Находящиеся за рубежом российские культурные ценности оказались под угрозой изъятия из-за санкций. Наибольшие риски связаны с предметами искусства из частных коллекций, так как некоторые из их владельцев оказались в черных списках. Рассказываем, что известно о сложившейся ситуации.
В начале апреля финская таможня задержала на пограничном пункте с РФ "Ваалимаа" российские произведения искусства на сумму более $46 млн. Арестованными оказались скульптуры, антиквариат и картины, которые везли обратно в Россию после двух выставок в Италии.
Первая выставка — "Гран-тур. Миф, видение и чувство Италии" — проходила в Милане, в Галерее Пьяцца Скала, и завершилась 27 марта. В экспозиции были представлены предметы из Государственного Эрмитажа, а также музеев-заповедников "Царское село", "Павловск" и "Гатчина".
Вторая выставка — "Форма бесконечности" — проходила в Музее современного искусства в Удине с 16 октября 2021 года по 23 марта. На ней демонстрировали работы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея Востока. В число экспонатов, проходивших таможенную проверку на финской границе, попали также художественные произведения ГМИИ Пушкина, прибывшие из Японии, где они экспонировались в городском музее Тиба.
Как заявил руководитель надзорного департамента финской таможни Сами Ракшит, объекты "имеют отношение к входящим в список санкций по экспорту предметам". Их изъяли "в качестве улик" и поместили в безопасное хранилище. Задержание объяснили тем, что произведения искусства можно считать "предметами роскоши", на которые распространяются антироссийские санкции ЕС.
Инцидент вызвал жесткую реакцию со стороны Москвы. Финского посла вызвали в МИД РФ и заявили ему о недопустимости подобных действий. В результате финские органы запросили разъяснение Еврокомиссии по дальнейшим шагам. Почти неделю спустя из Брюсселя сообщили, что санкционные правила не распространяются на эти экспонаты, так как речь идет о государственных коллекциях.
"Компетентные органы власти могут разрешить передачу или экспорт в Россию предметов сферы культуры, которые находятся во временной выдаче в рамках официального культурного сотрудничества с Россией", — привела сообщение Еврокомиссии в своем Telegram-канале глава Минкультуры РФ Ольга Любимова.
После этого МИД Финляндии выдал разрешение на возврат России задержанных финской таможней грузов. Картины выпустили из Европы и вернули российским музеям.
Коллекция Морозовых
Сложнее обстоят дела с предметами из коллекции Морозовых — сборник картин русских и европейских передвижников, символистов, импрессионистов и постимпрессионистов. Выставка "Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства" открылась в фонде Louis Vuitton 22 сентября. В открытии участвовал лично президент Франции Эмманюэль Макрон. Изначально выставка работала до 22 февраля, но из-за большого интереса публики ее продлили до 3 апреля.
В экспозицию попали работы Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Клода Моне, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Анри Матисса и других выдающихся европейских мастеров. В ней также были представлены полотна Константина Коровина, Валентина Серова, Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского.
С окончанием выставки возник вопрос о ее транспортировке на родину. Большая часть из около 200 картин этой коллекции — произведения из собраний государственных музеев. При этом, как сообщил спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, в ней есть и работы, принадлежащие частным лицам, находящимся под санкциями Евросоюза.
Согласно сообщению агентства AFP со ссылкой на заявление Министерства культуры Франции две картины из коллекции Морозовых останутся во Франции.
Одна из них якобы принадлежит российскому бизнесмену и "будет оставаться во Франции до тех пор, пока на ее владельца распространяется мера по замораживанию активов". Как пишет газета Le Monde, речь идет про "Автопортрет в сером" Петра Кончаловского, который был написан в 1910 году и принадлежит подпавшему под санкции российскому предпринимателю Петру Авену.
