27 марта 2014, 20:21

В Третьяковской галерее открылась выставка "Александр Головин. Фантазии Серебряного века"

"Мы хотели выявить характерные черты творчества Головина", - сказала директор Государственной Третьяковской галереи

МОСКВА, 27 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Нехаева/. Выставка "Александр Головин. Фантазии Серебряного века" открылась в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском Валу. Смотр, приуроченный к 150-летию со дня рождения живописца, иллюстрирует все грани таланта русского мастера.

"Мы хотели выявить характерные черты творчества Головина, - сказала директор ГТГ Ирина Лебедева. - Интересно, что Головин учился вместе с Левитаном, Коровиным, Врубелем, сотрудничал с Поленовым. И выставками работ этих мастеров мы показываем разные эпохи нашего искусства".

"К монографическим выставкам мы всегда готовимся с особой тщательностью, и этот проект не стал исключением, - сказала в интервью корр. ИТАР-ТАСС заместитель директора ГТГ Татьяна Карпова. - На смотре впервые во всем многообразии представлено художественное наследие живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства. Головин - третья важная фигура российского модерна, мастер синтетического дарования".

Как отметила замдиректора ГТГ, в живописи мастер работал в смешанной технике, старался добиться эффекта матовой живописи, тонкослойной, которая казалась невесомой, как роса на паутине, которую подсвечивает солнечный свет.

"Для Головина было важно достичь ощущения невесомости, хрупкости и изящества, что проявлялось как в композициях и колорите его работ, так и технике, - продолжила Карпова. - Но оказалось, что с точки зрения сохранности эти эксперименты Головина не оправдали себя. Поэтому выставке предшествовала большая реставрационная работа". Третьяковской галерее удалось собрать в экспозиции около 300 артефактов. Только Бахрушинский музей предоставил ГТГ более 100 работ, а сценические костюмы привезены из в Санкт- Петербурге.

Впервые в Москве демонстрируются долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю "Маскарад" М.Ю. Лермонтова в постановке Всеволода Мейерхольда (1917) из собрания Александринского театра. "Эскизы и костюмы к "Маскараду" очень интересны, в сценографии спектакля через ритмическое строение цветового и светового решения было передано ощущение надвигающейся катастрофы", - рассказала Карпова.

В этой же части смотра показаны эскизы декораций и костюмов, работы к спектаклям "Кармен" Жоржа Бизе (1908), "Дон-Жуан" Жана-Батиста Мольера (1910), "Орфей и Эвридика" Кристофа Глюка (1911), "Сольвейг" на музыку Грига (1922) и другим.

Отдельная часть смотра посвящена портретам. Показаны серия портретов Федора Шаляпина, цикл портретов "Испанки", в которых фрагменты декораций становятся фонами и частью образной характеристики моделей.

Особое внимание обращает на себя раздел, посвященный декоративно-прикладному искусству. Среди уникальных экспонатов смотра - эскизы Головина к майоликовым панно для фасадов гостиницы "Метрополь" в Москве. Именно Головин был автором большинства панно, помимо центральной "Принцессы Грезы".

Знаковой работой выставки стала "Умбрийская долина", в центре которой - розы, один из ключевых мотивов в искусстве и поэзии эпохи символизма и стиля модерн.

Всего в смотре участвуют 23 музея и частные коллекции из России и СНГ. К выставке подготовлен фундаментальный каталог и организована культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, встречи со специалистами. По четвергам экспозицию можно будет посетить до 22:00 мск.

Выставка будет открыта до 24 августа.