АФИНЫ, 26 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Юрий Малинов/. Директор Лондонской Национальной галереи Николас Пенни предложил необычный способ разрешения многовекового спора между Великобританией и Грецией по поводу мраморных шедевров Парфенона, находящихся в Британском музее. Директор считает, что их можно было бы разделить между Лондоном и Афинами при условии отказа Греции от претензий на все артефакты, вывезенные из нее в ХIХ веке бывшим английским послом в Османской Империи лордом Элгином.
"Я не думаю, что просто вернуть назад мраморы Элгина было бы очень хорошим шагом, но полагаю, что Британский музей будет готов поделиться ими при условии, что мысль о том, кому они реально принадлежат, не превратится в навязчивую идею", - процитировали греческие СМИ заявление Пенни британской газете The Sunday Times.
"Лично мне не хотелось бы думать о том, что мраморы путешествуют туда-сюда по всему миру, но, конечно, Британский музей в некоторой степени признал ту чрезвычайную важность, которую они имеют для Греции, - отметил Пенни. - Музей практически дал понять, что некоторые из этих шедевров могли бы быть одолжены Греции, лишь бы они не стали пешками политической эксплуатации".
Директор полагает, что полное возвращение коллекции из Лондона в Афины не приведет к восстановлению Парфенона в его прежнем облике, так как все важные оригинальные украшения с него сняты и помещены в Новый Музей Акрополя, открытый у подножия холма. "Многие считают, что это (возвращение скульптур) означает по определению возвращение к первоначальному контексту, однако если их вернут в Грецию, то их не поставят на памятник из-за загрязнения (воздуха, разрушающего материал монумента), - сказал Пенни. - Даже если они будут находиться там, памятник остается разоренным и очень поврежденным, в результате люди не смогут их увидеть такими, какими они находились на своем первоначальном месте". Возвращение - "это сентиментальный миф, идея, что можно повернуть часы вспять", - сказал директор музея.
Греческие власти пока никак не отреагировали на предложение Николаса Пенни, считающегося знатоком истории искусств. Пенни с 2008 года возглавляет Лондонскую Национальную галерею, содержащую более 2 тыс. образцов западноевропейской живописи XIII – начала XX века. Этот пятый по посещаемости музей в мире находится в самом центре британской столицы на Трафальгарской площади.
В 2009 году Британский музей по случаю открытия Нового музея Акрополя в Афинах уже предлагал одолжить ему скульптуры, вывезенные Элгином, при условии что греческое правительство признает право собственности Британского музея на них. Греческое правительство отвергло это предложение.
Как шедевры Парфенона попали в Великобританию
В 1801 году британский посол в Константинополе лорд Элгин получил разрешение султана правивших тогда в Греции османских турок лишь сделать чертежи и создать копии древностей Афинского акрополя. Однако агенты Элгина на протяжении 1801–1811 годов (сам он большую часть этого периода находился за пределами Греции) вывезли около половины уцелевших скульптур храма: некоторые из них упали и подбирались у подножия Парфенона, другие - самые известные и узнаваемые ныне - были варварски выломаны из фасадов храма. В 1801 году лорд Элгин похвастался в письме из Константинополя: "Бонапарт не получил таких богатств от всех грабежей в Италии, как я". Известен тот факт, что даже большинство современников Элгина критиковали, по крайней мере, использование резцов, пил, веревок и блоков для снятия скульптур, поскольку таким образом разрушались уцелевшие части постройки. Ирландский путешественник, автор нескольких работ по античной архитектуре Эдвард Додвелл писал: "Я чувствовал невыразимое унижение, став свидетелем того, как Парфенон лишали его лучших скульптур. Я видел, как снимают несколько метоп с юго-восточной части здания. Чтобы поднять метопы (плиты с рельефами), пришлось сбросить на землю защищавший их замечательный карниз. Такая же судьба постигла и юго-восточный угол фронтона". В 1816 году коллекция похищенных скульптур Парфенона была выкуплена у Элгина Британским музеем.
Эксперты ставят под сомнение юридическую законность действий Элгина и его агентов, которые основывались на указе османского султана. Считается, что оригинальный документ не сохранился и имеется лишь его итальянский перевод. Как подчеркнула в 2008 году комиссия специалистов, анализировавшая указ, хранящийся в Британском музее, этот документ "не содержит ни подписи, ни печати султана, ни обычной ссылки на Всевышнего, а без этого Элгин, и, следовательно, Британский музей не имеют никакого законного подтверждения владения мраморами Парфенона".