Полотна русского художника стали частью экспозиции девяти выдающихся национальных мастеров, сообщил в пятницу корр. ТАСС генеральный директор Национальной галереи современного искусства Адвайта Гаданаяк. "Николай Рерих тоже часть нашего искусства. Я даже думаю, что Рерих — индийский художник. Его философия, его представления в большей степени индийские. Я бы даже сказал, что он был индийским монахом, садху [отшельник в индуизме — прим. ТАСС], который писал картины. Он писал и на русские темы, но внутри он был индийцем", — объяснил Гаданаяк.
Экспозиция, приуроченная к 75-й годовщине независимости Индии, представляет тех национальных художников, которые получили известность до освобождения страны от британцев в 1947 году. Это мастера, которые заложили основу для развития современного индийского искусства. Среди них Раджа Рави Варма (1848–1906), Рабиндранат Тагор, который был не только знаменитым писателем, но и художником (1861–1941), его родственники Гаганендранатх Тагор (1867–1938) и Абаниндранатх Тагор (1871–1951), кроме того, Амрита Шер-Гил (1913–1941), Нандалал Бос (1882–1966), Джемини Рой (1887–1972) и Сайлоз Мукхерджи (1906–1960). Каждое из этих имен считается легендой национальной культуры. И в этот список кураторы выставки поместили полотна Николая Рериха, основная тема которых — Гималайские горы.
Всего в экспозиции представлено 19 работ художника, который родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Но особое внимание привлекают две: полотно на холсте "Закат. Кашмир" (1943) и эскиз на картоне "Гималаи. Канченджанга" (1938). Эти картины несколько лет назад были похищены и вывезены из Индии, после чего всплыли на аукционе Sotheby’s ("Сотбис") в Лондоне. Потребовались долгие пять лет, чтобы индийские власти смогли вернуть их обратно. И вот теперь эти работы Рериха впервые официально представлены публике в Индии.
Похищение Гималаев
Кураторы выставки сделали все, чтобы гости экспозиции смогли, не отвлекаясь, любоваться горными пейзажами художника, который, как отмечают сами индийцы, открыл миру красоту Гималаев. В двух залах, где представлены работы Николая Рериха, царит полная темнота, и только лишь полотна подсвечены ярким, четко направленным светом; из динамиков постоянно слышен негромкий шум горного ветра.
"Так лучше чувствовать рериховские работы. Здесь можно медитировать. Некоторые так и делают", — сказал корр. ТАСС один из кураторов выставки, российский искусствовед Владимир Зайцев, который сотрудничает с Национальной галереей современного искусства.
Он рассказал историю похищения двух гималайских пейзажей Николая Рериха. В 1947 году All India Fine Arts and Crafts Society (Всеиндийское общество изящных искусств и ремесел) пригласило Николая Рериха приехать в Дели и открыть выставку своих работ. Страна только в августе того года получила независимость. Ряд регионов молодого государства, в том числе и Нью-Дели, были охвачены межрелигиозными столкновениями. Власти рассматривали выставку художника как своего рода призыв к миру и согласию. Местом для показа было выбрано большое здание Института сельскохозяйственных исследований — художественных государственных галерей в индийской столице тогда еще не было.
"Николай Рерих отобрал около 60 работ для показа. Но в декабре 1947 года Рерих неожиданно скончался. Однако выставку не отменяли, несмотря ни на кончину художника, ни на беспорядки в городе. На открытие экспозиции прибыл первый премьер независимой Индии Джавахарлал Неру. И тогда было предложено состоятельным людям приобрести для молодой страны несколько работ — купили более 20 картин, часть из которых в 1960-е были переданы в музей в городе Чандигархе, а часть работ осталась в делийском сельскохозяйственном институте", — объяснил собеседник.
Со временем сменилась администрация института, новое руководство, чиновники, ничего не знали о Рерихе и ценности его произведений. В открытом доступе в библиотеке выставлялись лишь несколько этюдов. И вот в 2009 году разразился скандал, когда две картины появились в каталоге "Сотбис" — их похитили из запасников института и вывезли на Запад.
Картины после долгих усилий вернули. И администрация этого института была несколько напугана, что картины хранились в закрытых комнатах и их нельзя было увидеть. Благодаря нашим совместным усилиям с Национальной галереей их удалось получить для выставки. Но это было не просто, дошло до премьер-министра Нарендры Моди!
В настоящее время искусствоведы хотели бы, чтобы эти картины не возвращались в Институт сельскохозяйственных исследований, а остались в галерее. И тогда в индийской столице появится постоянная экспозиция работ Николая Рериха, где им смогут обеспечить необходимые условия хранения. А главное — их смогут видеть все желающие.
"Такие художники соединяют народы"
Нынешняя выставка с картинами Рериха открылась в Индии в том момент, когда в ряде западных стран русское искусство подвергается "политике отмены". А как с этим в Индии? Услышав такой вопрос, заместитель директора Национальной галереи современного искусства Суджата Прасад была явно удивлена и заверила, что никто в Индии не собирается останавливать или запрещать показ работ русского художника.
При чем тут современная политика? Такие художники, как Николай Рерих, не имеют отношения к политике, они соединяют различные культуры, различные национальности. Мы гордимся этой выставкой!
Она добавила, что любой желающий может посмотреть экспозицию девяти классиков индийского изобразительного искусства, среди которых важное место занял и русский живописец, до мая 2023 года.
Николай Рерих является основателем известной династии русских художников, ученых и мыслителей, чья деятельность тесно связана с Индией. Он написал почти 7 тыс. картин, многие из них сегодня выставлены в музеях и галереях по всему миру. Кроме того, Николай Рерих стал автором около 30 литературных трудов, в том числе "Алтай — Гималаи: путевой дневник", "Восток — Запад" и "Сердце Азии". Он также выступил автором международного договора (пакта Рериха) о защите культурного наследия. Его супруга Елена Рерих известна как создатель философской системы "Живая этика". Их старший сын Юрий Рерих (1902—1960) стал выдающимся исследователем Центральной Азии, составил тибетско-англо-русско-санскритский словарь, монографии по истории центральноазиатских государств. Второй сын Святослав прославился прежде всего как художник и общественный деятель, он удостоен одной из высших наград Индии Падма Бхушан (орден Лотоса).
Евгений Пахомов