МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. Идея Минкультуры РФ выпустить в повторный прокат хиты отечественного кино "Брат" и "Брат 2" оказалась успешной и помогла российским кинотеатрам компенсировать часть выручки, упущенной после ухода с рынка голливудских фильмов. Об этом ТАСС рассказала киноэксперт, основатель и главный редактор журнала "КиноРепортер" Мария Лемешева.
"Это была хорошая инициатива - зрители охотно пошли смотреть на народного героя Данилу Багрова в кино, ведь в 1997-м "Брат" Алексея Балабанова выходил только на видеокассетах и на телевидении. В повторном показе фильм собрал больше 77 млн рублей, а его сиквел "Брат 2" - 38 млн рублей", - рассказала Лемешева.
По ее мнению, увеличить доход от проката сейчас могут помочь отечественные полнометражные анимационные фильмы и сериалы, которые в последнее время отчасти стали заменой голливудскому семейному кино и кинофраншизам про супергероев.
"Свежий российский анимационный фильм "Финник" про веселого домового в марте стал лидером нашего проката, собрав почти 400 млн рублей. Вслед за ним на большой экран выходят "Мальчик-дельфин" и "Бука. Мое любимое чудовище", а в майские праздники мы ждем от "Союзмультфильма" премьеру анимационного байопика "Суворов: Великое путешествие" о единственном в истории полководце, не проигравшем ни одной битвы", - рассказала эксперт.
Что заменит Голливуд?
Благодаря уходу американского кино российский прокат может пополниться фильмами из дружественных стран, считает Лемешева. "Конечно, равноценной альтернативой они не станут, по крайней мере, в ближайшее время. Как минимум полгода уйдет на заключение договоров с иностранными прокатчиками, перевод, дубляж и рекламу таких картин", - подчеркнула эксперт.
По ее мнению, свою роль сыграет и привычка наших зрителей к определенному типу кино. Она полагает, что фильмы из Южной Кореи, Индии, Китая, Латинской Америки, несмотря на самобытность или фестивальное качество, не смогут в одночасье завоевать любовь зрителя. Сейчас интерес к ним очень мал, но может вырасти при условии грамотной стратегии продвижения нового кинопродукта, заметила главред "КиноРепортера".
Спрос может вырасти и на свежие зарубежные авторские и документальные фильмы. "Скорее всего, ни один из них не попадет в топ по популярности, но если развивать это направление, то суммарные сборы такого кино тоже помогут общей кассе", - отметила Лемешева.
Кинопрокат в новых условиях
"Владельцы экспериментируют с показом" - утверждает эксперт. В качестве примера она привела сеть "Каро", которая запустила проект "Видеоблогеры в кино" с эксклюзивными выпусками популярных интернет-шоу, а также кинотеатры объединенной киносети ("Синема Парк", "Формула Кино", "Кино Окко"), которые добавили в репертуар трансляции спектаклей и повторный прокат отечественных кинохитов. Но, как подчеркнула Лемешева, главными и наиболее распространенными стали меры, уже опробованные во время ковидных ограничений: оптимизация персонала и сдача залов в аренду.
Как признается эксперт, отечественные кинотеатры переживают сейчас не лучшие времена. Лемешева привела данные, согласно которым около четверти кинозалов закрылись, а выручка проката по итогам апреля упала на 80%. Она также рассказала, сославшись на данные Ассоциации владельцев кинотеатров, что в мае-июне ввиду небогатого репертуара в России может закрыться половина кинозалов. Заморозка цен на билеты, которая была сделана ради привлечения аудитории, не помогла, констатировала Лемешева.
По мнению эксперта, кинотеатрам нужна государственная поддержка. Она напомнила, что во время ковидных ограничений в 2020 году государство выделило из бюджета на поддержку кинопроката порядка 4,2 млрд рублей. Несмотря на то, что это ощутимо меньше совокупного убытка кинотеатров, который составил 40 млрд рублей, такая поддержка помогла кинопрокатчикам пережить период ковидного простоя, считает Лемешева. Такую же сумму, по ее словам, в марте этого года запросила у правительства РФ Ассоциация владельцев кинотеатров. "Судите сами: ежегодно в наш прокат выходило 1 800 иностранных фильмов, львиная доля которых производилась в США, а российских - в четыре с половиной раза меньше. Обеспечить тот уровень доходов, который раньше приносило голливудское кино, без финансовой помощи государства нереально", - подчеркнула эксперт.
Господдержка российской киноиндустрии
Сейчас основные меры господдержки киноотрасли направлены на сферу кинопроизводства, пояснила главред "КиноРепортера". Она также напомнила, что правительство выделило на создание нового российского кино более 11,5 млрд рублей, а Госдума оперативно приняла закон о полном финансировании дебютных российских фильмов. "Государство будет в полном объеме оплачивать расходы не только на их производство, но и на прокат", - сказала она. По словам Лемешевой, Минкультуры "намерено пересмотреть сроки производства кинопроектов с господдержкой, чтобы их создатели могли избежать штрафов".
Как рассказала эксперт, определенные шаги предпринимаются и на региональном уровне - например, в Якутии утвержден план развития кинопроката и кинопроизводства, предусматривающий финансовую поддержку и налоговые льготы для местных производителей.
От вложений в производство кино, пояснила Лемешева, в первую очередь, ждут мультипликативного эффекта: создание новых картин должно стать катализатором развития всей национальной киноотрасли, включая и кинопрокат. Однако, как и любая стратегия, это принесет плоды не сразу, считает эксперт.
"По самым оптимистичным прогнозам, на производство отечественных кинохитов понадобится минимум год-полтора. То есть, в прокат они в лучшем случае выйдут перед майскими и новогодними праздниками 2023 года. Но все ли кинозалы и киносети до этого доживут? Как кинопрокату выжить вот сейчас, в 2022 году? Необходим оперативный план поддержки отрасли, и его совместно должны принять государство и бизнес", - отметила главный редактор "КиноРепортера".