80-е годы прошлого столетия — это расцвет электроники, рейва, андеграунда, который стал отдушиной, символом свободы и вседозволенности для молодежи. К тому моменту революцию в развитии техно и синти-попа произвел легендарный Kraftwerk — элегантный квартет из Германии смог прославиться не только в пределах своей страны, но и по всему миру, оказав несравнимое влияние на поп-сцену. Их музыка, включавшая в себя самые невообразимые на тот момент звуки (шум немецких автобанов, подражание телефонным или радиошумам), будто устремлялась в будущее, рисуя образ утопического мира. Kraftwerk был вдохновителем для множества музыкантов со всей планеты и, конечно, для артистов Великобритании, где в тот момент свой путь начинали будущие участники группы Depeche Mode, которая сейчас уже сама стала легендой жанра.
Данный контент предназначен для лиц старше 18 лет.
Можно сказать, что у Гаана было беззаботное и счастливое детство (относительно). Его отец ушел из семьи, когда мальчику еще не было двух лет, и мама тяжело переносила этот разрыв: она стала увлекаться религией и не обращала внимания на внешний мир. Все изменилось, когда женщина встретила своего второго мужа, который стал отчимом для Дейва. Тот окружил свою новую семью заботой: давал мальчику любовь и внимание, они ни в чем не нуждались.
В подростковом возрасте Гаан очень любил группы Sex Pistols и The Clash. Он во всем хотел подражать своим кумирам, отращивал волосы, начал курить, вести разгульный образ жизни. Короче говоря, старался подражать образу панка во всех плохих смыслах этого слова: были и наркотики, и мелкие кражи, и угоны авто. Как-то они с друзьями даже ворвались в полицейский участок, после чего юноше назначили год исправительных работ.
И вероятно, у нас бы могла родиться новая звезда панк-сцены, если бы не его знакомство с группой Composition Of Sound — коллективом, где уже состояли Мартин Гор, Энди Флетчер и Винс Кларк. Гор, один из основателей Depeche Mode, тоже с юности увлекался музыкой: слушал глэм-рок, выписывал популярный журнал о поп-сцене, разбирался в устройстве техностилей. Мартин научился играть на гитаре и фортепиано, а все имевшиеся в его распоряжении деньги тратил на необходимые электронные инструменты. Он играл в местных группах, пытаясь найти свой стиль и язык. После школы он отправился в Лондон, где и начал свою творческую карьеру, вскоре став одним из самых востребованных музыкантов в этом жанре.
Гаан потряс своих будущих коллег исполнением песни Дэвида Боуи Heroes, после этого у них началось долгое и плодотворное сотрудничество. Его появление знаменовало новый этап для группы, жизнь закипела, вокал Гаана привнес свежесть, новое звучание в музыку. Кстати, название Depeche Mode предложил именно он, наткнувшись на такое название одного модного журнала.
Вскоре после того, как собрались все четыре участника, Depeche Mode получает предложение от звукозаписывающей компании Mute Records. Первым синглом, который группа выпустила в 1981 году, стал трек Dreaming Of Me, а следом за ним — Just Can’t Get Enough, который оказался первой композицией Depeche Mode, вошедшей в топ-10 треков Великобритании. В тот момент основным автором всех текстов и музыки в группе был Винсент Кларк, но после выхода дебютной пластинки Speak & Spell артист по определенным причинам покинул группу, и практически единственным и основным создателем треков стал Мартин Гор.
Второй альбом группы A Broken Fame вышел более мрачным, наполненным меланхоличными и тоскливыми настроениями, темными мыслями. Музыканты экспериментировали с новыми синтезаторами, а Гор — с аранжировкой. Музыкальная ткань становится более сложной, чем в предыдущих работах коллектива (что логично, ведь в группе сменился сонграйтер), иногда непредсказуемой. Но так получилось, что ни один сингл с этого альбома — впрочем, как и сама пластинка — не стал популярен. Depeche Mode даже не исполняли эти песни на своих концертах в течение 20 лет. Масла в огонь добавляли и клипы, снятые на некоторые композиции, — видеоработы казались артистам старомодными, а сами они чувствовали себя дискомфортно во время съемок.
Перед началом работы над третьим альбомом Construction Time Again группа меняет продюсера. Мартин Гор совместно с новым участником коллектива Аланом Уайлдером кардинально трансформирует звучание — они используют аналоговые синтезаторы, добавляя к ним цифровые инструменты и, самое важное, разные повседневные шумы. Так рождается индустриальный звук, которого так или иначе коллектив будет придерживаться еще два следующих своих лонгплея. И еще именно на этой пластинке группа впервые затрагивает важные общественные проблемы, говорит о политике и социальном неравенстве.
Depeche Mode давали концерты, ездили в туры и были довольно популярны в Великобритании, Европе и Австралии, но не в США. Все изменилось, когда Мартин Гор написал песню People Are People, посвященную теме расизма. Сингл стал самым успешным релизом группы на тот момент, он вошел в чарты США, Великобритании, Европы, тем не менее сам автор говорил, что эта работа далеко не самая любимая и дорогая для него. Мартин Гор предпочитает другие песни, где смысл более завуалирован и не преподносится прямым текстом, а намеки — более тонкие и изящные.
Но, несмотря ни на что, выход People Are People предвосхитил успех следующего альбома — Some Great Rewards, который был очень тепло и хорошо принят критиками. Именно этот релиз стал работой, где мы впервые слышим настоящую Depeche Mode в том виде, в котором дальше она завоюет весь мир. Именно тут Дэвид Гаан находит свою манеру пения, свой голос, придумывает уникальные приемы и приобретает узнаваемый тембр. Мартин Гор продолжает творить в мрачной эстетике, смешанной с тоской и меланхолией, в которой порой звучат нотки отстраненности. В текстах от политики и расизма Гор переходит, например, к теме токсичных отношений, сексуальных практик (типа БДСМ) или религии. И именно там появляется одна из первых красивых баллад Гора — Somebody, нежнейшая песня, которая задала новый вектор развитию творчества артиста.
