20 мая 2022, 15:15,
обновлено 20 мая 2022, 16:17

Картины уральского музея вернулись в Екатеринбург после выставки в Сеуле

По словам директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиты Корытина, экспонаты отправили из Южной Кореи без повреждений, их сохранность по итогу доставки оценят после распаковки

ЕКАТЕРИНБУРГ, 20 мая. /ТАСС/. Картины Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), которые были представлены на выставке "Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции" в Сеуле в Южной Корее, вернулись в Екатеринбург, уже началась распаковка прибывших произведений искусства, передает корреспондент ТАСС. По итогу осмотра работ перед отправкой в Россию повреждений обнаружено не было, сообщил директор ЕМИИ Никита Корытин.

Ранее в СМИ появилась информация, что Культурный центр Седжон после завершения выставки не может отправить несколько картин назад в Россию из-за проблем с авиарейсами. В ЕМИИ прокомментировали ТАСС, что специалисты екатеринбургского музея вместе с южнокорейскими коллегами прорабатывали варианты логистики возвращения работ.

"Все музеи, которые выдали предметы в то время, задумались: "А не сократить ли нам сроки выставки, не вернуть ли вещи обратно". Здесь риски могли быть самые разные - могли быть действия на самой выставке, могли быть какие-то русофобские истории (это же материальные вещи, им можно навредить), как все и предполагали, возникли проблемы в логистике. Мы <…> подписали договор, у нас выставка была до 17 апреля, и, собственно говоря, никаких юридических оснований для того, чтобы закончить ее раньше, у нас не было. По итогу осмотра в Сеуле - ничего с картинами не произошло, более того, вещи, которые прибыли уже в музеи нашим коллегам (в понедельник-во вторник) - в порядке", - рассказал Корытин, уточнив, что оценить сохранность картин по итогу транспортировки в Екатеринбург можно будет через несколько дней после распаковки и полного осмотра.

О проблемах логистики

Картины в результате получилось вывезли авиарейсом до Стамбула (Турция), а далее в Москву, после чего они прибыли в Екатеринбург.

"Были логистические сложности, это естественно: <...> [имеется] только возможность сообщения по морю или авиасообщение, те есть переехать на машине нельзя, и это очень большой километраж. Все это осложняется тем, что компании, которые занимаются профессионально музейными взаимодействиями - страхование, упаковка, изготовление ящиков, транспортировка, их очень-очень мало в принципе на рынке в мире. Не каждый аэропорт обладает необходимой логистикой для того, чтобы принять, хранить эти вещи в помещении, обеспечить им климат и так далее. Более того, у нас такие большие ящики есть, которые просто не входят в обычный самолет, мы занимаем полсамолета транспортного нашей выставкой", - поделился Корытин.

Он отметил, что посещаемость выставки была большой - интерес к авангарду в Южной Корее очень высок.

О представлении картин жителям города

Корытин также сообщил, что произведения, вернувшиеся с выставки, будут представлены зрителю в августе в центре "Эрмитаж-Урал". 

"Мы планируем этим летом после такого внимания к нашему авангарду, безусловно, показать его городу. И в центре "Эрмитаж-Урал" на первом этаже будет большая экспозиция, из нашей коллекции состоящая. Это будет август-сентябрь. Вся наша коллекция будет в полном составе на Вайнера, 11", - сказал Корытин.

Он сообщил, что выставка в Сеуле станет последней поездкой коллекции в полном составе. "[После выставки в Екатеринбурге] эти вещи удалятся в фонды на плановую реставрацию и подготовку к новой экспозиции - мы очень рассчитываем к трехсотлетию города сделать экспозицию русского авангарда на Воеводина, 5. Это означает, что больше в такие туры гастрольные вся коллекция целиком ездить не будет, потому что такой возможности не будет физически - <...> вся постоянная экспозиция не может куда-то уехать. Будем выдавать только отдельные предметы", - пояснил Корытин.

Ранее также сообщалось, что после возвращения на Урал картины отправятся на реставрацию - к 300-летию Екатеринбурга (в 2023 году) планируется создать постоянную экспозицию, посвященную русскому художественному авангарду 1910-1920 годов.

На выставке, которая прошла в Сеуле с 31 декабря по 17 апреля, были представлены 75 произведений из коллекций ЕМИИ, Нижегородского художественного музея, Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова и Приморской картинной галереи. Основу экспозиции составили 63 картины из коллекции Екатеринбургского музея.