РИМ, 3 апреля. /Корреспондент ТАСС Вера Щербакова/. Уникальная картина "Молодая дама" Пабло Пикассо (1881-1973) из коллекции Государственного Эрмитажа впервые выставлена в Италии во дворце в центре Рима, принадлежащем фонду Альды Фенди - одной из пяти сестер, владевших знаменитой модной маркой. Выставка открылась 15 февраля, и в свете последних событий на Украине Эрмитаж обратился за возвращением полотна, однако потом было решено оставить его до окончания изначально оговоренного срока - 15 мая.
В беседе с корреспондентом ТАСС Фенди и ее постоянный творческий партнер, художественный руководитель фонда Раффаэле Кури выразили мнение, что "с точки зрения культуры намного благороднее себя повели с российской стороны, чем с итальянской". Итальянские власти официально объявили о приостановке обменного года музеев с Россией и еще целого ряда инициатив, прервав сотрудничество с российскими деятелями искусств.
Отказаться от выставки по "независящим причинам" было невероятно обидно, сказала Фенди. "Мы счастливы, что картина осталась", - подчеркнула она. Вокруг этого полотна, написанного в 1909 году в стиле аналитического кубизма, выстроено целое мультимедийное повествование, посвященное испанскому живописцу. "Он был не только художником, но и занимался театром, был сценографом, делал костюмы к балету. Он определил все дальнейшее развитие мирового искусства после войны", - прокомментировала Фенди выбор произведения.
Это уже третий опыт сотрудничества ее фонда с Эрмитажем, который передавал ранее на моновыставки фонда скульптуру Микеланджело (1475-1564) "Скорчившийся мальчик" - единственную работу мастера, хранящуюся в России, - а затем картину Эль Греко (1541-1614) "Апостолы Петр и Павел". "Культура - это демократия, поэтому [она] превыше всего остального, мы благодарны, что можем заниматься тем, чем занимаемся", - сказала Фенди.
Окно в мир
Продав в 2001 году по согласию с остальными сестрами модный дом Fendi, Альда посвятила себя тому, что ее увлекало всегда больше, чем мода, - искусству. "Я всегда любила искусство. О моде я никогда не думала как об искусстве, искусство важнее, прекраснее, остается в веках, побеждает время. Мода каждый сезон меняется. Нельзя говорить об искусстве в моде, это другое, но может вдохновляться искусством, требует креативности, изобретательности", - поделилась Фенди, которая с благодарностью вспоминает многие десятилетия работы рядом с Карлом Лагерфельдом.
"Мы решили продать марку (сейчас входит в холдинг LVMH - прим. ТАСС), все впятером, потому что пришла глобализация, и мы поняли, что такая семейная компания, как наша, даже если она известна во всем мире, не могла бы выжить", - пояснила наследница марки Fendi, у истоков которой стояла ее мать Аделе. Это она заложила основы "модной империи" еще в 1930-х годах. А уже потом пять сестер, которые всегда руководствовались принципом "одна за всех и все за одну", которому научила синьора Аделе, вывели марку на международный уровень.
"Наш фонд появился в 2001 году как эксперимент, поэтому слово "эксперимент" есть в названии", - пояснила Альда. Первым "экспериментом" стала реставрация уникального археологического объекта - базилики Ульпии на форуме Траяна, руины которой находятся под средневековым зданием, в котором располагалась старая штаб-квартира Fendi.
Экспериментом стала и реставрация дворца XVII века у арки Януса на Бычьем форуме, в древности народной рыночной площади на берегу Тибра. Дворец, вместивший выставочное пространство общей площадью 3,5 тыс. м на шести этажах с прекрасным видом на Палатинский холм, носит название "Носорог" (Rhinoceros), что символизирует крепость традиций и экзотику одновременно.
Непростая задача реставрации дворца и адаптации пространства под выставки была доверена французскому архитектору Жану Нувелю, который, уверена Фенди, "способен придавать зданиям современный облик, уважая их морщины и трещины". "Этот дворец задумывался как окно в мир", - сказала она. И с 2018 года выставки фонда проходят здесь, каждый раз предлагая новое художественное решение Кури.
С Раффаэлле Кури Фенди начала сотрудничать со времен, когда он работал на Фестивале двух миров в Сполето, хотя первые их совместные опыты начались еще на подиуме, в оформлении которых для Fendi, участвовал Кури. Сейчас римская мэрия передала фонду площадку у арки Януса, единственной сохранившейся в Риме не триумфальной, служившей торговцам укрытием от дождя и солнца. Фонд в течение года поставит семь спектаклей и уже профинансировал новое освещение античного памятника, датируемого IV веком н. э.
За время существования фонда, который в прошлом году отметил 20-летний юбилей, ни на одно мероприятие вход не был платным. Альда убеждена, что культура "должна принадлежать всем, и у нее не может быть стоимости". Поэтому ее называют меценатом, что сближает ее с русскими меценатами начала прошлого столетия, в том числе коллекционером Сергеем Щукиным (1881-1973), начавшим собирать произведения Пикассо и открывшим его России. Его собрание легло, в частности, в основу коллекции французской модернистской живописи Эрмитажа.
Женское начало и семья
Сейчас Альда работает в фонде с двумя своими дочерьми, продолжая традицию "женского семейного бизнеса". Подросли и внуки - у Альды их пятеро, и старшая 27-летняя Вероника пошла по стопам бабушки - профессионально занимается искусством и музейным делом.
Альда считает, что ей повезло жить в послевоенную эпоху в Италии, когда страна переживала рассвет, "были Феллини, Пазолини, Моравия". Со многими выдающимися представителями кино, моды, искусства ей довелось встречаться: это и Лукино Висконти, и Марчелло Мастроянни, и Франко Дзеффирелли, Энди Уорхол. Именно он, по ее признанию, дал окончательно ей понять, что пора посвятить себя искусству. А Феллини видел в Альде Жанну д'Арк на коне с мечом - "воительницу с лицом девочки".
Все, что Альда делает, она считает своим подарком любимому родному городу - Риму. Фонд не намерен прекращать свои связи с Россией. И следующей планирует выставку, посвященную русскому цирку в сотрудничестве с Цирком Никулина на Цветном бульваре. Фенди и Кури надеются вернуться к этому проекту и реализовать его, "как только станет возможно".