4 августа 2021, 09:00
Статья

Музыкант родился 120 лет назад, 4 августа

Луи Армстронг, 1965 год. ADN-Bildarchiv/ ullstein bild via Getty Images
Луи Армстронг, 1965 год

Луи Армстронг — один из главных джазовых классиков и один из самых популярных и известных трубачей в мире — родился в 1901 году в Новом Орлеане, в городе, где, согласно общепринятой легенде, родилось и само музыкальное направление. Семья у него была, мягко говоря, малоблагополучной, отец и вовсе бросил их вскоре после рождения Луи, воспитанием детей занималась бабушка Джозефина. Будущий музыкант рос в опасном районе, где все время происходили перестрелки и поножовщина, это был беднейший район города, где в основном были только бары, салуны, публичные дома, а жили там в основном преступники и женщины легкого поведения. Везде была полная неразбериха, да такая, что никто даже не подумал зарегистрировать рождение ребенка: из-за этого долгое время не удавалось установить точную дату рождения джазмена. 

Будущему музыканту приходилось побираться на улице, иногда даже что-то воровать из магазинов или искать еду в мусорных баках. В чем-то помогла ему семья еврейских иммигрантов, которые приняли его к себе на работу, — он развозил для них уголь. Карновски стали хорошо и тепло относиться к нему, и вскоре он даже смог иногда оставаться у них, а старшие члены семьи стали относиться к нему как к родному сыну. Знакомство с ними Луи пронес через всю свою жизнь — он носил на шее звезду Давида, а еще свободно говорил на идише. 

Параллельно с учебой и работой Луи начинает петь в уличном ансамбле и сам учится играть на барабанах. Так у него развивается слух, голос, появляется чувство ритма и, конечно, любовь и увлечение музыкой. Но самое интересное, как говорил сам Армстронг, началось со случайного выстрела из пистолета, который он украл у полицейского. Это было в канун Нового года, и мальчик просто хотел так пошутить. В итоге стражи правопорядка задержали его и вскоре Луи оказался в исправительном лагере. Сам музыкант всю жизнь благодарил судьбу и судью, отправившего его туда, ведь именно с этого момента у него началась новая жизнь. 

В лагере, как оказалось, жилось ему лучше, чем в родном доме. Там за ним следили, он всегда был накормлен, у него было место, где можно спать, а еще он присоединяется к местному оркестру и вокальной группе. Сначала он играл на тамбурине, самом простом инструменте, но, заметив успехи Армстронга, дирижер доверил ему духовой инструмент с низким звучанием — альтгорн — и начал заниматься с ним музыкой, давал уроки игры на горне, корнете. Так мальчик стал лучшим музыкантом в лагере. Когда из колонии Луи забрал (внезапно) отец, он сбежал назад к семье Карновски, которые, кстати, подарили ему первый в жизни корнет. И Армстронг начинает давать небольшие выступления, чтобы зарабатывать деньги. Интересно, что все это время Луи не знал нотной грамоты и всегда ориентировался на слух. Восполнить пробел в образовании он смог только в 17 лет: уроки ему стал давать его коллега по оркестру.

В 1922 году, уже изучив к этому моменту музыкальную грамоту и отточив свое мастерство, Луи Армстронг отправляется в Чикаго, джазовую столицу Америки. Там очень скоро становится ясно, что мало кто может составить ему конкуренцию. Он дает яркие и эффектные шоу, работает с лучшими оркестрами, начинает концертную деятельность, а в 1926 году полностью отказывается от корнета и переходит к трубе. Скорее всего, это было связано со строением инструмента, у первого раструб был более широкий и звучание было довольно мягким. Манера же игры самого Армстронга требовала более жесткого, решительного звука. 

В Чикаго талант Армстронга смог полностью раскрыться, и там появляются его знаменитые бэнды — Hot Five и Hot Seven, с которыми он записал больше шести десятков хитов, ставших мировой джазовой классикой. Армстронг всегда был полон идей и энергии, поэтому и композиции, создаваемые им, будто приобретали новую жизнь после его исполнения. 

