МОСКВА, 18 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Нехаева/. Выставка "Магия тела. Живопись и скульптура XVIII-XX веков" открылась в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция, показывающая, как русские художники изображали обнаженную натуру, развернулся в трех залах галереи на Крымском валу.
"Выставка - это всегда спектакль, и нам важно было установить работы так, чтобы они не мешали друг другу и при этом позволяли посетителю получить целостное эмоциональное впечатление, - рассказала корр. ИТАР-ТАСС директор Третьяковки Ирина Лебедева. - Мы говорим о вечной теме обнаженной натуры как способе художественного творчества. Мы хотим, чтобы юная публика, которая придет на выставку, училась понимать тему обнаженной натуры с точки зрения эстетического восприятия".
Куратор Надежда Юрасовская рассказала корр. ИТАР-ТАСС, что авторы хотели "показать пластическое развитие художественного языка через обнаженную натуру". Экспозиция построена по хронологическому принципу - от академической школы живописи до авангардизма.
На выставке впервые после реставрации показаны "Обнаженная натурщица в шляпе" (1910) Михаила Ларионова и "Мастерская" (начало 1930-х) Василия Яковлева. Одним из центральных экспонатов стала картина Аркадия Пластова "Весна" (1954), которая в свое время произвела сенсацию. На полотне изображена обнаженная женщина с девочкой под открытым небом и медленно падающими хлопьями снега в притворе старой деревенской бани.
Всего на смотре представлены более 70 произведений живописи и скульптуры трех столетий. Они показаны в нескольких разделах. В одном из них - "В зеркале мифа" - собраны произведения исторического и мифологического жанров XVIII - первой половины XIX века. Публике представлены работы мастеров классицизма, живописцев эпохи романтизма. Это работы Карла Брюллова, Ивана Акимова, Александра Иванова и других.
В другой части смотра - "Мастерская. Художник и модель" - работы конца XIX - начала XX века. Здесь можно увидеть, как изображали обнаженную натуру Валентин Серов или Николай Фешин.
Кроме того, сами сцены, в которые художники включали изображения обнаженной натуры, представлены в разделе "Сюжетные линии. Ракурсы". Это "Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского" (1916) Давида Бурлюка, "Девушки на Волге" (1915) Кузьмы Петрова-Водкина или "Натурщица в шляпе" (первая половина 1900-х) Михаила Ларионова. Здесь же показаны полотна Дмитрия Жилинского, Николая Андронова, Ларисы Кирилловой и других.
Проект, как отмечают устроители, пройдет в два этапа. После показа этой выставки зрителям будет представлена экспозиция графики, которая откроется в октябре.
Выставка "Магия тела. Живопись и скульптура XVIII-XX веков" будет открыта до 14 декабря.