22 МАЯ, 16:49 Обновлено 18:02

Пиотровский считает, что российская публика не готова к эротическим выставкам в Эрмитаже

По мнению гендиректора музея, в данный момент такие выставки приведут только к скандалам и жалобам в прокуратуру

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 мая. /ТАСС/. Государственный Эрмитаж, который хранит в том числе экспонаты из коллекций российских императоров на эротические темы, не планирует их показывать российской публике, поскольку она пока "не готова их спокойно воспринимать". Об этом сказал в субботу генеральный директор музея Михаил Пиотровский во время выступления на петербургской площадке марафона "Новое Знание".

"В дискуссии о том, что показывать, что не показывать в музее, есть очень важный сюжет, есть такая вещь - эротика на уровне порнографии: показывать - не показывать. У нас была выставка "Из Эрмитажа с любовью" в Амстердаме - была красная палатка, где выставлялись всякие эротические коллекции российских императоров. В Амстердаме это то же самое, что любой другой экспонат, в Амстердаме его воспринимают спокойно - и зрители доброжелательные, и зрители недоброжелательные. Выставишь ты это в Эрмитаже сейчас, это будут, во-первых, письма в прокуратуру и скандалы, что мы оскорбляем и так далее, а главное - будет нездоровый ажиотаж, который уже будет превращать эротику в порнографию. Это происходит в зависимости от того, как публика это воспринимает", - сказал Пиотровский.

Выставка "Из Эрмитажа с любовью", где демонстрировалась разного рода художественная эротика, в том числе коллекции японской гравюры, эротические вещи из собрания императора Николая I и многое другое, проходила в 2003 году в Амстердаме.

Пиотровский считает, что "есть вещи, которые должны дождаться момента", чтобы нормально восприниматься публикой. Он привел пример о том, что экспонаты на другие темы тоже долгое время лежали в хранилищах, потому что не были востребованы обществом. По словам Пиотровского, так было, например, с гравюрой, и далеко не всегда были востребованы экспонаты на религиозные темы.

"Музей должен сам решать: есть вещи, которые сейчас ни к чему показывать. Он изучает публику, проверяет публику, общается с ней, выслушивает все пожелания, но музейное решение - что выставлять и когда. Так, в храме что-то лежит в алтаре, а что-то вне алтаря", - отметил генеральный директор Эрмитажа.

О формировании музеями культурного коллективного иммунитета

Пиотровский также выразил мнение, что музеи формируют культурный коллективный иммунитет, который позволяет противостоять различным негативным явлениям общественной жизни, в частности войнам памяти. По его словам, роль музейных учреждений состоит в том, чтобы войны памяти превращать в диалог разных культур.

"Коллективный иммунитет - это новая вещь, которой мы должны добиться в сфере здоровья и которая важна и для культуры. У нас должен быть культурный коллективный иммунитет против того, чему культура противостоит", - сказал директор Эрмитажа. "Мы сейчас, наше человечество, еще благодаря пандемии и без нее раздираемся войнами памяти. Войны памяти опираются на историю, исторические или псевдоисторические материалы. Наша задача - войны памяти превращать в диалог культур".

В качестве последнего успешного примера такого налаживания диалога культур Михаил Пиотровский привел съемки в Эрмитаже клипа немецкого музыканта и солиста группы Rammstein Тилля Линдеманна на популярную в годы войны песню "Любимый город", написанную советским композитором Никитой Богословским и поэтом Николаем Долматовским.

"Это тоже часть нашей политики памяти. Потому что где выступает немецкий поэт и певец? Он поет среди залов здания Нового Эрмитажа, который построил по указу Николая I великий немецкий архитектор Лео фон Кленце. Это здание стояло во время войны и сотрудники Эрмитажа, и бойцы ПВО советской армии, и корабли, которые стояли здесь, отстояли это здание от атак германской авиации и германских артобстрелов", - пояснил Пиотровский.

О музеях как главных источниках религиозного знания

Глава Эрмитажа также считает, что российские музеи выступают одним из главных источников религиозного знания для своих посетителей. Он отметил, что именно музейные учреждения для многих впервые открывают значение основных обрядов и сюжетов в религии.

"Сейчас у нас много бывает дискуссий о религии. Я все время напоминаю, что в богоборческие времена именно музеи были хранителем знания религиозного и связанного с религией духовного. Церковь - это про духовное. А рассказ, история - это в музеях. Это в Эрмитаже каждая экскурсия подходила к замечательной картине Веронезе, и люди узнавали, кто такой апостол Павел. Это в Эрмитаже лоджии Рафаэля, где все библейская история изложена, ее всегда излагали и рассказывали", - отметил Пиотровский.

По мнению директора Эрмитажа, зачастую прихожане храмов не имеют представления о значении церковной литургии и той утвари, которая для нее используется. Он отметил, что на примере недавно поступившего в коллекцию музея евхаристического набора, изготовленного по заказу Александра II в 1877 году, посетители узнают, каким образом и зачем хлеб кладется на специальные приборы и символически превращается в тело, а вино - в кровь. Так, отмечает Пиотровский, Эрмитаж способствует формированию понимания церковного обряда.

"Имею наглость считать, что у нас многие, даже ходящие в церковь, этого не знают. И здесь Эрмитаж опять будет источником знаний", - поделился своим мнением директор музея.

О марафоне

Марафон "Новое Знание" проходит с 20 по 22 мая в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Владивостоке, Новосибирске, Калининграде. Каждый город представляет одно из направлений просветительской деятельности: история и культура, спорт, наука и технологии, индустрия и промышленность, информационные технологии. В программе мероприятия запланировано более 100 дискуссий, лекций, интервью, открытых уроков и мастер-классов.

Читать на tass.ru
Теги