Одна из самых знаменитых — Hello, Dolly! Ее для своего одноименного мюзикла написал американский композитор Джерри Херман, трехкратный обладатель премии Tony. В 1963 году Армстронг записал ее небольшую демоверсию для промокампании спектакля, а после успеха постановки он включил ее в свой альбом. Hello, Dolly! стала безумно популярной, и, возможно, это одна из самых знаменитых работ Армстронга. После выхода песни композиция заняла первую строчку хит-парада Billboard, подвинув с лидирующий позиции самих The Beatles с Can’t Buy Me Love. В 1965 году Hello, Dolly! стала песней года на премии Grammy, а сам Армстронг получил награду за лучший мужской вокал. 

Go Down Moses тоже не песня, написанная Армстронгом, это американский спиричуэлс, который исполняли многие музыканты. В 1958 году он решил переработать его и сделать новую аранжировку. Так композиция получила вторую жизнь и свежее звучание. 

И конечно, ни один джазовый исполнитель не может существовать хотя бы без одной нежной баллады. Таковой для Армстронга стала What a Wonderful World, которая сейчас известна по всему миру и даже введена в Зал славы Grammy, куда попадают исключительные исполнения. Ее авторы — Боб Тиэл и Джордж Вайс — долго искали особого музыканта для этого трека. В 1967 году Луи Армстронг работал над новым альбомом, и поэтому, когда ему предложили исполнить балладу, он согласился. Запись не клеилась — мешали посторонние звуки, приходилось делать множество дублей, кроме того, What a Wonderful World исполняется в сопровождении большого оркестра, а значит, нужно было, чтобы записалось все идеально у всех одновременно. Один из продюсеров намеревался устроить скандал, работу все время что-то прерывало, в общем, атмосфера была напряженной. Но Армстронг все время сглаживал накал страстей, шутя, смеясь и заражая всех окружающих своим позитивом. 

Но музыка не была единственной сферой приложения сил Луи Армстронга, он еще и снялся во множестве фильмов, сериалов, участвовал в телешоу, даже выходил на сцену в том же мюзикле Hello, Dolly! вместе с Барброй Стрейзанд. Вообще, конечно, в первую очередь все это было сделано для популярности самого артиста, чтобы привлечь к нему внимание, поднять его узнаваемость, и конечно, ради денег, с которыми, кстати, у самого Армстронга всегда были какие-то проблемы. Музыкант хорошо зарабатывал, но рядом с ним всегда оказывались люди, которые хотели воспользоваться его положением. Друзья не спешили оплачивать счета в ресторанах, попрошайки крали кошельки, а бессовестные менеджеры забирали себе неположенную им долю из гонорара Армстронга. 

Армстронг был сильно разочарован в людях, многие относились к нему отрицательно — кто-то из-за того, что музыкант был слишком доверчив, иногда даже наивен как ребенок, кто-то презирал его за сотрудничество с белыми. Кажется, что так бы он и оставался совершенно покинутым всеми в своем творчестве, но в 1935 году трубач знакомится с Джо Глейзером, который стал не просто менеджером артиста, способным решить любые проблемы, но и настоящим другом для музыканта. Он расплатился по всем счетам Армстронга, привел в порядок бухгалтерию, а еще, что немаловажно, отогнал от своего подопечного всех "друзей" и любовниц, стремящихся нажиться на состоянии музыканта. 

Луи Армстронг был гением, человеком, который стремился к доброте и свету, творчеству. Он был далек от политики и старался не встревать ни в какие споры, дискуссии. Главным для него была музыка, которая жила внутри него. Непростое детство оставило на нем отпечаток, но оно не смогло сломать его характер, он не стал озлобленным на весь мир из-за своей судьбы. Он продолжал верить и делиться теплом с людьми вплоть до самой смерти. Находясь в ужасном физическом состоянии, в 1971 году Армстронг отказался ложиться в больницу, вместо этого он дал запланированный концерт — отказать своим поклонникам, искренне тянущимся к нему, он никогда не мог. 

Кадрия Садыкова