный тарифы (стоимостью 16,5 руб., для обеспечения работы подменных касс).

Комментарий. Мнение предпринимателя

Предприниматель Нина Маноли более 20 лет проработала в сфере мясной торговли: сначала на рынке, а потом уже сама на себя. В тот момент, когда собралась хорошая база постоянных клиентов и поставщиков, женщина задумалась о создании собственного небольшого магазина продовольственных товаров, где главным товаром было бы свежее мясо, начиная с куриного филе и заканчивая отборной говядиной для стейков.

"Я очень долго мечтала о собственном деле. В конце концов решила осуществить свое желание, посоветовалась с родными, и в конце декабря 2016 года мой магазинчик открыл свои двери для жителей северного района столицы. Торговую точку открыла на собственные накопления, собранные за долгие годы непростой, но любимой работы продавцом мяса", - вспоминает Маноли.

Перед открытием магазина бизнес-леди решила озаботиться вопросом сдачи отчетности в налоговую службу и узнала об обязательном внедрении онлайн-касс с 2017 года для всех ИП и организаций.

"Когда узнала об обязательном внедрении онлайн-касс, то подумала, что это удобно, ведь до этого я в качестве обычного продавца пользовалась старой, допотопной кассой и всегда боялась потерять бумажные чеки. А новая касса позволяет в личном кабинете отслеживать все кассовые операции, и риск мошенничества со стороны сотрудников равен нулю. Кроме того, мое общение с налоговой службой минимизируется, так как там видят все мои каждодневные чековые операции в режиме онлайн", - рассказала Маноли.

По ее словам, продавцы магазина буквально за один день прошли обучение по работе с новыми онлайн-кассами, а на закрепление результата у них ушло всего две недели.

"За один обучающий курс, полученный от консультанта фирмы - продавца нового ККТ, мы с продавцами поняли, как нужно работать с онлайн-кассой (перезагружать ее и снимать отчеты), а также как пользоваться онлайн-кабинетом. Я рада, что могу больше сосредоточиться на расширении бизнеса и на работе с моими контрагентами и не думать о потерявшихся чеках, как раньше", - объяснила владелица магазина.

Андрей Романенко, генеральный директор и акционер "Эвотор"

"Смарт-терминалы с функцией онлайн-кассы способны помочь малому и микробизнесу следить за товарными потоками, интегрировать программы лояльности и пользоваться CRM-системами, внедрять бронирование услуг через интернет и прочие полезные инструменты, которые ранее были доступны только крупным игрокам. В наших планах создать настоящий маркетплейс для небольших предпринимателей с множеством полезных приложений. Магазин приложений уже сегодня открыт для сторонних разработчиков".

Николай Лесин, владелец салона цветов "Без повода"

Москвич Николай Лесин и не думал заниматься собственным бизнесом, пока однажды не потратил полдня на поиск подходящего букета для жены.

"Обычно я заранее заказываю для любимой женщины цветы, но в этот раз закрутился и забыл. Как оказалось, зря - на следующий день поиск недорогого и красивого букета отнял у меня 6 часов. Конечно, я купил букет, но качество, цена и собранная композиция меня не устроили", - делится историей своего бизнеса Лесин.

Будущий предприниматель привык доводить дела до конца, и неудавшаяся покупка цветов привела к открытию собственного цветочного магазина осенью 2016 года.

"Я посоветовался с женой, и мы решили, что стоит запустить свой небольшой домашний бизнес с розничной продажей цветов по причине того, что это очень красиво и дает море позитивных эмоций. Немаловажным был тот факт, что наш круг общения в большинстве своем состоял из бизнесменов и инвесторов, которые могли бы стать нашими потенциальными покупателями", - отмечает предприниматель.

По словам Лесина, после принятого решения супруга первым делом приобрела онлайн-кассу.

"У меня жена очень активная и современная женщина, в первую очередь она решила приобрести онлайн-кассу. Ей понравился дизайн и красивый белый цвет аппарата, а также его компактность и эргономичность. А мне понравилось, что касса была достаточно функциональной и могла совмещать планшет и личный кабинет пользователя с возможностью выгрузки в интернет. Таким образом, при покупке мы убили двух зайцев. Считаю, что цена в 26 тыс. рублей достаточно обоснованна", - отмечает бизнесмен.

По словам Лесина, ему очень понравился человеческий подход фирмы - продавца новых контрольно-кассовых аппаратов. Буквально на следующий день после покупки онлайн-кассы подъехал консультант и доходчиво объяснил принципы работы с современной техникой.

"Я попросил подъехать консультанта в кафе, и всего за полчаса он мне объяснил, как пользоваться онлайн-кассой. Никогда бы не подумал, что это так просто. Раньше, со старыми кассовыми аппаратами, приходилось порядочно возиться", - подчеркивает Лесин.

Читать на tass.ru