Так Depeche Mode подошла к важному и эпохальному периоду своего творчества. В 1987 году выходят два трека группы — Strangelove и Never Let Me Down Again. Последний до сих пор считается самым любимым и успешным среди фанатов коллектива: на живых выступлениях Дэвид Гаан максимально близко подходит к зрительному залу и делает волнообразные движения руками, которые повторяет вся толпа. Зрелище завораживающее.
Обе композиции вошли в полноформатный альбом Music For The Masses. Музыканты тут совсем отказываются от своего индустриального звучания, которого придерживались в ранних работах, они создают очень драматичные и тревожные песни. Альбом получается целостным и единым, где каждый трек будто является продолжением другого и все это сливается в большую композицию, похожую на оперу. А еще они начинают уделять больше внимания живым инструментам, и тут появляются красивые полноценные гитарные партии.
Хорошие отзывы критиков на этот альбом вкупе с уже устоявшейся любовью слушателей и фанатов только подтвердили и вконец закрепили успех Depeche Mode по всему миру. В 1989 году группа записала две легендарные, самые узнаваемые композиции — Personal Jesus и Enjoy The Silence. Гор всегда любил сложную лирику, и ему нравилось в своем творчестве говорить о религии, но довольно завуалированно: пусть люди спорят, ищут скрытый смысл, размышляют и приходят к какой-то своей, пусть даже не всегда той, которую вкладывал сам музыкант, идее. Это все и нашло отражение в треке Personal Jesus, про который Гор говорил так: "Эта песня — о том, как один человек может быть Иисусом для другого, о том, как можно дать другому надежду и заботу".
Композиция стала безбожно популярной, ее раскрутили как только могли, даже дали объявление в газете: "Ваш личный Иисус" — и номер телефона, позвонив по которому, можно было услышать трек. Сингл получил золотой статус (т.е. разошелся тиражом более чем в 500 тыс. проданных копий), вошел в список 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone. Кроме того, он был перепет множеством музыкантов по всему миру. Одним из самых знаменитых каверов трека, конечно, считается (вместе с провокационным клипом) версия Мэрилина Мэнсона.
Трек Enjoy The Silence вообще мог быть другим — Мартин Гор написал его как легкую и нежную балладу под аккомпанемент фисгармонии, медленную и проникновенную. Уже в процессе продакшена было решено ускорить темп и немного изменить аранжировку, был придуман знаменитый гитарный рифф из затакта, а сам трек приобрел меланхоличную и уже привычную для песен Depeche Mode мрачную атмосферу.
Помимо всего этого, Гаан начал сольную карьеру и в 2003 году выпустил свой дебютный альбом Paper Monster — для него это был момент откровения, он хотел сам, лично поделиться тем, что творилось в его душе. Проблемы из детства, юности, слава, которая обрушилась на него невозможно быстро и повлекла за собой наркотическую зависимость, алкоголизм и множество рехабов, — обо всем он рассказывает теперь сам. Один из главных красавчиков музыкальной сцены 80-х повзрослел, а эта пластинка — такая своеобразная терапия.
В своем сольнике Гаан решает сосредоточиться не на электронном звучании, а на акустических инструментах. Большую часть партий исполняют гитары, а песни в основном балладные — медленные, слушатели будто покачиваются на волнах нежного рока и завораживающего вокала. Да, вокальная манера Дейва Гаана всегда была одной из главных фишек что Depeche Mode, что его сольного творчества: ее безошибочно распознают слушатели со всего мира.
Всего Гаан выпустил пять сольных альбомов, последние три — совместно с группой Soulsavers, интересным американским коллективом, который соединяет госпел и рок в своем творчестве. Последняя их работа вышла в прошлом году и называется The Imposter. Это сборник каверов на рок-песни разных времен. Там, например, есть треки A Man Needs A Maid Нила Янга и Not Dark Yet Боба Дилана. Пластинку довольно тепло приняли критики, хоть она и мало похожа на ту музыку, которой завоевала любовь Depeche Mode. Это в лучшем смысле слова старомодная, расслабляющая работа, которая мягко погружает вас в атмосферу олдскула, рок-музыки, которую сейчас уже мало кто исполняет. Гаан вместе с Soulsavers сделали это качественно и талантливо.
Все песни — что сольные, что в составе группы, — которые подарили нам участники Depeche Mode, — очень личные и эмоциональные истории. Конечно, музыка и аранжировка играют большую роль, но и слова нельзя оставлять без внимания, ведь конкретно в этом случае именно они становились толчком для создания удивительно атмосферных, проникновенных треков. Так, например, Мартин Гор пишет о простых вещах, человеческих взаимоотношениях, любви, предательстве или о более сложных, но все еще понятных и близких каждому, например о религии или политике.
Однозначно, Depeche Mode совершили революцию в мире электронной музыки: взяв все самое лучшее от этого жанра, они добавили туда свою эстетику и красоту, создав совершенно уникальные треки, давно ставшие культовыми. Depeche Mode начинали как друзья, сейчас же это уже семья, чьи участники близки друг с другом, как братья. Даже во время пандемии они продолжали общаться и записывать треки, ну а нам остается только ждать, когда можно будет увидеть музыкантов на сцене.
Редакция ТАСС не поддерживает употребление наркотической, табачной и алкогольной продукции.