Второе полотно, как рассказали AFP в МИД Франции, принадлежит Днепропетровскому художественному музею и было задержано якобы по запросу властей Украины. По словам собеседника агентства, эта картина останется во Франции "до того момента, пока ситуация в стране не позволит создать условия для безопасного возвращения". Как сообщает телеканал France24, речь идет о портрете Маргариты Морозовой работы Валентина Серова.
Кроме того, французские СМИ сообщают и про третью картину, в отношении которой идет проверка. Это портрет Тимофея Морозова, написанный в 1891 году Валентином Серовым и принадлежащий Московскому музею авангарда. Полотно находится в частном фонде "Магма", который связан с Вячеславом Кантором, находящимся под санкциями Великобритании.
В посольстве России в Париже официально не подтверждают информацию о задержании картин.
"Никто ничего не задерживал, — сказал ТАСС 10 апреля представитель пресс-службы дипмиссии. — Решаются вопросы логистики. В нынешних условиях это непросто". В Министерстве культуры Франции и в фонде Louis Vuitton, организовавших выставку, на просьбы ТАСС прокомментировать эту информацию пока не ответили.
Как заявил Швыдкой, если частные картины из коллекции все же подпадут под ограничения, то они могут остаться на временное хранение в Париже.
"Я думаю, что в данном случае целесообразно конкретно эти вещи, которые принадлежат частным лицам, сохранить в фонде Louis Vuitton. Там они будут в сохранности, безусловно", — сказал он, добавив, что российская сторона все равно будет следить за судьбой объектов из частных коллекций. Что касается остальных предметов, то, согласно информации Минкультуры РФ, они должны вернуться на родину ориентировочно к майским праздникам.
Санкционные реалии
Из-за введенных ограничений российские музеи пытаются перестраховаться и быстрее вернуть экспонаты, находящиеся за рубежом, на родину.
Так, в середине марта Эрмитаж сообщил о том, что в соответствии с достигнутыми договоренностями музей постепенно возвращает выданные на выставки предметы.
"Выставки, чей срок подходит к концу, готовятся к возвращению в несколько ускоренном темпе", — прокомментировали сиутацию в музее.
На такие шаги идут и другие музеи. Ранее Екатеринбургский музей изобразительных искусств предложил корейской стороне досрочно вернуть из Сеула находящиеся там картины — "Супрематизм" Казимира Малевича, "Серый овал" Василия Кандинского и другие работы, находящиеся там в рамках выставки русского авангарда.
"Нашим музеем корейской стороне было сделано предложение закрыть выставку раньше на две недели из-за возможных проблем с перевозкой экспонатов и логистикой их возвращения, но все-таки было принято решение продолжить работу по ранее запланированным срокам. После окончания выставки в Сеуле картины из собрания ЕМИИ вернутся в Екатеринбург", — сказали в пресс-службе, отметив, что выставка в Сеуле продлится до 17 апреля, как и планировалось ранее.
Урок на будущее
Как недавно заявил глава Совбеза РФ Дмитрий Медведев, нынешняя ситуация — "хороший урок всему миру на будущее". "Если не хотите, чтобы ваше имущество оказалось под арестом, в третьем десятилетии XXI века нельзя верить на слово властям европейских стран, — пояснил он. — Их гарантийные письма не стоят той бумаги, на которой они напечатаны".
В то же время, продолжил политик, участие России в дальнейшей международной выставочной деятельности вполне возможно, но доверчивость и великодушие "надо убрать в дальний ящик". "И выбирать для этого нормальные цивилизованные страны, для которых международное право — не пустой звук", — добавил он.
По словам Медведева, у Москвы есть насыщенная повестка со странами СНГ, БРИКС, Латинской Америки и Африки: в этих государствах проживают "миллиарды адекватно настроенных людей", которые ее ценят, любят и ждут. Для взаимодействия с ними открыты "ультрасовременные музеи современного искусства" на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, подчеркнул он.
"Не сомневаюсь, что власти и профильные организации помогут нашим молодым музыкантам, режиссерам, художникам, дизайнерам и иным представителям творческих профессий не выпасть из международной обоймы", — заверил политик.